Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:42, контрольная работа
Спрос и предложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса и предложения складывается ценообразование на рынке. Категории спроса и предложения имеют важное значение как на микро-, так на макроуровне.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Спрос. Функция спроса………………………………………………………...4
2. Кривая спроса……………………………………………………………….….6
3. Факторы изменения спроса……………………………………………………8
4. Закон спроса…………………………………………………………………...10
5. Эластичность спроса………………………………………………………….13
6. Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список литературы………………………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Спрос. Функция
спроса………………………………………………………...
2. Кривая спроса……………………………………………
3. Факторы изменения спроса……………………………………………………8
4. Закон спроса………………………………………………
5. Эластичность
спроса………………………………………………………….
6. Факторы ценовой
эластичности спроса……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Спрос
и предложение – два
Спрос
и предложение являются подлинными
регуляторами рыночной экономики. В
основе жизни рыночной экономики
лежит взаимодействие спроса и предложения.
Именно от взаимодействия спроса и
предложения зависит ответ, что
производить, для кого производить
и по какой цене продавать. Соотношение
между спросом и предложением
порождает колебание рыночных цен.
Через эти колебания
Но, как
нам уже известно, соотношение
зависит от величин спроса и предложения.
А спрос и предложение в
свою очередь зависят от факторов,
которые оказывают на них свое
влияние.
1. Спрос. Функция спроса
Спрос
- один из фундаментальных критериев
рыночной экономики. Он характеризует
потребности людей. Однако далеко не
всякая потребность может быть и
действительно бывает учтена рынком.
Для этого она должна стать
платежеспособной потребностью. Другими
словами, спрос данного потребителя
качественно характеризуется не
столько тем, что он хотел бы приобрести,
сколько тем, что он на самом деле
способен купить в данной ситуации.
Часто говорят, что спрос определяется
максимальными возможностями
Итак, спрос - это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.
Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно в отношении количественных характеристик спроса бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда сознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смыл говорить о величине спроса. А величина спроса (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.
В этом
определение важны оба
Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:
- цена данного товара (Р);
- цены
товаров, заменяющих данное
- цены
товаров, дополняющих данное
- доход
потребителя, выделяемый им
- вкусы
и предпочтения потребителя (Z)
- объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);
- ожидания потребителей (E);
От словесной модели, описывающей совокупность факторов, воздействующих на объем спроса, перейдем к аналитической.
Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин:
Qd = f (P, Ps1, …, Psn, Ps1, …, Pcm, Y, Z, N, E). (1.1)
Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повышении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшается, можно не знать, на сколько именно он уменьшится, но можно выразить зависимость между ними в общей функциональной форме: при Р^ Qdv. Конечно, можно расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако поступают обратным образом: сокращают число понимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными. Получатся зависимость объема спроса от цены данного товара:
Qd = f (P). (1.2)
Эту зависимость достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков.
Таблица (шкала) спроса может иметь следующий вид:
Таблица 1
Цена товара | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 | 6000 | 7000 | |
Покупаемое количество | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | |
При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон.
2. Кривая спроса
Спрос
(D), или количество спроса (QD), определяется
всегда в рамках конкретного промежутка
времени (день, неделя, год) и некоего
числа или контингента
Допустим, на рынке установилась такая зависимость между ценой на картофель и количеством его потребления (табл. 2).
Таблица 2
Спрос на картофель
Цена 1 кг, р. | Спрос, т | |
2,0 | 1000 | |
3,0 | 900 | |
4,0 | 800 | |
5,0 | 700 | |
6,0 | 600 | |
7,0 | 500 | |
Перенесем данные из таблицы 2 на рисунок 1, где по оси ординат отложим цену (Р), а по оси абсцисс - спрос на картофель (QD).
Кривая спроса имеет вид нисходящей кривой DD и выражает обратную связь между ценой и спросом - при понижении цены возрастает количество покупаемого картофеля, и наоборот. Из закона спроса вытекает, что если факторы, определяющие величину спроса, остаются неизменными, если цены на сопряженные товары постоянны, то с увеличением цены на картофель отдельные покупатели прекратят его покупать. И чем больше растет цена на него, тем больше людей вынуждены отказываться от его покупки ил покупать все меньше и меньше.
График кривой спроса построен при постоянстве всех его факторов. Теперь предположим, что доходы потребителей выросли. При этом потребители смогут купить больше товара по цене Р1 (точки А и В на рис. 2). Очевидно, что и по цене Р2 и Р3 будут покупать больше. Следовательно, точки характеризующие соотношение Р и D (цены и спроса), будут находиться правее первоначальной кривой спроса - D, а кривая спроса смещается вправо - D1.
На графике
хорошо видно, что увеличение спроса
по причине роста доходов
3. Факторы изменения спроса
Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при не изменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и не экономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнения к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай или кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например, эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.)