Сравнительная характеристика монополии и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности конкуренции и монополии на рынке, анализ антимонопольного законодательства России и выявление наиболее рациональной дальнейшей политики государства в этой области.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить сущность и формы конкуренции;
- раскрыть сущность монополии;
- проанализировать роль государства в антимонопольном регулирование;
- установить особенности антимонопольной политики РФ;
- выявить проблемы антимонопольного законодательства России;
- обозначить возможные пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть и влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы.

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов. Ведь одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

 Антимонопольное регулирование – важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. 
 В значительной мере на отечественную экономику сегодня влияют монополистические проявления. В российском обществе особенно важно проанализировать положение дел в конкурентном законодательстве, ведь сегодня предприятия-монополисты устанавливают свои правила торговли электроэнергией, оргтехникой, ЖКХ и нефтепродуктами. Злободневность этой темы такова: зарубежная конъюнктура формирует экономику России («нефтяная игла»), а предприятия-монополисты, устанавливая цены или диктуя свои условия, тормозят развитие экономики. Естественные монополии являются одной из наиболее важных экономических проблем РФ.

Вопросы изучения конкуренции и монополии, конкурентных отношений достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе.

Так общие вопросы устройства рыночной системы и рыночных отношений освещались в работах Т.И.Поликарповой, М.Э.Портера, Э.Чемберлина и др.

Проблемам устройства и эффективности работы антимонопольного законодательства уделено внимание в работах А.Н.Варламовой, Дж.Вильсона, Д.Н.Владиславлева, В.Н.Ворожей кина, В.Миронова и др.

Целью моего исследования является анализ сущности конкуренции и монополии на рынке, анализ антимонопольного законодательства России и выявление наиболее рациональной дальнейшей политики государства в этой области.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих  задач:

- определить сущность  и формы конкуренции; 

- раскрыть сущность монополии; 

- проанализировать роль государства в антимонопольном регулирование;

- установить особенности антимонопольной политики РФ;

- выявить проблемы антимонопольного законодательства России; 
            - обозначить возможные пути их решения.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении методологических основ исследования конкуренции и монополии на рынке, институциональных аспектов его функционирования.

Объектом исследования выступают конкурентно-монопольный рынок труда и особенности его развития в современных условиях.

Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, возникающие на российском конкурентно-монопольном рынке труда,  основные положения теории и практики правового регулирования конкуренции: состав конкурентного законодательства.

Теоретико-методологическую основу исследования формируют фундаментальные концепции, представленные в монографиях и научных статьях отечественных и зарубежных экономистов, внесших значительный вклад в разработку научных основ функционирования конкурентно-монопольного рынка труда.

Структура работы.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Положения и выводы работы иллюстрируются таблицами и рисунками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Четыре основные модели рынка

Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты  различают четыре довольно несхожих рыночные ситуации: совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В таблице, приведенной ниже, подытожены основные характерные черты четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Таблица 1. Характерные черты четырех основных моделей рынка:

 

Модель рынка

Характерная черта

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая 
монополия

Число фирм

Очень большое число

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный; нет близких заменителей

Контроль  
над ценой

Отсутствует

в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью

Значительный

Условия 
вступления 
в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существующих препятствий

Вступление блокировано

Неценовая 
конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки

Типичная, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама связи  фирмы с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды

Производство стали, автомобилей, многих электроприборов

Местные предприятия общественного  пользования


Конкуренция

Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Конкуренция на рынке имеет свои  функции:

  1. выявление или установление рыночной стоимости товара;
  2. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение; прибыли  в  зависимости от различных затрат труда;
  3. регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Начиная   конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

  • какие аналогичные товары  конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
  • существуют ли товары, способные заменить ваш товар для удовлетворения данной потребности?
  • не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?
  • возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок?  Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.

Роль конкуренции в хозяйственной  жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ, ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования. Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов.

Экономическая природа конкуренции  связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, “фирмы - новаторы” пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец, конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь “вечным двигателем” развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

          1. Cовершенная конкуренция

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

На таком рынке цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной конкуренции”.

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, и, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода “рыночного” перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

  • Очень большое число продавцов. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.
  • Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
  • «Соглашающийся с ценой». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую - либо более низкую цену, так как это вызвало юы уменьшение ее прибыли.
  • Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие  - свободно покидать чисто конкурентные отрасли.

Кривая  спроса, с которой сталкивается отдельная  конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более  высокой цены, ограничивая объем  выпуска; не нуждается она и в  более низкой цене, для того чтобы  увеличить свой объем продаж. Если один - единственный производитель  увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного  влияния на общий объем предложения  и рыночную цену. Следовательно, графики  спроса и продаж отдельной фирмы  совершенно эластичны, как это показано на приведенном ниже графике.

Рис.1. Кривые спроса и продаж

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции  совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

В чисто  конкурентной экономике действия стремящихся  к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное  использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения  ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями  так, чтобы получить определенный ассортимент  продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность  распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру  совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для  общества. Второе: производственная эффективность  требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим  образом.

Но  и в этой, казалось бы, идеальной  модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

В реальной экономической действительности рынок  совершенной конкуренции в строгом  теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречаются. Он представляет собой так называемую “идеальную” структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно “малы”, что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - “биржевой” - формы организации.

Информация о работе Сравнительная характеристика монополии и конкуренции