Современный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в
условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы
государственной политики в области занятости и безработицы; систему
подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки
безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда;
правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-
продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу
(способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные
предприниматели.

Файлы: 1 файл

Курсовая Рынок труда.docx

— 93.03 Кб (Скачать файл)

все, включая оборону, материальные и духовные активы страны.

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем

самостоятельным направлениям — трудоустройство ищущих работу, обучение

пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации;

профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого

социального внимания (люди с ограниченном трудоспособностью, инвалиды,

иммигранты, молодежь без полного  школьного образования и специальности и т.

д.).

                             

          Финансирование программ политики рынка труда в1997 г.          

                 (в % к валовому национальному  продукту)                

В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета

штатов и округов расходуются  непосредственно в интересах населения, покрывая

расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения

жилищно-бытовых условий, защитой  потребительских прав, финансированием

программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного

бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей,

не облагаются налогами, не имеют  особых экономических, производственных

оценок и не ставят трудящихся в  связи с этим в юридическую  или фактическую

зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни

государство, ни частный капитал  не предъявляют в какой бы то ни было форме

трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их

компенсаций. Осуществляются таким  образом своего рода безвозмездное

субсидирование и, что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к

использованию рабочей силы как  элемента национальных производительных сил

будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при

этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными

или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала

рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих

подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет

практически неограниченные возможности  международного трудоустройства в

интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо

национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка  и

подчиняется общим законам международного разделения труда.

Официальное наличие такой возможности  оказывает громадное психологическое

воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной

свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет

работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к

отечественным трудовым ресурсам.

Трудящийся, лишенный собственности  на свою рабочую силу и возможности

распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к

труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает

стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные

связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию

предприятий, национальной экономики  страны. А это как бумеранг бьет в итоге

по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и

культурный рост.

Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку

трудовых ресурсов непрерывно нарастают.

Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с

вознаграждением за труд, имеет целью  формирование трудовых ресурсов

творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути

дела всей жизни человека в следующих направлениях:

1.     Дошкольное, школьное  воспитание и обучение, среднее  специальное,

высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного

капитала и общественных организаций).

2.     Заработная плата  (соответствующая уровню образования  и квалификации,

полновременная минимальная выше прожиточного минимума).

3.     Субсидирование «пожизненно»  подготовки и переподготовки (в среднем на

90% за счет государства и частного  капитала).

4.     Пособия по Безработице  и различные виды социального  вспомоществования

(минимум - обеспечение текущих  жизненных расходов; максимальная длительность

- бессрочное вспомоществование:  на 75-80% за счет государства и  частного

капитала).

5.     Пенсионное обеспечение  (при отсутствии трудового стажа  -

государственное всеобщее; при наличии  его не менее 15 лет - двойное или

тройное выше официального прожиточного минимума: на 90-100% за счет

государства и частного капитала).

6.     Финансирование на  восстановление и укрепление  здоровья и культурное

развитие (на 70-80% за смет государства, частного капитала и общественных

организаций).

Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм,

которые идут на возмещение жизненных  расходов и развитие трудовых ресурсов и

всего населения. И все же именно она является главным инструментом,

регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом

и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет

трудовую мотивацию населения  и формирует основу его социальной защиты только

в том случае, когда она выплачивается  в свободно конвертируемой валюте и

благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах

примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает

безусловную возможность общекультурного  развития населения.

    

3.    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И

                  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ  МАССАМИ

                 

Как свидетельствует опыт практически  всех капиталистических стран, высшим и

наиболее эффективным организационным  принципом рынка труда оказывается

сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством.

Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих

законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития

экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является

результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа,

принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры,

нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения

общественно-политических и экономических  сил страны.

Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и

капиталом в современную эпоху  явилась организация так называемого

пожизненного найма работников в Японии, инициатором которого были крупнейшие

корпорации, осуществляющие интенсивное научно-техническое развитие

экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводилась в

жизнь в 60-70-х годах, являлось удержание  во что бы то ни стало на

производстве высококвалифицированной  талантливой молодежи на протяжении всей

ее профессиональной жизни в  условиях ее дефицита на рынке труда.

По мере наполнения рынка труда  Японии в 80-х годах высококвалифицированными

кадрами и исчезновения их острого  дефицита, целесообразность широкого

применения практики пожизненного найма стала снижаться, хотя в известных

пределах ее ценность до сих пор сохраняется.

Трудовой договор, заключенный  между работодателем и наемным работником, а

также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих

сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой

деятельности, время, функции и  интенсивность работы. Обе стороны  обычно

бывают единодушны в необходимости  выполнения следующих основных условий

кадровой политики:

·        соответствие численности персонала и отдельных  его категорий

технико-экономическим нормам и  организационным структурам предприятий и

учреждений;

·        привлечение  кадров только в случае их квалификационного  и

общеобразовательного соответствия технологии материального производства и

услуг

·        максимально  плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех

работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с

возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более

низкого уровня подготовки:

·        соблюдение техники безопасности, экологической  защиты и оптимальных

эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение

трудовых ресурсов;

·        осуществление  переподготовки и переквалификации кадров согласно

требованиям непрерывно развивающегося производства.

С помощью коллективных договоров  профсоюзы проводят свою политику в  отношении

финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты  пособий по

безработице и т. д., но редко выдвигают  требования, которые могут подорвать

положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно, в конечном

итоге, и трудящихся. Заключаемые  между предприятиями и профсоюзами на одном

из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года

коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно -

трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и

предотвращающих, как правило, возникновение  трудовых конфликтов и стачечной

борьбы.

Коллективные договора сегодня  являются, как правило, результатом не столько

противоборства интересов, сколько  их выявления и сглаживания различий между

ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций,

экономики в целом. За последнее  десятилетие количество забастовок и локаутов

почти во всех западных странах значительно  сократилось.

И предприниматели, и профсоюзы  в своих требованиях исходят  из научного

анализа ситуации, осуществляемого  собственными, независимыми

исследовательскими центрами и  организациями.

Самостоятельная и активная позиция  трудящихся на рынке труда, достаточно

ясное понимание национальных проблем  позволяют им выдвигать и поддерживать

конструктивные экономические  и социальные программы развития. Следует

заметить, что рынок труда в  западных странах развивается в  атмосфере

экономического и политического демократизма, допускающего конфронтацию и

весьма критическое отношение  друг к другу определяющих структуру общества

различных социальных сил. И это  не приводит, как свидетельствует  современная

история, к взаимоистребляющей борьбе и разрушению прогрессивных (частное

предпринимательство, конкуренция) производственных отношений. Напротив,

неизбежным становится согласие, стремление к открытому сопоставлению и

сближению интересов и формирование тем самым весьма Благоприятных  общих

эволюционных условий для страны.

Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании  и

других стран, коллективные договора, заключаемые на высшем национальном

уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они

действительны во всех отраслях и  обязательны - при условии их принятия - для

работников каждого учреждения и предприятия в течение всего  срока действия.

Именно на национальном уровне наилучшим  образом видны и понятны и потому

могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние

общенациональные интересы - внешней и внутренней экономической политики,

комплексного развития отраслей, в т.ч. и отдельных предприятий, общие

стратегические контуры научно-технической  политики и первоочередность

подобных программ для каждого  сектора хозяйства.

Вместе с тем в последнее  время в США, Великобритании, Франции и других

странах получила широкое распространение  практика заключения коллективных

договоров на уровне корпораций и  отдельных предприятий, поскольку  в таком

случае хорошо учитывается технологическая специфика производства и

конкретные индивидуальные интересы сотрудников.

Наряду со всем комплексом условий  труда и мер социальной защиты, зарплата,

безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров  и одной

из основных тем переговоров  между профсоюзами и предпринимателями. Ее общее

движение почти никогда не отстает  от роста индекса цен на товары и услуги,

часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей  силы,

ростом образования и квалификации. Но повышение зарплаты по этой причине не

бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия

коллективных договоров.

Профсоюзами многих стран проводится политика «солидарной» заработной платы,

которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд

независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или

низкорентабельном - трудится работник. Прибыли предприятий в значительно

большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих  и служащих.

Информация о работе Современный рынок труда