Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 04:25, курсовая работа
Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в
условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы
государственной политики в области занятости и безработицы; систему
подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки
безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда;
правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-
продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу
(способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные
предприниматели.
другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов,
рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с
рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая
распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания
сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, так
как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют
экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного
мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят.
Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е.
политики невмешательства
А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства».
Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в
основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со
стремлением к прибыли.
Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной
модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном
конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления,
приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за
активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только
жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия
национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица,
объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется
нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая
влияние государства, не должна препятствовать реализации требований
экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы,
высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости
населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности
работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в
рабочих местах и т. п.
Перспективы занятости определяются
динамикой и уровнем
эффективности производства, поэтому более рациональное использование
работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением
существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет
этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих
отношениях эффективней, чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва
рабочей силы.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на
рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в
экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и
инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,
способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также
учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест
меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли
государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность
предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать
определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту
социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях
высвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление
экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости
требуется:
· появление рыночно ориентированного, защищенного государством и
социально ответственного собственника производственных и финансовых
ресурсов, поощрение его
· привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
· обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,
развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а
также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-
технической базы.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого
рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным
регулированием. Прежде всего необходимо преодоление неравномерности развития
производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного
трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры
регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность
рабочей силы, требующая определенного регулирования.
Для обеспечения занятости
сих пор развивается
производственные услуги.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,
проявляющиеся как в старых, так и а новых формах. Этому способствуют
компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия
между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась
необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к
новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать Повышенные затраты
труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является
целесообразность увязки заработка различных категорий работников с
рентабельностью производства.
Правовое регулирование рынка труда
Изменение экономической ситуации в РФ. широкое развитие , негосударственного
сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя,
признание многообразия форм собственности — все это потребовало изменения
действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом
законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке
разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в
КЗоТ от 23.11.1995 г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо
всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде.
Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на
трудовую (в рамках трудового договора)
и предпринимательскую
Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в
юридически равном положении с работодателем, работник фактически является
более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя,
что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут лишь объединившись в профсоюз. Однако и
он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую
роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее
механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право
РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран,
прежде всего с развитой рыночной экономикой. Освоение этого опыта позволит
избежать повторения тех ошибок,
которые допускались ранее
разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских
условиях.
Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель
трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью
вмешательства государства в трудовые отношения. Немаловажным является и
психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке
государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы
регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России
является децентрализация
оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило
функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии
социально-экономических решений и определении условий труда и передачу
решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного к основным
принципам регулирования
можно отнести следующие:
· признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка
механизма защиты более слабой стороны - работника;
· учет интересов работников и работодателей, государственная защита
их интересов;
· гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета
личности перед интересами производства;
· учет особенностей
специфических категорий
отдельных видов работ при разработке
механизма регулирования
отношений;
· установление
действенных мер
законодательства.
Деятельность профсоюзов
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по
профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют
контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники
Безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые споры.
Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В
связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных
метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:
· профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается,
например, введением высоких
законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к
той или иной профессии.
· профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы,
содействуя установлению ее выше точки равновесия.
· профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При
этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например,
содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти
меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате
чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.
Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно
обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной
экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к
политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение
протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзы работников автомобилестроения
выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили
должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой
своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые
являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы
работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие
условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо
техническое новшество.
В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению,
в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза
вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут
привести к увеличению производительности труда. Более типичными являются
такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда
могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно
принимают форму так называемой работы по правилам или, же забастовки.
Забастовка — это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов.
Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов,
как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом
своего рынка; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей
компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза
причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих, связанные с
забастовкой.
Западные профсоюзы возникли как
форма институционализации
интересов наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной
ситуации продажи членами