Современные олигополии на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии.
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка
1.3. Нескоординированная олигополия
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли
2.3. Перспективы развития российских олигополий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 262.80 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента и бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

Экономическая теория

на тему:

«Современные олигополии на российском рынке»

 

                                                                                           Выполнила:

                                                           Студентка 1 курса

                                                                    Очной формы обучения

                                                               Группа ЭПОб-14-1

                                                             Викторова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень - 2015

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры

    1. Модели поведения олигополии.
    2.  Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка

1.3. Нескоординированная олигополия

Глава 2. Современные российские олигополии

2.1. Особенности российского рынка олигополий

2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли

2.3. Перспективы развития российских олигополий

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Введение

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и  дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится  половина и более общих продаж продукта.

На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые  существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

1.Всего несколько фирм  снабжают весь рынок. Продукт  может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

2.По крайней мере, некоторые  фирмы в олигополистической отрасли  обладают крупными рыночными  долями. Следовательно, некоторые фирмы  на рынке способны влиять на  цену товара, варьируя его наличие  на рынке.

3.Фирмы в отрасли сознают  свою взаимозависимость.

Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей.

 Чтобы  попытаться  объяснить определенные типы  делового поведения, разработаны  модели олигополии. Первая пытается  объяснить неизменность цен; вторая  -почему  фирмы часто следуют за ценовой политикой фирмы, которая выступает как лидер в объявлении изменения цены; третья показывает, каким образом фирмы могут устанавливать цены так, чтобы не максимизировать текущие прибыли, но зато максимизировать прибыль в долгосрочном плане, путем предотвращения появления на рынке новых продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Олигополия как тип рыночной структур

Олигополия - это рынок, на котором задействовано  совсем небольшое количество фирм, которые конкурируют, причем  ясно осознающих свою стратегическую взаимозависимость и взаимовлияние. Фирма  , которая работает в таких условиях и такой обстановке , называется  олигополистом.

Рынок, на котором существуют только два производителями продавца данного товара , называется дуополией. На практике прибыли, которые могут быть получены в результате такой формы несовершенной конкуренции, обычно меньше тех, которые были бы получены, если бы два поставщика слились и образовали , однако они больше прибылей, которые они получили бы, если бы допустили конкуренцию.

 Выдающаяся черта олигополии  – немногочисленность.  Но не  следует считать , что  компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.  В олигополистической отрасли , как и при монополистической конкуренции ,  наряду с крупными  часто действуют немало мелких фирм. 

Но то имеется в виду под « несколькими фирмами»? Это точно не определено , потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область , простирающуюся в диапазоне между  чистой монополией , с одной стороны ,  и монополистической конкуренцией – с другой стороны. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность , в котором три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке.  При  олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций  могут иметь примерно равные доли рынка  нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило , выражения «Большая тройка» , « Большая шестёрка « или «

Большая четверка « указывают на то , что отрасль рассматриваемой промышленности является олигополистической.

Общепринято к олигополистическим отраслям относят те , где несколько самых крупных фирм   (  от 3 до 8 фирм)   производят  большую часть выпускаемой продукции.  В случае , если концентрация производства оказывается ниже, то рассматриваемую отрасль считают действующей в условиях  монополистической конкуренции.

В настоящий момент , если обратиться к статистике, то можно сказать , что в России именно олигополистический характер  носят  те отрасли , которые , несмотря на кризис, смогли выстоять и продолжают развиваться и по сей день( это , например , почти все сырьевые отрасли , цветная и черная металлургия и так далее).

Концентрация производства  в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от  51 до 62 % Бесспорно, олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения( производство удобрений, автомобилестроение , аэрокосмическая промышленность и т.д.).Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то сеть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты.  Многие промышленные продукты : сталь , медь , цинк , цемент , свинец- являются стандартизированными  продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии.

С другой стороны , многие отрасли , которые производят потребительские товары , например, автомобили, моющие средства , сигареты , электрические , бытовые приборы и т.п.  являются дифференцированными олигополиями.

Для того ,чтобы объяснить олигополию , необходимо рассмотреть эффект слияния.

Поводом для слияния могут стать разные причины.  Непосредственной причиной выступает то,  что объединение двух или более конкурировавших фирм  может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице  добиться большего эффекта масштаба.

Эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей. Эффективность требует, чтобы фирма контролировала большую долю совокупного рынка. Следовательно, множество фирм с небольшими масштабами (размерами) не могут выжить. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния.

Другой важной причиной , лежащей в основе побуждения  к слиянию, является рыночная власть, достижение которой может привести к слиянию.

 

Олигополия является наиболее часто встречаемой в развитых странах формой рынка. Олигополия возникает в том случае, когда количество конкурирующих участников рынка настолько мало, что они вынуждены при принятии стратегических решений  учитывать свою взаимозависимость.

Эта взаимосвязь может сильно усложнить принятие  управленческих решений , так как  фирме,  планирующей изменение своей политики, необходимо предугадать  предполагаемые ответные действия конкурентов.

Олигополия часто наблюдается на рынках, на которых господствует  небольшое количество легко определяемых фирм, производящих аналогичные продукты и товары.

Олигополия возможна на уровне региона , на национальном  уровне и на глобальном уровне.  В условиях олигополии конкурирующие фирмы  обычно знают своих конкурентов  и внимательно следят, а также анализируют их действия, предполагая возможные.  Это возможно благодаря тому, что количество конкурирующих фирм невелико , а торговые марки обеспечивают идентифицируемость  производителей.

Яркий пример олигополии- автомобилестроение. В 90-х в Западной Европе было шесть ведущих автомобилестроительных фирм: «Volkswagen» ( 16, 7%), «General Motors»(12,8%), «PSA»(12,0%), «Ford»(11,3%) и «Renault»(10,6%). Близкие к ним показатели имели : «Nissan»(3,5%), «BMW»(3,3%), «Mercedes-Benz» (2,8%), «Toyota» и «Rover»(по 2,7%), «Mazda»(1,8%), «Volvo» и «Honda»( по 1,4%).

Другими  примерами олигополии могут служить рынки одноразовых  подгузников, « воздушных»( кукурузных) хлопьев, бытовой техники( печи , холодильники, стиральные и посудомоечные машины), растворимого кофе , газированных напитков.

Весьма благоприятные условия для возникновения  олигополии создаются в отраслях с большим эффектом масштаба: если затраты на единицу выпуска снижаются с ростом объёма выпуска. Примерами могут служить рынки автомобилей и бытовой техники. Однако если конкуренция на рынке данного продукта приняла международный характер, рассмотрение только национально рынка может привести к неверным выводам. Иногда олигополия оказывается связанной с такими товарами, в продаже которых важна торговая марка. Известны случаи , когда немногочисленные  знаменитые фирменные изделия доминируют на рынке, несмотря на значительный эффект масштаба. В эту категорию входят кондитерские изделия , растворимый кофе, моющие изделия и т.п.

В розничной торговле и в сфере услуг  широко распространена местная олигополия , которая, естественно, обусловлена географической близостью поставщика к потребителю. Типичный пример-микрорайон с двумя – тремя супермаркетами, малыми магазинами и парихмакерскими.

    1. Модели поведения олигополии

Модель дуополии Курно

Это одна из первых моделей олигополии в форме дуополии. Такая модель часто реализуется на региональных рынках и отражает все характерные признаки олигополии с тремя, четырьмя и большим количеством участников (рис. 1).

 

 

 

Рис.1. Модель Курно

 

В 1838 г. французский математик и экономист О. Курно предложил модель дуополии, которая основывалась на трех предпосылках:

– в отрасли существуют лишь две фирмы;

– каждая фирма воспринимает объем производства как данность;

– обе фирмы максимизируют прибыль.

Предположим, что затраты на производство единицы изделия не зависят от объема производства и одинаковы у обоих производителей.

 

Следовательно, MR1 = МС2; dd1 и dd2 являются линиями спроса на продукцию первого и второго производителей соответственно.

О. Курно делит время существования дуополии на несколько периодов:

– в начальный период продукцию выпускает только первая фирма, значит, возникает ситуация монополии. У монополиста линия спроса dd1 и линия предельной выручки MR1. Стремясь к максимуму прибыли (MR1 = MC1), фирма выберет объем Q1 и цену Р1;

– во втором периоде к первой фирме (монополисту) подключится вторая и возникнет дуополия. Первая фирма утратит позицию монополиста. Вторая фирма при входе в отрасль будет рассматривать цену и объем производства первой фирмы как заданный, она даст меньший объем продукции: ее спрос характеризуется линией dd2 и предельной выручкой MR2. Объем Q2 определится пересечением линий МС2 и MR2, ценой Р2 (при пересечении с dd2). Цена второй фирмы ниже для переманивания потребителей. В этой ситуации первая фирма, чтобы не отдать свою рыночную нишу, будет вынуждена реализовывать свою продукцию по цене Р1 = Р2;

– в третьем периоде активная роль вновь перейдет к первой фирме.

Она примет Q2 за величину заданную и сформирует новую функцию спроса dd3. При пересечении Q2 и MR1 находим точку E, через которую пройдет dd3 параллельно прежним линиям спроса. Аналогично процесс производства будет развиваться и в последующих периодах, в него переменно будет включаться то один, то другой дуополист.

О. Курно доказал, что рыночная ситуация развивается от монополии к олигополии. Если число участников олигополии будет расти и каждый из них будет стремиться к достижению временного выигрыша, то появляется тенденция перехода от олигополии к свободной конкуренции. При свободной конкуренции каждая фирма будет максимизировать прибыль при объеме, когда MR = МС = Р. Развитие олигополии в направлении свободной конкуренции возможно, но не обязательно.

Такое превращение даст общее уменьшение прибыли, хотя в самом процессе перехода от одной рыночной модели к другой каждый из производителей может получить временный выигрыш. Основной акцент в модели Курно сделан на сильную взаимозависимость фирм, взаимо обусловленность их поведения. Каждая фирма принимает ситуацию как данность, для укрепления на рынке снижает цену и отвоевывает новый сегмент рынка. Постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.

Общие выводы из модели Курно:

– при дуополии объем производства продукции больше, чем при монополии, но меньше, чем при совершенной конкуренции;

Информация о работе Современные олигополии на российском рынке