Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование денежно-кредитной системы России. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности, функций, механизма функционирования кредитно- денежной системы;
- выявление особенностей кредитно - денежной системы России;
- анализ состояния кредитно – денежной системы России в настоящее время;
- анализ проблем и их решение в кредитной системе России
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты кредитно-денежной системы 2
1.1. История развития экономической теории 2
1.2. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика 2
1.3. Понятие и структура кредитно-денежной системы 2
1.4. Центробанк, его функции и роль в экономике 2
Глава 2. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика в России. 2
2.1. Анализ кредитно-денежной политики 2
2.2. Финансовый кризис в России: факты, причины, посткризисный период 2
Глава 3. Проблемы функционирования кредитно-денежной системы и пути их решения. 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Без крупных инвестиционных кредитов у страны не может быть будущего. Насколько это понимается Центральным банком и банковским сообществом? Я не вижу энергичных мер, чтобы перейти от «коротких» денег, преобладающих в нашей экономике, к более «длинным» деньгам. Почему столь велика волатильность наших акций? А потому что в них мало вкладывается «длинных» денег, даже тех, которые есть в нашем народном хозяйстве.
Кто, как не Центральный банк, должен выступить инициатором значительного увеличения «длинных» денег в пассивах наших банков, где доля таких денег составляет проценты, а не десятки процентов, как в других странах? Надо поменять банковское законодательство и повернуть российские банки лицом к инвестициям. Эти вопросы, как и многие другие, банковское сообщество в достаточно острой форме ставило еще до кризиса, и не просто ставило, а прописало в своей программе «банкизации страны», которая так и не была претворена в жизнь.
Одна из причин того, что кризис 2009 года для России оказался таким глубоким, - слабость нашей банковской системы. Чтобы выжить в кризис, банки при попустительстве ЦБ и правительства в 1,5 раза повысили процентные ставки. Сделали все наоборот по сравнению с тем, что надо делать в кризис и что делали западные банки и стоящие за ними денежные власти.
В экономически развитых странах мира, прежде всего в США, фондовые рынки уже восстановили докризисные показатели и двинулись вверх, принося доход своим эмитентам и владельцам акций. В России фондовый рынок буксует, еле достиг 70% от докризисного состояния, в лучшем случае восстановится в 2014-2015 году. Это тоже следствие нехватки «длинных» денег, из-за отсутствия которых наш фондовый рынок в кризис упал в 4-5 Раз вместо 2-2,5 Раз' как это произошло с фондовыми рынками большинства других стран.
Надо все-таки извлечь урок из кризиса и переходить к новой кредитно-денежной политике, ориентированной на ускорение социально-экономического развития нашей страны.
Глава 3. Проблемы функционирования кредитно-денежной системы и пути их решения.
Следует выделить следующие проблемы кредитно – денежной системы в России:
1. Неразвитость банковской системы. ЦБ РФ монопольно устанавливает курсы иностранной валюты. Банк России настаивает на необходимости сохранения валютных ограничений тем, что они позволяют ему бороться с вывозом капитала из страны, валютными спекуляциями и необходимы для поддержания курса рубля, противодействия инфляции.
Необходимо совершенствование законодательной базы. Устранение валютных ограничений и, исходя из сложившегося реального курса иностранных валют, определение необходимой эмиссии денежной массы – как способ борьбы с инфляцией. Что так же даст возможность бороться с другими проблемами: девальвацией и неконвертируемостью рубля.
Серьезной причиной, порождающей проблемы в денежно-кредитной сфере России, является отсутствие правовых норм, устанавливающих взаимосвязанную систему институтов, образующих единый согласованный механизм регулирования денежно-кредитных отношений, разграничивающих их компетенцию, определяющих порядок взаимодействия и распределения ответственности между ними. В результате возникают серьезные внутрисистемные противоречия.
О существовании особого рода государственных органов денежно-кредитного регулирования упоминает федеральное бюджетное законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ органом денежно-кредитного регулирования в современной России признается только Банк России, который, кроме того, обеспечивает устойчивость национальной валюты (ст. 75 Конституции РФ). Однако и Правительство России в соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ тоже «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на обеспечение устойчивости рубля. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России.
Некоторая нестыковка
конституционных правовых норм,
регулирующих компетенцию
Несмотря на несогласованность некоторых норм, из Конституции России следуют важные выводы: 1) государственное регулирование денежной и кредитной сферы отнесено к исключительному ведению РФ[8]; 2) регулирование денежной и кредитной сферы не является исключительной компетенцией только какого-либо одного федерального органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России. Более того, из Конституции России следует, что и Правительство, и Банк России не являются единственными государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу. Например, государственные регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере, выражающиеся в принятии соответствующих законодательных актов, предоставлены Федеральному Собранию Российской Федерации и Президенту России.
Государственное регулирование
денежно-кредитной сферы –
2. Инфляция. Люди начинают меньше сберегать и больше тратить: наблюдается тенденция снижения объема денежных вкладов населения в банках.
Необходима эффективная антиинфляционная политика, которая будет учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования. Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Необходимо стимулирование граждан делать сбережения. Ситуация может переломиться, только если ставки по вкладам будут превышать инфляцию.
3. Девальвация, т.е. понижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам. Причиной девальвация может быть инфляция, а может и принудительное снижение курса валюты Центробанком страны. Необходимо стимулирование развития собственного производства товаров, сырья и материалов с учетом использования кредитов, выгодных производителю. Особое значении приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.
В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7–5,7% в 2013 году, 3,6–4,6% в 2014 и 2015 годах. Расчеты по денежной программе на 2013–2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9–18%, в 2014 и 2015 годах – 14–19% в год.
В условиях повышения
гибкости курсовой политики ожидается
постепенный переход к
При этом в 2013–2015 годах ожидается рост валового кредита банкам. Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014–2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.
В 2013 и 2014 годах Банк России
продолжит осуществлять курсовую политику,
не препятствуя формированию тенденций
в динамике курса рубля, обусловленных
действием фундаментальных макр
После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.
Развитие и применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будет направлено на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка. Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики – коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики.
В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы процентного коридора в условиях появления признаков не- достатка стандартного обеспечения у кредитных организаций.
В целях предоставления кредитным организациям большей гибкости в управлении обеспечением по операциям рефинансирования и собственными счетами в Банке России планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов. Банк России также продолжит использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора.
Будет продолжено сотрудничество
с Минфином России и Федеральным
казначейством по вопросу развития
механизма размещения временно свободных
средств бюджета в банковском
секторе, задачей которого является
минимизация сезонного
Банк России в предстоящий
трехлетний период сохранит преемственность
реализуемых принципов денежно-
Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5%.
Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия.