Сравнительная характеристика монополии и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности конкуренции и монополии на рынке, анализ антимонопольного законодательства России и выявление наиболее рациональной дальнейшей политики государства в этой области.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить сущность и формы конкуренции;
- раскрыть сущность монополии;
- проанализировать роль государства в антимонопольном регулирование;
- установить особенности антимонопольной политики РФ;
- выявить проблемы антимонопольного законодательства России;
- обозначить возможные пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Проведение торгов носит формальный характер и в случае отбора финансовых организаций для оказания услуг  в тех местностях, где функционирует  единственная финансовая организация.

Согласно п. 5 ст. 27 Закона «О размещении…», если участником конкурса признан только один участник, то цена контракта, заключаемого по итогам конкурса, не может превышать  начальную цену контракта, указанную  в извещении о проведении торгов, а единственный участник не вправе отказаться от заключения договора. Можно  предположить, что потенциально единственный участник конкурса может стремится  избежать участия в нем.

Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно  отметить, по крайней мере, три существенных момента: федеральное антимонопольное  законодательство в своей основе на сегодняшний день сформировано преимущественно  в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование  рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными  средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.

2.3 Деятельность ФАС

В период с 1 января по 18 марта 2010г. на адрес электронной почты управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) поступило тысячное с начала года сообщение. Это больше, чем за весь 2009 год. Растет количество дел, рассмотренных ФАС (приложение 1).

Картельные сговоры зафиксированы  практически во всех отраслях экономики. Чаще всего в сфере продуктов  питания, лекарств, других товаров первой необходимости, услуг ЖКХ, транспорта и связи. Например, в Ханты-Мансийском АО местная аптечная база и крупный  поставщик лекарств договорились, что  во время торгов по госзакупкам поделят  лоты между собой. Участники торгов лениво подняли карточки, только когда  была назначена максимальная цена исполнения заказа. А нормальным считается снижение цены во время торгов на 15-20%. В итоге  госзаказчик был вынужден заплатить  большую цену за поставку медикаментов. Естественно, это не могло не отразиться и на кошельке рядового потребителя.

В Тульской области отделение ФАС  вынудило «заговорщиков» снизить цену на популярные сорта хлеба — примерно по рублю за батон. В Кемеровской  области обнаружен сговор между  автошколами. Они синхронно подняли  стоимость сдачи на права с 18 200 руб. до 24 500 руб.

В России более 8 лет существовал  спичечный картель. Оказывается, такой  копеечный товар — тоже способ наживы. Вместе участники сговора  держали цены на спички в 3-4 раза выше нормы. Почти в каждом регионе  мы обнаружили бензиновые сговоры.

Согласно данным Росстата, цены на бензин за 2009 год выросли более  чем на 10%. Антимонопольная служба всерьез взялась за контроль стоимости  нефтепродуктов. За прошлый год только на 4-х крупнейших игроков рынка  были наложены штрафы в размере 9 млрд рублей. Кроме того, в конце года ФАС России предложила новую формулу  расчета цен на топливо. Антимонопольная  служба (ФАС) отправила в правительство  три варианта формулы для расчета  справедливых внутренних цен на нефтепродукты. На них служба хочет ориентироваться, чтобы определять, завышают ли компании цены. Цена, рассчитанная по всем трем вариантам, оказалась на 15-20% ниже фактической. Нефтяники зарабатывают на продаже нефтепродуктов в России больше, чем если бы продавали их в Европу.

По словам нефтяников, подход ФАС к регулированию цен противоречит рыночным принципам и может создать риски снижения нефтепереработки.

Формула должна действовать «до  появления в России объективных  ценовых индикаторов, таких как  ликвидная биржевая торговля», пишет ФАС. «Роснефть» и ТНК-ВР объявили о планах продавать на бирже 10-15% топлива. Минэнерго хочет сделать это обязательным для всех: нужны нормативные акты, «регламентирующие обязательную реализацию минимум 10% нефтепродуктов» на отечественных биржах, докладывало министерство вице-премьеру Игорю Сечину в январе 2010г.

Также ФАС намерена распространить принципы закона «О торговле» и на оборот нефтепродуктов. Служба предлагает законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка, расширять свою сеть АЗС. Нефтяникам и сейчас приходится просить разрешение ФАС на приобретение новых заправок.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намеревается ввести ограничения  на присутствие вертикально интегрированных  нефтяных компаний (ВИНК) на региональных рынках нефтепродуктов. Служба считает, что пороговое значение присутствия не должно превышать 35% (исходя из объема выручки). Не допустить увеличения этой доли ФАС намерена двумя способами: отказывать компании в предоставлении земельных участков и законодательно ограничить возможность приобретения новых АЗС.

Доминирование в некоторых регионах помогает компаниям завышать цены на нефтепродукты в рознице, не раз  заявляли чиновники. По данным службы, сейчас более чем в 50 субъектах  федерации доля ВИНК на розничном  рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ -- в 11 регионах, третье место у «Сургутнефтегаза» (четыре региона), четвертое делят  ТНК-ВР и «Газпром нефть» (по три). В 20 регионах доминируют независимые  от ВИНК игроки. Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции  чиновники не намерены. В нефтяных компаниях, по сути, обсуждать предложения  ФАС не захотели. В Минэкономики сообщили, что предложения ФАС пока не получали, и комментировать их отказались. Однако в министерстве отметили, что идею ограничения на выделение монополистам земельных участков под АЗС поддерживают.

