Спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть, что такое спрос, его факторы и кривую.
Имея цель, можно сформулировать следующие задачи работы:
- изучение «понятия спроса»;
- рассмотрение ценовых и неценовых факторов, влияющих на спрос и не влияющих на спрос;
рассмотрение видов спроса;
рассмотрение понятия «кривая спроса»;
изучение понятия «эластичность спроса»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ СПРОСА
Понятие спроса 3
Объем спроса и цена спроса 5
Закон спроса 5
2. ФАКТОРЫ СПРОСА
Ценовые факторы .7
Неценовые факторы .7
3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Понятие эластичности .10
Факторы, влияющие на эластичность спроса .11
Виды эластичности .13
4 КРИВАЯ СПРОСА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

2. Взаимодополняемость товаров.

Существуют  товары, которые дополняют друг друга, их применение возможно или даже должно быть совместным. Например, сложно представить себе функционирование автомобиля без бензина (или газа) и моторного масла. Также невозможно наслаждаться музыкой, приобретя аудиоплеер без батареек или аккумулятора. Такие товары называют комплементарными. Узнать степень влияния изменений цен отдельных товаров на сбыт других товаров позволяет коэффициент перекрестной эластичности.

Эластичность  спроса по цене неодинакова во времени. Как известно, человеку требуется время, чтобы отреагировать на изменение цены. Кроме того, потребительские предпочтения конкретного человека могут быть сформированы, достаточно устойчивы, требуется время на их изменение. У человека также может быть и определенный запас данного товара, что также замедляет его реакцию. Исходя из этого, спрос на большинство товаров более эластичен на долгосрочном этапе и соответственно менее эластичен для короткого промежутка времени. Однако в отношении товаров длительного пользования ситуация может быть

обратной. Это  связано с тем, что данные товары дорогостоящие, и незначительное колебание цен может заставить покупателя ускорить покупку.

Теория эластичности заставляет производителя модернизировать  продукт (это позволяет продлить жизненный цикл товара), искать новые рынки сбыта, пытаться выделить свою продукцию в условиях насыщения рынка и невозможности манипулировать ценой. В качестве существенного фактора, влияющего на спрос необходимо выделить доход потребителя. Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса по отношению к изменениям в доходе потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода потребителя. При этом не трудно убедиться, что коэффициент эластичности может быть положительным (больше нуля), так и отрицательным. Это связано с тем, что по мере роста дохода потребитель может увеличить покупку данного товара, а может отказаться от потребления данного товара в пользу другого, более качественного или более престижного.

Если коэффициент эластичности отрицателен, то, вероятно, что потребитель оценивает данный товар как низкокачественный или не престижный. Товары, коэффициент эластичности спроса по доходу на которые положителен, называют нормальными. Они классифицируются на:

товары первой необходимости (спрос на данные товары увеличивается медленнее роста доходов и соответственно коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1);

товары второй необходимости (спрос на данные товары растет пропорционально доходу, и соответственно коэффициент эластичности равен единице);

- предметы  роскоши (спрос на данные товары  вначале невелик, но затем опережает рост доходов и не имеет предела насыщения).

Для более  глубокого анализа эластичности спроса по доходу выделяют краткосрочный и долгосрочный временные интервалы.

Для большинства товаров эластичность на долгосрочном этапе выше, чем на краткосрочном. Однако для товаров длительного пользования ситуация может быть обратной [6].

3.3 Виды эластичности

Рассмотрим  основные виды эластичности (для наглядного примера эластичности спроса возьмем произвольные цифры):

1)    Эластичный  спрос, когда товар значительно  реагирует на изменение цены. Эту реакцию отражает эластичность спроса (Ed). Например,

Ed = 20%/10% = 2,

Для эластичного  спроса Ed>l. Эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен;

2) Неэластичный  спрос,  когда товар слабо реагирует  на изменение  цены. Например,

Ed = 50/100 = 0,5,

Ed<l. При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом цен. Неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен;

3)Единичная  эластичность. Например,

Ed =10%/10% =1,

Спрос имеет  единичную эластичность, когда 1%-ное  изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;

4) Абсолютно  эластичный спрос, когда любое количество товара продается только по одной цене. D (Р) =0.. Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар. (Например, инсулин для больных диабетом);

Коэффициент эластичности дает представление о  возможной реакции потребителей на будущие изменения в цене, показывает возможные последствия этого фактора для товаропроизводителя.

