Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:42, контрольная работа

Описание работы

Спрос и предложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса и предложения складывается ценообразование на рынке. Категории спроса и предложения имеют важное значение как на микро-, так на макроуровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Спрос. Функция спроса………………………………………………………...4

2. Кривая спроса……………………………………………………………….….6

3. Факторы изменения спроса……………………………………………………8

4. Закон спроса…………………………………………………………………...10

5. Эластичность спроса………………………………………………………….13

6. Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….…20

Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

ККР по ценообр.docx

— 38.16 Кб (Скачать файл)

Проиллюстрируем на графике влияние неценовых  факторов (рис.). Для этого на осях цен и количества товаров поместим кривую спроса D. Неценовые факторы  вызывают изменения спроса на товары, не зависимо от уровня их цены, что вызывает смещение всей кривой спроса, показывая  изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.

Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса D вправо вверх. И наоборот, если неценовые  факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать  его можно сместившейся кривой спроса влево вниз. На графике эти смещения показаны линиями D1 - возросший спрос, где все точки А1, В1, С1, D1 на кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене. Линия D2 соответствует положению сократившегося спроса, где принадлежащие ей точки А2, В2, С2, D2 соответствуют сократившимся продажам товаров спрашиваемых.

4. Закон спроса

И шкала  спроса, и кривая спроса дают возможность  определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость - обратная. Она формулируется в  виде закона спроса.

Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса снижается по мере увеличения цены товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем  меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара:

Qd = f (P). (4.1)

Для обоснования  достоверности закона спроса может  быть предложено несколько аргументов.

1. В  подавляющем большинстве случаев  существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.

2. Рост  объема спроса при снижении  цены можно обосновать возникающим  при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара. Например, если цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг бананов на 60 р. сможет купить 3 кг, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.

3. Рост  объема спроса при снижении  цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.

4. Рост  величины спроса при снижении  цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуются предприимчивые люди и предложат купить бутылку «Фанты». Удовольствие, или полезность, полученное от первой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет меньшее удовольствие, т.е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство согласится купить только при условии, если ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной.

Рассмотренные аргументы дают возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т.е. имеет отрицательный  наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением  отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.

Но есть исключение из этого правила!

Эффект  Гиффена

Английский  экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда  повышение цены ведет к повышению  величины спроса. Эта ситуация названа  эффектом Гиффена. Он наблюдал, как  бедные рабочие семьи расширяют  потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал  большую долю расходов на еду в  бедных семьях. Другую пищу, они могли  себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

5. Эластичность спроса

Термин  «эластичность», пришедший в экономику  из физики, используется здесь для  измерения степени влияния ценовой  политики на объем продаж товаров  и торговую выручку. Например, если цена холодильников возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос  на холодильники, если доходы населения  возрастут на 12% в месяц, в год?

Эластичность - мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает  процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой  экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы  измерения - в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение  в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения  другой.

Так, показатель ценовой эластичности применяют  для того, чтобы выяснить, насколько  процентов изменился объем продаж вследствие 1%-ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения  проста и представляет собой определение  частного от деления процентного  изменения величины спроса на 1% изменения  цены. Расчет осуществляется следующим  образом:

Эd = (Изменение объема продаж товаров, %)/(Изменение цены, %),(5.1)

где Эd - ценовая эластичность спроса.

Процентные  изменения определяют путем деления  величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения  в количестве продукции, на которую  предъявлен спрос, на ее количество, пользовавшееся спросом первоначально (в предыдущем периоде).

Преобразованная формула примет вид:

Эd = (Изменение кол-ва спрашиваемой продукции/Первоначальное кол-во спрашиваемой продукции) : (Изменение цены/Первоначальная цена) (5.2)

В буквенной  символике формула выглядит следующим  образом:

Эd = ( ?Q/Q) : (?P/P) = (?Q/?P) * (P/Q). (5.3)

В соответствии с законом спроса при увеличении цены спрос на продукцию снижается, и коэффициент эластичности почти  всегда будет иметь отрицательный  знак. Исключение составляют спрос  на престижные товары и некоторые  состояния экономики, например постоянный рост цен в долгосрочном периоде, вынуждающий делать запасы впрок, что  выражается в увеличении спроса на продукцию. Поскольку экономистов  интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы при интерпретации  данного показателя в экономическом  анализе его знак принято опускать.

