Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 16:32, курсовая работа
Целью исследования является анализ сущности конкуренции и монополии на рынке, анализ антимонопольного законодательства России и выявление наиболее рациональной дальнейшей политики государства в этой области.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить сущность и формы конкуренции;
- раскрыть сущность монополии;
- проанализировать роль государства в антимонопольном регулирование;
- установить особенности антимонопольной политики РФ;
- выявить проблемы антимонопольного законодательства России;
- обозначить возможные пути их решения.
Введение
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть и влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов. Ведь одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
Антимонопольное регулирование –
важнейшая составная часть экономической
политики государства во всех странах
с развитой рыночной экономикой.
В значительной мере на отечественную
экономику сегодня влияют монополистические
проявления. В российском обществе особенно
важно проанализировать положение дел
в конкурентном законодательстве, ведь
сегодня предприятия-монополисты устанавливают
свои правила торговли электроэнергией,
оргтехникой, ЖКХ и нефтепродуктами. Злободневность
этой темы такова: зарубежная конъюнктура
формирует экономику России («нефтяная
игла»), а предприятия-монополисты, устанавливая
цены или диктуя свои условия, тормозят
развитие экономики. Естественные монополии
являются одной из наиболее важных экономических
проблем РФ.
Вопросы изучения конкуренции и монополии, конкурентных отношений достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе.
Так общие вопросы устройства рыночной системы и рыночных отношений освещались в работах Т.И.Поликарповой, М.Э.Портера, Э.Чемберлина и др.
Проблемам устройства и эффективности работы антимонопольного законодательства уделено внимание в работах А.Н.Варламовой, Дж.Вильсона, Д.Н.Владиславлева, В.Н.Ворожей кина, В.Миронова и др.
Целью моего исследования является анализ сущности конкуренции и монополии на рынке, анализ антимонопольного законодательства России и выявление наиболее рациональной дальнейшей политики государства в этой области.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить сущность и формы конкуренции;
- раскрыть сущность монополии;
- проанализировать роль государства в антимонопольном регулирование;
- установить особенности антимонопольной политики РФ;
- выявить проблемы антимонопольного
законодательства России;
-
обозначить возможные пути их решения.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении методологических основ исследования конкуренции и монополии на рынке, институциональных аспектов его функционирования.
Объектом исследования выступают конкурентно-монопольный рынок труда и особенности его развития в современных условиях.
Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, возникающие на российском конкурентно-монопольном рынке труда, основные положения теории и практики правового регулирования конкуренции: состав конкурентного законодательства.
Теоретико-методологическую основу исследования формируют фундаментальные концепции, представленные в монографиях и научных статьях отечественных и зарубежных экономистов, внесших значительный вклад в разработку научных основ функционирования конкурентно-монопольного рынка труда.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Положения и выводы работы иллюстрируются таблицами и рисунками.
Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.
Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночные ситуации: совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
В таблице, приведенной ниже, подытожены основные характерные черты четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Таблица 1. Характерные черты четырех основных моделей рынка:
Модель рынка | ||||
Характерная черта |
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая |
Число фирм |
Очень большое число |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Стандартизированный или дифференцированный |
Уникальный; нет близких заменителей |
Контроль |
Отсутствует |
в довольно узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью |
Значительный |
Условия |
Очень легкие, препятствия отсутствуют |
Сравнительно легкие |
Наличие существующих препятствий |
Вступление блокировано |
Неценовая |
Отсутствует |
Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки |
Типичная, особенно при дифференциации продукта |
Главным образом реклама связи
фирмы с общественными |
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды |
Производство стали, автомобилей, многих электроприборов |
Местные предприятия общественного пользования |
Конкуренция
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
Роль конкуренции в
Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.
Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, “фирмы - новаторы” пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.
Наконец, конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь “вечным двигателем” развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
На таком рынке цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной конкуренции”.
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, и, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода “рыночного” перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
Кривая
спроса, с которой сталкивается отдельная
конкурентная фирма, совершенно эластична.
Фирма не может добиться более
высокой цены, ограничивая объем
выпуска; не нуждается она и в
более низкой цене, для того чтобы
увеличить свой объем продаж. Если
один - единственный производитель
увеличивает или уменьшает
Рис.1. Кривые спроса и продаж
Поскольку
фирма может продать
В чисто
конкурентной экономике действия стремящихся
к прибыли производителей приведут
к такому распределению ресурсов,
которое максимизирует
Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
В реальной
экономической действительности рынок
совершенной конкуренции в
Информация о работе Сравнительная характеристика монополии и конкуренции