Эластичность  определяет целесообразность или нецелесообразность изменения цены со стороны продавца, позволяя прогнозировать вектор изменения выручки вследствие снижения или повышения оптовых и розничных цен [6].

 

4. КРИВАЯ СПРОСА

Наряду с  таблицей существует еще одно удобное  средство для задания функции спроса - график. Это инструмент, которым экономисты пользуются уже более ста лет и который по-прежнему не имеет более удобной альтернативы.

В экономической  теории цена откладывается на вертикальной оси, а количество - на горизонтальной (математики обычно откладывают наоборот -аргумент (х) на горизонтальной оси, а значение функции (у) на вертикальной).

Нужно задать на вертикальной оси масштаб - приравнять единицу  ее длины к денежной единице - и нанести на ней деления, как это сделано на рисунке 1. Деления нанесены через каждые 5 рублей. Но можно взять любую точку между делениями — например, 14 рублей 45 копеек. Буква Р на оси является первой буквой английского слова price (цена) и обозначает ось, на которой откладывается цена товара.

На горизонтальной оси тоже задается соответствующий  масштаб — там единице длины ставится в соответствие единица количества блага. Причем так, чтобы на рисунке поместился максимальный объем спроса, который может быть предъявлен на это благо. На графике деления расставлены через 500 булочек и максимальный объем спроса равен 8 000. Буква Q на конце горизонтальной оси является первой буквой английского слова quantity (количество) и означает, что на этой оси откладывается количество товара.

Каждая точка  на этой плоскости представляет собой  сочетание некоторой цены и некоторого количества. Поэтому можно «нарисовать» функцию спроса следующим образом.

Можно предположить, что известно, какой объем спроса будет вызван любым значением цены - значит известна вся функция спроса.

Если взять  произвольное значение цены, например 25 рублей, и определить, какой объем спроса ей соответствует, то можно поставить на плоскости точку Л, которая и покажет, что цене 25 рублей соответствует объем спроса 1 400 булочек.

Точно так  же можно поступить с каким-нибудь другим значением цены -например, с 10 рублями. Если булочки будут продаваться по этой цене, то потребители захотят купить 4 150 булочек. Можно поставить на плоскости точку Б, которая покажет, что при цене 10 рублей будет предъявлен спрос на 4 150 булочек.

Если брать  по очереди все возможные значения цены, и определять, какой объем спроса соответствует каждой и ставить на плоскости точки, то можно получить некоторую кривую, которая изображена на рисунке 1 и которой принадлежат точки А и Б.

Такая линия  называется кривой спроса и показывает, какое количество товара будет куплено в заданный промежуток времени при той или иной цене.

Рисунок 1 - Кривая спроса

Можно обратить внимание на ее форму. Прежде всего, она имеет отрицательный наклон. Это значит, что при уменьшении одной переменной другая увеличивается и наоборот. Действительно, при уменьшении цены растет объем спроса - потребители согласны приобретать все большее количество товара (в данном случае булочек). Существуют три обстоятельства, делающие наклон кривой спроса отрицательным.

Во-первых, насыщается желание потреблять булочки по мере увеличения потребляемого количества. А это значит, что любой потребитель согласился бы купить на одну булочку больше только при более низком значении цены.

Во-вторых, у  всех потребителей существует разное отношение к булочкам, так как у всех людей разные вкусы, привычки и предпочтения. Одни потребители согласны платить большое количество денег за булочки, которые они очень любят, а другие купят то же самое количество булочек только по более низкой цене, так как относятся равнодушно к этому благу.

В-третьих, у потребителей разные доходы, и поэтому все они могут по одной цене предъявлять различный спрос. Одним потребителям их доход позволит потреблять булочки и при очень высокой цене, а другие смогут покупать это благо только по относительно низким ценам.