Рассчитывая коэффициент эластичности, следует  решить еще одну проблему: какие  значения цены и количества продукции  брать при вычислениях.

Существуют  два способа исчисления коэффициента эластичности. Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она характеризует относительные изменения объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Это практически встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде. Но в зависимости от того, какой из двух уровней цены и количества продукции принимается при определении второго сомножителя, в формуле (5.3) возможны, по крайней мере, два решения, приводящие к различным результатам:

Эd = (?Q/?P) * (P0/Q0); (5.4)

Эd = (?Q/?P) * (P1/Q1), (5.5)

где P0, P1 - цена продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке;

Q0, Q1 - количество продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке.

Во избежание  неопределенности в расчетах обычно используют средние значения цены и  количества продукции для анализируемого периода. Такой способ расчета позволяет  вычислить коэффициент дуговой эластичности. Формула (5.3) при этом примет вид:

Эd = (?Q/?P):((P0+ P1):2)/((Q0 + Q1):2) = (?Q/?P) * (Р/Q). (5.6)

Варианты  эластичности спроса

В практике могут иметь место, по меньшей  мере, три различных варианта ценовой  эластичности спроса:

- спрос  эластичный, когда при незначительных  понижениях цены объем продаж  существенно возрастает;

- спрос  имеет единичную эластичность, когда  1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;

- спрос  неэластичный, если при весьма  существенных снижениях цены  объем продаж изменяется незначительно;

- спрос  бесконечно эластичен, когда имеется  только одна цена, по которой  потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

- спрос  совершенно неэластичен, когда  потребители приобретают фиксированное  количество товаров независимо  от их цены.

Каждый  вариант, представленный на рис., имеет  свой коэффициент эластичности. Так, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при  эластичном спросе - коэффициент больше единицы.

Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые  на 100%, получим коэффициент 0,5. В строго математическом смысле это коэффициент  со знаком «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположных  направлениях (обратная зависимость  переменных). Но поскольку коэффициент  эластичности имеет реальное выражение  в показателе возросшей торговой выручки, то знак «минус» не имеет  здесь принципиального значения.

При единичной  эластичности, когда коэффициент  равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.

6. Факторы ценовой  эластичности спроса

Рассмотрим  факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

1. Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешевых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей (в силу специфики самого товара, на монопольном рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную неэластичность спроса.

Действие  данного фактора усиливается  или, напротив, ослабляется уровнем  агрегирования товарной группы, в  которую входят товары-заменители. Например, эластичность спроса на женские  полуботинки должна быть выше, чем  на обувь весеннее-осеннего ассортимента, а на сезонную - выше, чем на повседневную. Но при этом надо помнить о возможном  дополнительном влиянии сопряженных  факторов, рассматриваемых далее.

2. Значимость продукции  для потребителя.  Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:

1. товары  и услуги первой необходимости;

2. регулярно  используемые, но не являющиеся  необходимыми;

3. относящиеся  к категории роскоши.

Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Действительно, нельзя обойтись без транспортных услуг  в крупном городе, но повышение  цен на услуги химчистки или прачечной  вынуждает потребителя существенно  сократить пользование ими и  стирать и чистить одежду в  домашних условиях. Тем более рост цен на золото позволяет исключить  его из статей расхода потребителя.

Следует, однако, иметь в виду, что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных, территориальных, возрастных. Например, спрос на резиновые сапоги для  детей менее эластичен, чем для взрослых, или боле эластичен в городе, нежели в деревне, поскольку в деревне без них не обойтись и для детей они являются товаром почти первой необходимости.

3. Удельный вес затрат  на продукцию в  расходах потребителя  (удельный вес дохода потребителя, приходящего на приобретение данной продукции). Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на нее. Необходимо уточнить, что это утверждение верно, если принимать во внимание степень постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее невелики. Поэтому повышение цен на данную продукцию не приведет к изменению величины спроса на нее. Однако если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который достаточно высоки в бюджете семей, величина спроса на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности. Рост же цен на предметы роскоши надо анализировать в связи с доходами наиболее высокооплачиваемых групп населения, поскольку спрос на них в группах с низким уровнем доходов будет абсолютно неэластичен. Но и для лиц с высокими доходами в краткосрочном периоде может упасть спрос и, следовательно, вырасти коэффициент его эластичности по цене.

Информация о работе Спрос и предложение