Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, лекция
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью, которая может принимать различные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн. В экономической науке не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, которые мы кратко проанализируем.
1 Спрос и предложение, их качественные и количественные параметры
❑ Спрос (идёт от потребителя) – количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение определенного периода времени. Так, что спрос – это платежеспособная потребность.
Различают:
· индивидуальный (d) – спрос, предъявляемый одним покупателем на данный товар;
· рыночный спрос (D) –спрос, предъявляемый всеми покупателями данного товара.
Кривая рыночного спроса (D) – горизонтальная сумма всех кривых индивидуального спроса.
Величина (объём) спроса ( ) – максимальное количество данного товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течении определённого периода времени при определённых условиях.
Факторы, влияющие на спрос и его величину:
1) цена данного товара: если цена (p ) растет, то величина спроса ( ) падает, – это единственный ценовой фактор, который влияет на величину спроса (QD);
2) вкусы и предпочтения потребителей;
3) размер рынка, число потребителей (покупателей) на рынке (чем больше их, тем меньше спрос)
4) денежные доходы (личный бюджет) потребителей (при прочих равных условиях, т.е. для нормальных товаров: чем больше доход (I, Y), тем больше спрос) и размер накопленного богатства;
5) цены на другие товары:
а) на товары-субституты (заменители),
б) на взаимодополняемые товары
в) на независимые товары
6) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Зависимость величины спроса, т.е. количества благ, которые потребители готовы купить в единицу времени при данных условиях, от определяющих его факторов называется функцией спроса. Она может быть представлена в виде:
= ¦ (1,2,3,4,5…6)
Если все факторы неизменны, кроме цены (p ) данного товара, то функция спроса = ¦(p ) – есть функция спроса от цены, где каждому значению цены товара соответствует определённое значение величины (объёма) спроса ( ):
= ¦ (pA) = α– b ´ p
Зависимость объема спроса от цены, т.е. = ¦(pA) можно представить графически в виде кривой спроса (DD), которая показывает какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой возможной цене. Кривая DD имеет отрицательный наклон, так как зависимость между ценой (p ) и объемом спроса ( ) обратная. Если цена p1, то величина спроса (QD)= , при p2 величина спроса (QD)= , т.е. увеличение цены товара (p) ведёт к уменьшению объема спроса (QD). Иногда, для упрощения кривую DD рисуют в виде прямой линии. Кривая DD пересекает вертикальную ось в точке С – граница цены товара: в ней покупатели прекращают покупать данный товар при определённой (очень высокой цене), и горизонтальную ось в точке К, которая показывает, что даже при нулевой цене существуют определённые ограничения в потреблении благ
Различают два понятия:
· Изменение величины спроса (QD) связывают с какой-либо отдельной точкой на кривой DD или со строкой в таблице. Изменение QD происходит только при изменении цены (p) данного товара и означает передвижение с одной точки на другую точку на одной и той же кривой DD
· Изменение спроса (D) связывают с положением всей линии спроса или таблицей спроса в целом. Причина изменения спроса – все остальные факторы, при изменении которых при каждой из тех же возможных цен можно купить больше или меньше данного блага. Каждая точка кривой DD передвинется вправо (D1D1) или влево (D2D2).
Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса (QD) на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены, или обратная зависимость между ценой и объёмом спроса. Действие закона спроса обусловлено двумя причинами:
при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода);
товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
❑ Предложение (S) выражает готовность продавца продать определённое количество того или иного товара в определённый период времени.
Величина предложения (QS) – это максимальное количество какого-либо товара, которое желает продать продавец или группа продавцов в единицу времени (день, месяц, год) при определённых условиях.
-цена данного товара (чем больше цена (p ), тем больше величина спроса ( ), и наоборот) – это ценовой фактор (все другие факторы – неценовые);
-цены на ресурсы: определяют издержки производства.
-технология производства.
-налоги и дотации.
-цены на другие товары:
а) на взаимозаменяемые товары
б) на взаимодополняемые товары
-число продавцов на рынке: чем больше продавцов, тем больше предложение (S);
-ожидания изменения цен.
-внешние факторы: погодные условия в сельском хозяйстве, мировые цены и т.п.
Зависимость величины предложения ( ) от определяющих его факторов называют функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:
=¦ (1,2,3,4,5…...6,7 и др.), где – объём предложения товара А в единицу времени;
Если все другие факторы неизменны, кроме цены, то функция предложения (S) от цены (p ) будет характеризовать зависимость объёма предложения лишь от цены (pA): =¦(p )= –α+bpА
Графически эта функция изображается в виде кривой предложения (SS).
Кривая SS имеет положительный наклон, так как связь величины (объема) предложения (QS) с ценой прямая. Кривая SS показывает: какое количество товаров продавцы готовы продать по каждой возможной цене в единицу времени. Точка пересечения (С) кривой SS с вертикальной осью свидетельствует о том, что при определённой цене предложение равно нулю, так как невыгодно производить.
Причиной изменения величины предложения (QS) служит только один фактор – цена (p) данного товара. Изменение всех других факторов приводит к смещению кривой SS: вправо при увеличении предложения (S), влево при сокращении предложения (S), т.е. при одной и той же цене товара можно продать больше или меньше товара. Влияние всех других факторов изменяет и функцию предложения.
Закон предложения – прямая зависимость величины (объема) предложения (QS) от изменения цены товара т.е. чем больше цена товара ( ), тем больше величина предложения ( ), и наоборот. Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
Во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервы или быстро вводимые новые мощности, что приведёт к увеличению предложения.
Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что ещё больше увеличивает предложение.