Частично ограничения уже существуют, ведь компании уже сейчас должны согласовывать  покупку АЗС с ФАС. Как отмечает старший юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский, при рассмотрении конкретной сделки из-за угрозы ограничения конкуренции  у ФАС есть право выдавать предписания  о передаче прав на имущество. И исполнение этого требования может являться условием согласования сделки. Но решения  службы могут быть оспорены в суде, а если норма о пороговом значении присутствия закреплена в законе, то это облегчит правоприменительную практику.

27 марта 2010г. президент России  Дмитрий Медведев потребовал  от вице-премьера Дмитрия Козака  контролировать тарифы ЖКХ и  принимать жесткие меры в отношении ответственных людей, в случае необоснованного повышения стоимости коммунальных услуг.

«Если после тех совещаний, которые  вы провели и вашего доклада мне  вы выясните, что кто-то все-таки поступил нечестно, обманул и региональные власти и федеральную власть, то это будет поводом для принятия абсолютно жестких решений об увольнении соответствующих людей  от должности и привлечения их ответственности», – заявил Медведев после доклада Козака о выполнении поручения по проверке обоснованности повышения тарифов ЖКХ. Дмитрий  Медведев заявил, что максимально допустимый рост — 25 %.

Не все в порядке и на рынке  сотовой связи: МТС, «Билайн» и «Мегафон» грозит разбирательство. ФАС возбудила в отношении «большой тройки» сотовых операторов России дело о завышении стоимости услуг в зоне роуминга.

Цены за разговоры и пользование Интернетом за границей у российских операторов в 4–5 раз выше, чем у компаний в странах Евросоюза и СНГ. В результате подобного расследования властей ЕС в отношении своих операторов средний счет за их услуги в роуминге был снижен на 35 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, сейчас в нашей стране предпринимаются  все попытки борьбы с монополиями. К тому же монополии в нашей  стране не результат естественного  развития, а преднамеренно созданные  образования, ведь государственный  сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий.

Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции  и перевести ее в неценовую.

Окончательная цель заключается в  том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление  одного крупного предприятия на несколько  самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые  создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям.

Что же касается регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, малого отечественного производителя,  множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам. Например, отечественное автомобилестроение.

К сожалению, наша правовая система  еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями. Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной  антимонопольной политики.

К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

• продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в  отраслях естественных монополий;

• дальнейшее совершенствование нормативной  базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

• регулирование и контроль инвестиционных программ;

• создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее  дерегулирование этих видов деятельности;

• приведение уровня цен на продукцию  монополий в соответствие с реальными  затратами;

• целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также  упорядочение взаимоотношений антимонопольных  органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много  вопросов, которые одновременно относятся  к компетенции различных органов  исполнительной власти. В таких случаях  следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную  документацию и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Российская Федерация. Законы. О естественных монополиях: Федер. Закон от 17 августа 1995г. №147.

2. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции: Федер. Закон от 26.07.2006г. №132-ФЗ/ Российская Федерация. Законы// Собрание законодательстваРФ.- 2006.- №31(ч.I).- Ст.3434.

3. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Феедер. Закон от 22 марта 1991г. N948-1.

4. Баскин  А.С. Основы экономической теории. Курс лекций/ Баскин  А.С., Боткин О.И., Ишманова М.С.,  Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

5. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. - М.: ЮрИнфор, 2000.

6. Владиславлев Д.Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке. - М.: Экзамен, 2001.

7. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Ф. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты. - СПб.: Питер, 1996.

8. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2000.

10. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 572 с.

11. Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: учеб.  пособие. - М.: ЮристЪ, 1996.

12. Экономика: учебник/ под ред. Д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: Экономстъ, 2005.

13. Краткий экономический словарь / Под. ред. Розенталя М.М. – М.: Политиздат, 1985.

14. Вильсон Дж. Естественные монополии России // Вопросы экономики, 1995. - №11.

15. Долгова И.В.Монополия и конкуренция//Финансы и кредит.- 2001.№3.- С.44-59.

16. Миронов В. Российский монополизм и приватизация/ Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А // Экономист, 1995. - № 6.

17. Никифоров А. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики, 1998. - № 4. - С.134-143.

18. Пиндайк Р.С. Микроэкономика: учебник/ Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д. Л. Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

19. Чемберлин Э. Теория  монополистической конкуренции:  Реориентация теории стоимости:[учеб. пособие]; пер. с англ.Э.Г.Лейкима, Л.Я.Розовского; под ред. О.Я.Ольсевича.-М.: Экономика,1996.- 351с.

20. Портер М.Э. Конкуренция:[учеб. пособие:пер. с англ.].- М.=СПб.=Киев: Вильянс,2000.- 495с.

21. Сайт  «Википедия» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Таблица 1. «Количество  возбужденных дел ФАС»

 

 

Год 

                                 Возбуждено дел

Против картелей

Против антиконкурентных действий чиновников

2005

64

1161

2006

66

1678

2007

232

1881

2008

359

2978

2009

488

5003

Информация о работе Сравнительная характеристика монополии и конкуренции