Сравнительная характеристика монополии и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности конкуренции и монополии на рынке, анализ антимонопольного законодательства России и выявление наиболее рациональной дальнейшей политики государства в этой области.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- определить сущность и формы конкуренции;
- раскрыть сущность монополии;
- проанализировать роль государства в антимонопольном регулирование;
- установить особенности антимонопольной политики РФ;
- выявить проблемы антимонопольного законодательства России;
- обозначить возможные пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка  товаров и услуг в России значительно  активизировали государственную антимонопольную деятельность. В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».

Уже в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», дополненный и измененный в 1995 г.

Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы,  занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры  о ценах, изъятие товаров с  рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы,  занимающиеся недобросовестной конкуренцией; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки и т.д.

Законом установлено понятие «доминирующее  положение», то есть исключительное положение  хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке  определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение  такой фирмы, доля которой на рынке  составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный  контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

В 1992 году в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации, утверждены новое Положение о Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

В марте 1997 года Государственный комитет  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур преобразован в Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации.

22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации были упразднены  ряд комитетов и служб, занятых  антимонопольным регулированием, на  их месте образовано Министерство  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  (МАП России).

9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий  и рекламы.

 Федеральная антимонопольная  служба как главный государственный  орган проведения антимонопольной  политики подчинена Председателю  Правительства Российской Федерации.  На государственные антимонопольные  органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции, осуществления контроля  за соблюдением требований антимонопольного  законодательства, регулирования деятельности  естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями  введен государственный реестр  организаций-монополистов, обладающих  на российских рынках объемом  продаж, превышающим 35% их общего  количества.

К основным функциям ФАС относятся:

• подготовка предложений по совершенствованию  антимонопольного законодательства и  практики его применения, других нормативных  актов и проектов законов, связанных  с функционированием рынка;

• разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

• осуществление мер по демонополизации  производства и обращения;

• контроль крупных сделок по купле  и продаже акций, которые могут  привести к доминирующему положению  хозяйствующих субъектов;

• контроль соблюдения антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов.

В России на сегодняшний день наблюдается  очень высокая степень монополизации рынка. Поэтому демонополизация и качественная деятельность ФАС является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

После длительных обсуждений 27 июля 2006 года был принят и 26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон  №135-ФЗ "О защите конкуренции ".

Созданный на основе старого, новый  закон предусматривает совершенствование  правового регулирования отношений  по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической  деятельности, уточнение правовых основ  государственной политики в сфере  защиты и развития конкуренции, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической  деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового  регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

В рамках закона законодатель попытался  решить задачи уточнения понятийного  аппарата, вопросы совершенствования  запретов на осуществление монополистической  деятельности и применения правила 'разумности', урегулировать вопросы  по ограничению на принятие антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, а так же установить более жесткий  контроль соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В законе конкретизированы функции и полномочия антимонопольного органа, предпринята попытка устранения неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации. Кроме этого законом детально регламентирован новый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом.

2.2 Анализ закона «О конкуренции»

Основная проблема, с которой  столкнулись юристы после принятия нового закона «О конкуренции» в 2006 году, – существенные изменения корпоративного законодательства, законодательства о  банковской деятельности, защите конкуренции. Работа правового департамента осложнялась  тем, что в ряде случаев промежуток времени между опубликованием нормативного акта и его введением в действие был достаточно коротким. Так что  сотрудникам правовых департаментов  пришлось оперативно изучать новые  нормативные акты, определять последствия  их введения и риски для компаний, вырабатывать общую позицию. Рассмотрим некоторые вопросы, возникшие в  связи с принятием Закона «О защите конкуренции» № 135ФЗ от 08.07.2006.

Ряд спорных моментов обусловлен тем, что к деятельности коммерческих юридических лиц, каковыми являются акционерные общества, в принудительном порядке  применимы нормы, изначально рассчитанные на юридических лиц  и иных организационноправовых форм. И, более того – иных форм собственности. Речь идет о статьях 17 и 18 Закона № 135-ФЗ.

