Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, лекция
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью, которая может принимать различные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн. В экономической науке не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, которые мы кратко проанализируем.
- собственно трудовая деятельность - зарплата (W);
- предпринимательская деятельность - предпринимательский доход (ПД).
Экономическая прибыль (рэ) - разность между денежной выручкой (TR) фирмы, полученной от реализации произведенных товаров, и ее совокупными издержками (ТС).
pэ = TR-TC (экономическая прибыль тождественна чистой экономической прибыли): если TR>TC, то фирма получает рэ, которая не входит в издержки производства; если TR=TC, то рэ=0, то фирма покрывает все свои издержки (ТС), куда входит нормальная прибыль (рн) - это прибыль, от которой владельцы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в другое дело.
рн=Ин, где Ин - издержки неявные (имплицитные, внутренние);
рн - альтернативная стоимость использования поставляемых собственниками фирмы ресурсов.
Отсюда рэ - доход, полученный сверх нормальной прибыли (рн), необходимой для сохранения заинтересованности предпринимателя в данном направлении деятельности.
Бухгалтерская прибыль (рбух)=TR-Ибух, где Ибух - издержки бухгалтерские (внешние, явные).
Эконом.прибыль рэ |
Бухгалтерская прибыль Рбух |
Неявные издержки Ин | |
Явные (внешние издержки) Ия |
Бухгалтерские издержки Ибух |
Предельная прибыль (рм) - изменение прибыли, вызванное продажей одной дополнительной единицы продукции.
Рм = MR-MC - разность между предельным доходом (MR) и предельными издержками (MC).
Эффективность работы фирмы может быть оценена большим числом показателей (как абсолютных, так и относительных): основной из них - прибыль - цель любой коммерческой деятельности:
Масса прибыли определяется как разность между доходом фирмы и ее издержками (рэ=TR-TC) - абсолютный показатель;
Любая фирма в любой рыночной структуре стремится получить максимум прибыли, поэтому в любых рыночных условиях действует правило: равенство предельного дохода (MR) предельным издержкам (МС), т.е. MR=MC.
7 Поведение фирмы
в различных рыночных
-Фирма на рынке совершенной конкуренции
Рисунок 6.18. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а) и
отраслевой спрос (б)
цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема производства, общий (валовой) доход фирмы (TR) будет равен произведению цены на количество продукции/ При этом предельный доход (MR) будет равен цене продукции (MR=P0). Средний доход (AR) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене (AR=P0).
краткосрочном периоде, недостаточном для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее;
долгосрочном периоде, который является достаточным для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.
Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде из-за изменения цены:
·Максимизация прибыли (maxPЭ): MC=MR=P>minAC. Производя продукцию в количестве Qo, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена Ро превышает минимальные средние валовые издержки (рис. 6.21). Заштрихованный прямоугольник показывает размер прибыли.
·Минимизация убытков MC=MR=P, где minAVC<P<minAC. Предположим, что по каким-то причинам рыночная цена продукции упала до уровня P1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, однако выше минимума средних переменных издержек. В этом случае фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки (затраты на аренду помещения, оборудование и т.п.). Потери показаны заштрихованным прямоугольником на рисунок 6.22.
·Ситуация банкротства: MC=MR=P, где P<minAVC, если рыночная цена снизится до уровня Р2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек. В этом случае фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение производства.
В условиях совершенной конкуренции равновесие достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, а также у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых — для выхода из нее.
Монополия является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Монополист на рынке полностью контролирует весь объем выпуска товара, если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночной спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Принятие решения об объеме выпуска продукции, который должен обеспечить максимизацию прибыли монополисту, основывается на том же принципе, что и в случае совершенной конкуренции: на равенстве предельного дохода и предельных издержек. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Поскольку монополист - единственный производитель и представляет собой всю отрасль, то объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены, предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополия увеличивает объем производства то цена снижается и по этой цене теперь продается вся продукция (и та, которая была выпущена раньше). Следовательно, если производится одна дополнительная единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по этой более низкой цене.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены.
Поведение фирм на рынке: Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут упасть почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и, соответственно, монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.
Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.
-Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции
Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции характеризуется следующими важными чертами.
Во-первых, спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Линия спроса на продукцию производителя будет иметь отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары-заменители, что дает возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
Во-вторых, при монополистической
конкуренции отсутствуют какие-
В-третьих, каждая фирма находясь в ситуации монополистической конкуренции проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции
-Поведение фирмы на олигополистическом рынке
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью, которая может принимать различные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн.
В экономической науке не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, которые мы кратко проанализируем.
Стремлением к наименьшим потерям можно объяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить значительные средства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этом увеличения доли рынка.
8 Отдача от масштаба производства
Эффект масштаба производства
эффект масштаба производства, т.е. эффект от расширения производства при изменении всех факторов (ресурсов).
7 Эффект масштаба производства:
а – постоянная отдача от масштаба;
б – убывающая отдача от масштаба;
в – возрастающая отдача от масштаба
Постоянная отдача от масштаба производства объясняется однородностью переменных факторов: при пропорциональном увеличении капитала и труда на таком производстве средняя и предельная производительность этих факторов остается неизменной.
При убывающей отдаче невыгодно
создавать крупное
Возрастающая отдача от масштаба производства характерна для тех производств, где возможна широкая автоматизация производственных процессов, применение поточных и конвейерных линий.
Информация о работе Спрос и предложение, их качественные и количественные параметры