В-третьих, фактор времени, который
оказывает неоднозначное
2 Теория эластичности и ее практическое применение
Величина эластичности – количественная оценка степени изменения эластичности – называется коэффициентом эластичности (E). Эластичность спроса (D) или предложения (S) – реакция спроса или предложения на изменение факторов, влияющих на них. Формула коэффициента прямой эластичности D или S по цене имеет следующий вид:
= ( ): ( ) = =
– степень количественного изменения спроса, предложения в ответ на изменение цены.
·Точечная эластичность спроса или предложения ( ): когда изменения цены ( ) и объема спроса или предложения невелики, в формулу эластичности подставляются либо начальные ( ,) либо конечные значения ( ) этих величин. В данной ситуации это не будет иметь принципиального значения, так как разница при подсчете коэффициентов получится небольшой. При ее определении в праве перейти от приращений цены и объема спроса или предложения к их дифференциалам: . Тогда коэффициент точечной эластичности может быть выражен и через производную функции спроса или предложения ¦(P):
¦’
· Дуговая эластичность спроса или предложения: ,
где , - средние ( ) между начальными ( ) и конечными ( ) значениями объема спроса и цены.
Po Eo
DP
P1
Qo DQ Q1 Q
Рисунок 5.10 Точечная и дуговая эластичность
Эластичность спроса по цене определяется по формуле:
= <0, так как спрос и цена изменяются в обратном направлении. Поэтому коэффициент эластичности спроса по цене имеет отрицательное значение .для простоты расчётов берётся по модулю, т.е. абсолютное значение |Ep | и может изменяться от 0 до ¥,если:
|Ep |>1, то спрос эластичен ;
|Ep |< 1, то спрос неэластичен;
|Ep |=1, то спрос с единичной эластичностью, т.е. изменение цены которого на 1% ведет к изменению величины спроса на него тоже на 1%;
|Ep |=0,абсолютно неэластичный спрос (если величина спроса не реагирует на изменение цены; кривая этого спроса D1D1 – вертикальная линия.);
|Ep |=¥, абсолютно эластичный спрос (бывает у товаров являющихся совершенными субститутами): когда величина спроса очень сильно реагирует на изменение цены, т.е. товар перестают покупать, спрос падает до нуля, кривая этого спроса D1D2 – горизонтальная линия (рис.5.11)
Рисунок 5.11 Эластичность спроса по цене
Как известно, на спрос оказывает влияние величина дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу ( ) показывает на сколько процентов изменятся спрос на товар при изменении дохода(I) на 1% и определяется по формуле: = =
Обычно >0, для нормальных товаров, т.е. с повышением дохода I, объём спроса (Q ) растёт ; но <0 для худших товаров, так как с ростом I сокращается потребление этих товаров и переходят на более качественные товары; 0< <1- для предметов первой необходимости; >1 – для предметов роскоши и товаров длительного пользования; »1 ( колеблется около 1) – для промежуточной группы товаров (одежда, обувь и т.п.).
Эластичность предложения по цене определяется аналогично эластичности спроса по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене – процентное изменение величины предложения на процентное изменение цены товара:
= >0, так как объём предложения и цена изменяются в одном направлении, кривая SS имеет положительный наклон.
>1, то предложение эластично при любых значениях цены (кривая S);
<1, то предложение неэластично (кривая S1);
=1, то предложение с единичной эластичностью (кривая S2 проходит через начало координат);
=0, то предложение абсолютно неэластично (кривая S3)
=¥, то предложение абсолютно эластичное (прямая S4)
Перекрёстная эластичность спроса или предложения связана с тем, что как спрос, так и предложение на данное благо зависят от цен на другие товары; определяется по формуле:
= = , т.е. коэффициент перекрестной эластичности спроса или предложения равен процентному изменению объёма спроса (или предложения) на товар А, делённому на процентное изменение цены товара В или процентному изменению спроса (или предложения) на товар А в расчёте на 1% изменения цены товара В. Параметры этого коэффициента, если:
Ес >0, то товары взаимозаменяемые;
Ес <0, то товары взаимодополняемые;
=0, то товары независимые;
>0, то товары взаимодополняемые;
<0, то товары взаимозаменяемые, что противоположно , так как при повышении цены данного товара, величина спроса падает, а величина предложения растёт. Необходимо отметить, что перекрестная эластичность предложения относится к двум товарам, связанным в производстве.
3 Закономерности потребительского поведения
В своей деятельности фирма опирается на поведение потребителя на рынке.Отсюда следует, что, во-первых, производство служит потреблению; во-вторых, покупатель всегда прав.
Главный мотив потребительского поведения – удовлетворение потребностей, а главный фактор потребительского выбора и цель потребления – полезность (U) того или иного блага, т.е. то удовлетворение, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами.
Существуют определённые ограничения для потребительского выбора, которые не дают людям возможности потреблять всё, что они хотят. К ним относятся: цены на товары, денежные доходы или размеры потребительского бюджета; вкусы и предпочтения покупателей, наличие или отсутствие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и т.д. Все они ограничивают спрос потребителей (являются факторами, влияющими на спрос).
К определению полезности существует два подхода:
· Количественный – традиционная версия теории потребительского выбора. Согласно количественному подходу большинство случаев выбора потребителей сводится к принятию решений, имеющих приростной характер (например, решение съесть на одно яблоко больше, чем обычно).
· Порядковый - в настоящее время является наиболее распространённой теорией, которая утверждает, что полезность не может быть ни обнаружена, ни количественно измерена.
Информация о работе Спрос и предложение, их качественные и количественные параметры