Все эти три  обстоятельства и являются причиной того, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. При очень высокой цене булочек их купят только люди с очень большим доходом и те, кто очень любит это благо. При менее высоких ценах спрос на булочки предъявили бы более бедные слои населения и те, кто относится к булочкам более равнодушно. В то же время те потребители, которые купили бы булочки и при более высоких ценах, могут решить приобрести больше булочек по менее высокой цене.

Можно проанализировать, что произойдет, если цена на булочки устанавливалась бы на еще более низком уровне. Потребители покупали бы все большее количество булочек, и постепенно у всех (даже у самых бедных и самых не любящих булочки) покупателей потребность в булочках была бы удовлетворена. Поэтому при цене булочек, близкой к нулю, спрос постепенно перестал бы расти. При цене, равной нулю, он составил бы некоторое конечное значение — в этом месте кривая спроса пересекает ось количества (на нашем графике это 6 610 булочек). Это максимальный объем спроса, который был бы предъявлен на булочки, если бы их цена была равна нулю, то есть они бы «продавались» бесплатно.

А каким был  бы объем спроса при очень высоком  значении цены булочек? При увеличении цены потребители постепенно отказывались бы от приобретения этого продукта, уменьшая его покупки до нуля. При ценах в районе 25-30 рублей за булочку этот продукт купили бы только самые горячие его приверженцы, готовые платить большую цену за свой любимый продукт. Но если бы цена установилась на еще большем уровне (на нашем графике это 35 рублей), то и они отказались бы от приобретения этого блага и объем спроса на булочки стал бы равен нулю. В этом месте кривая спроса пересекает ось цены.

Точно так же образуется спрос на рынке любого другого блага. Существует максимальное значение цены, при котором объем спроса падает до нуля (нулевой спрос). Но при более низких ценах объем спроса начинает расти, и чем меньше значение цены, тем больше растет объем спроса. При цене, равной нулю, объем спроса достигает максимально возможного значения (при этом потребители используют бесплатное благо всеми возможными способами).

Кривые спроса на разные блага могут иметь разное положение, но они обладают несколькими общими свойствами. Кривые спроса могут иметь разный наклон, но он всегда будет отрицательным. Кривые спроса могут пересекать оси координат дальше или ближе от начала координат, но они обязательно будут их пересекать. Возможная форма кривых спроса обсуждается в «окне» к этому параграфу.

Можно рассмотреть, как выглядит кривая спроса:

Как известно, кривая спроса на любое благо будет  всегда иметь отрицательный наклон и точки пересечения с осями координат. Можно ли определить форму кривой спроса на любое благо более точно? Может быть, для всех благ существует некоторая единая форма кривой спроса, и если да, то какая она? А если нет, то какие разновидности формы мы можем себе представить?

Если попробовать понаблюдать  за реальным хозяйством, то мы обнаружим  следующие примеры различных  вариантов изменения спроса.

В некоторых  случаях можно обнаружить ситуацию, когда объем спроса на благо нечувствителен к изменению цены, то есть значительное изменение цены

(например, в  два раза) приводит к очень  незначительному изменению объема спроса.

Такой спрос  называют неэластичным (или низкоэластичным) по цене, а соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Кривая неэластичного спроса.

Низкая эластичность спроса наблюдается в случае, когда  покупатели нуждаются в строго определенном количестве какого-то блага. При увеличении цены этого блага они вынуждены продолжать покупать это количество, а при снижении цены не увеличивают покупку. Такая ситуация может наблюдаться на рынке некоторого лекарства, которое люди будут вынуждены покупать и при очень значительном повышении его цены, но не будут покупать больше при любом снижении его цены.

Также можно заметить, что неэластичным по цене (в некотором  диапазоне изменения последней) является спрос на относительно дешевые блага. Например, спрос на спички, соль, канцелярские кнопки и так далее. Потребность в таких благах удовлетворяется практически полностью, а увеличение цены в два или даже в три раза все равно не делает их дорогими. Таким образом, можно сделать вывод о неэластичности спроса на многие блага при относительно низких значениях цены этих благ.

В других случаях  обнаружится значительная чувствительность спроса к изменению цены. То есть небольшое изменение цены (например, на 10 — 15%) приводит к значительному изменению объема спроса. Такой спрос называется

высокоэластичным по цене,  и соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рисунке 3.

Информация о работе Спрос