Так, согласно ст. 18 Закона субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого  конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями  Федерального закона «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для оказания ряда финансовых услуг.

Процедуры проведения открытого аукциона или открытого конкурса, изложенные в Законе РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О размещении…»), слабо адаптированы для применения коммерческими юридическими лицами.

Во-первых, это касается того, что акционерные общества заинтересованы в более широком круге финансовых услуг, чем государственные и муниципальные заказчики (органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, иные субъекты, указанные в ст. 4 Закона № 94ФЗ). Конечно же, это услуги на рынке ценных бумаг, особенно актуальные в связи с привлечением облигационных займов. Это использование разнообразных форм и способов кредитования – не только обычных кредитов с разовой выдачей всей суммы кредита и кредитных линий, но и овердрафтов, синдицированных кредитов.

Во-вторых, стоит отметить тот факт, что акционерные общества зачастую нуждаются в оперативном получении финансовой услуги. Потребность в размещении денежных средств в депозит, привлечении овердрафтов, предоставлении рассрочки оплаты услуг финансовых организаций сама по себе может быть краткосрочной. Разумеется, решение о получении такой услуги приходится принимать в очень сжатые сроки. Однако, если привлечение финансовой организации производится с соблюдением положений, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, то несложный подсчет показывает, что вся процедура занимает не менее 40 – 50 дней.

В-третьих, нормы закона сложно адаптировать к предоставлению таких новых финансовых услуг, как синдицированные кредиты. По условиям синдицирования, перечень банков-кредиторов  может определяться как организатором синдиката по согласованию с заемщиком, так и организатором синдиката самостоятельно. Следовательно, заемщик находится в затруднительном положении. Проводить торги по отбору организатора синдиката формально не требуется, так как он не предоставляет ни одной финансовой услуги из перечня, предусмотренного ст. 18 Закона № 135-ФЗ. Проводить торги по отбору банков-кредиторов невозможно, так как их выбор осуществляется по решению организатора синдиката и, по сути, представляет собой одностороннюю сделку. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и возможность законодательного ограничения доступа к участию в конкурсе иностранных кредитных организаций (ст. 13 Закона «О размещении…»).

В-четвертых, если проведение торгов для государственных и муниципальных нужд финансируется за счет средств соответствующего бюджета, то для коммерческих организаций открытого аукциона или открытого конкурса источник финансирования не определен. Понятно, что расходы по проведению торгов будет нести субъект естественной монополии, что приведет к удорожанию услуг монополиста.

Не меньше споров вызывает возможность  заключения после 26 октября 2006 года дополнительных соглашений к ранее заключенным  с финансовыми организациями  генеральным соглашениям.

Департамент правового обеспечения  ОАО «Связьинвест» неоднократно обращал внимание на то, что правовая природа генеральных соглашений может быть различной. Когда генеральное  соглашение не влечет установления, изменения  либо прекращения гражданских прав и обязанностей, именно дополнительное соглашение к нему зачастую содержит все существенные условия приобретаемой  обществом финансовой услуги, то есть представляет собой сделку в гражданско-правовом смысле. В таком случае проведение открытого конкурса либо открытого аукциона обязательно.

Проведение торгов в ряде случаев  представляется излишним, однако Закон  «О защите конкуренции» не предусматривает  каких-либо изъятий.

Если исходить из идеи, лежащей  в основе распространения процедуры  отбора контрагента на открытых торгах на субъектов естественных монополий, то выявление контрагента путем  проведения публичной процедуры  на конкурсной основе должно привести к снижению затрат Общества, удешевлению  приобретаемой продукции и/или  услуг. Однако с этой точки зрения проведение открытого аукциона или  открытого конкурса по отбору, например, страховой компании, оказывающей  финансовые услуги по обязательному  страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), не приносит обществу никакого экономического эффекта, так как тарифы на страхование  регулируются. Наоборот, как уже  отмечалось, проведение процедуры торгов влечет за собой увеличение затрат Общества.

Информация о работе Сравнительная характеристика монополии и конкуренции