Спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть, что такое спрос, его факторы и кривую.
Имея цель, можно сформулировать следующие задачи работы:
- изучение «понятия спроса»;
- рассмотрение ценовых и неценовых факторов, влияющих на спрос и не влияющих на спрос;
рассмотрение видов спроса;
рассмотрение понятия «кривая спроса»;
изучение понятия «эластичность спроса»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ СПРОСА
Понятие спроса 3
Объем спроса и цена спроса 5
Закон спроса 5
2. ФАКТОРЫ СПРОСА
Ценовые факторы .7
Неценовые факторы .7
3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Понятие эластичности .10
Факторы, влияющие на эластичность спроса .11
Виды эластичности .13
4 КРИВАЯ СПРОСА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. СУЩНОСТЬ СПРОСА

  1. Понятие спроса 3
  2. Объем спроса и цена спроса 5
  3. Закон спроса 5

2. ФАКТОРЫ СПРОСА

  1. Ценовые факторы .7
  2. Неценовые факторы .7

3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

  1. Понятие эластичности .10
  2. Факторы, влияющие на эластичность спроса .11
  3. Виды эластичности .13

4 КРИВАЯ СПРОСА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме. В современном мире важнейшую позицию занимает рынок. Он включает в себя много важных факторов, одним из самых значимых является спрос. Спрос зависит от ценовых и неценовых факторов. Например, от доходов потребителей, цен на товары—заменители и цен дополняющих товаров. Не будет спроса, соответственно, не будет продаж и выгоды, а значит, рынок не будет иметь никакого смысла.

Цель работы – раскрыть, что такое спрос, его факторы и кривую.

Имея цель, можно сформулировать следующие задачи работы:

- изучение «понятия спроса»;

- рассмотрение  ценовых  и неценовых  факторов,  влияющих  на  спрос и не влияющих на спрос;

  • рассмотрение видов спроса;
  • рассмотрение понятия «кривая спроса»;
  • изучение понятия «эластичность спроса»;

Объект работы - экономические категории, понятие  экономической теории. Предмет работы — спрос как экономическая категория.

Результаты работы следует использовать для общего анализа особенностей спроса.

 

1. СУЩНОСТЬ СПРОСА

1.1 Понятие спроса

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя,  потребителя, на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых, прежде всего, следует выделить объём или величину спроса. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Как следует из нашего определения, спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначе говоря, можно считать, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. В таблице 1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей картофеля. Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой картофеля и его количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен.

 

Таблица 1 –  Гипотетическая шкала спроса потребителя на картофель.

 

Цена за бушель (долл.)

Величина спроса в  неделю

5

4

3

2

1

10

20

35

55

80


 

Можно отметить, что говорится «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Можно пожелать купить «Феррари», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым количеством долларов, само желание не может реализоваться, а следовательно, не отражается на рынке. Как видно из таблицы 1, если цена за бушель составляет на рынке 5 долларов, наш потребитель будет готов покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 доллара, потребитель будет способен купить в неделю 20 бушелей и т.д.

Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке картофеля. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

При этом можно обратить внимание, чтобы величины спроса имели  какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу и т.д. Заявление о том, что «потребитель купит 10 бушелей картофеля по цене 5 долларов за бушель», неопределенно и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей картофеля по 5 долларов за бушель», ясно и исполнено большого смысла[7].

 

1.2 Объем спроса и цена спроса

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, т. е. цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Цена спроса определяется размером дохода.

Она ограничивается доходом и остается фиксированной, так как покупатель больше уплатить не может.

1.3 Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях: повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. И можно понять, что существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.

В основе закона спроса лежит: во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем по более высокой (подтверждением этого является кривая спроса). Во-вторых, подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение. Например, второй компьютер (телефон, телевизор) не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетворены, третий еще менее полезен и т. д. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии, что их цена снижается. В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода, выражающимся в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе снижение цены приводит к повышению покупательной способности потребителя, а установление более высокой цены — к снижению покупательной способности.

С эффектом дохода связан эффект замещения: высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой аналогичных, более дешевых товаров [3].

 

 

2 ФАКТОРЫ СПРОСА

2.1 Ценовые факторы

 Детерминанты (факторы) спроса - факторы, влияющие на величину спроса. Основным фактором является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

Неценовые детерминанты спроса (неценовые факторы спроса) - факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении — влево.

Наличие большого количества факторов затрудняет анализ спроса. Поэтому, как правило, выделяют удельный вес каждого фактора, определяют наиболее значимые [2].

Наиболее значимым фактором выделяют фактор цены. Зависимость между спросом и ценой является обратной, ведь при снижении цены искушение купить желанный товар и возможность приобрести его в большем количестве становится выше, а при увеличении цены покупательская способность при прочих равных условиях становится ниже.

2.2 Неценовые факторы

- Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые

 

продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.

- Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении - снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее - на товары длительного пользования.

- Количество   потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом  или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается  с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур - национальной одеждой, продуктами национальной кухни - или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах)[5].

- Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары-заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары-заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих (субститы) товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится,  то  это,  наоборот,  привлечет  покупателей  из числа пользующихся товарами-заменителями. Таким образом, рост цены на  товары—заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при  которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

- Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. Ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

- Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары (комплементы). Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом[1].

 

3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

3.1 Понятие эластичности

Для более глубокого  анализа спроса экономисты ввели  понятие эластичности спроса.

Эластичность — это степень реакции изменения одной переменной вследствие изменения другой переменной.

Эластичность  спроса — это чувствительность спроса к изменению цены товара, цен других товаров, доходов потребителей. Выделяют ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность спроса, эластичность спроса по доходу.

Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению цены товара.

Спрос является эластичным в том случае, если однопроцентное изменение в цене товара вызывает более чем однопроцентное изменение величины спроса. Спрос обладает единичной эластичностью, если однопроцентное изменение в цене товара вызывает однопроцентное изменение величины спроса. Спрос является неэластичным в том случае, если однопроцентное изменение в цене товара вызывает менее чем однопроцентное изменение величины спроса. Эластичность спроса по цене мы можем определить формулой (1):

 

3.2 Факторы, влияющие  на эластичность спроса

Как правило, рынок представлен  значительным количеством разнообразных  товаров, которые оказывают друг на друга определенное воздействие. Выделим основные факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие товаров-заменителей. Такие товары называют товарами - субститутами. При увеличении цены на один из них, потребитель предпочитает ему приобретение другого. Другими словами покупатель не видит особых различий между этими товарами. В большинстве случаев это недорогие товары, 
например дешевые сорта чая или кофе.

Соответственно  товаропроизводителю необходимо выделить свой товар, наделив его неценовыми преимуществами. Эта мера способна снизить чувствительность потребителя товара к увеличению его цены.

Информация о работе Спрос