Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:57, реферат
Целью данной работы является исследование крестьянского (фермерского) хозяйства, выявление стратегий становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси.
В связи с поставленной темой выдвигаем следующие цели:
Дать понятие и разобраться в порядке создания крестьянского
(фермерского) хозяйства;
2. Изучить права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства;
3. Изучить предпосылки создания и становления крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. Узнать, при каких условиях наблюдается прекращение деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Понятие и порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………………………..
Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства
Становления и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
Условия прекращение деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..
БИБЛИОТИЧЕСКИЙ СПИСОК…
Фермерство является одной из распространенных и признанных форм развития аграрного бизнеса во многих странах мирового сообщества. В Беларуси фермерское движение является относительно новым направлением деятельности в аграрном секторе республики и развивается на протяжении почти 20-ти летнего периода.
Право на создание крестьянский (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Беларуси, который достиг 18 годового возраста, выразил такое желание, имеет документы, которые подтверждают его способность заниматься сельским хозяйством и прошел конкурсный отбор.
Первоочередное
право на создание крестьянского (фермерского)
хозяйства предоставляется
Конкурсный отбор желающих создать крестьянское (фермерское) хозяйство проводит районная (городская) конкурсная комиссия, состав которой формирует районная государственная администрация (исполнительный орган местного самоуправления) и утверждает председатель районной, городской, в административном подчинении которой есть район, Советы народных депутатов. В состав комиссии включаются представители районной, городской, в административном подчинении которой есть район, Советы народных депутатов, управление сельского хозяйства и отдела земельных ресурсов местной государственной администрации, ассоциация фермеров, сельский или поселковый советы, советы народных депутатов на территории которых предусматривается отведение земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, и других заинтересованных государственных и общественных администраций.
Законодательной основой предоставления земельных участков и принятия соответствующих законодательных актов о порядке выделения земельных участков лицам, изъявивших желание заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве (крестьянским хозяйствам) выступил Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. №611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Земельные участки для этой категории хозяйств предоставлялись в аренду, размер которых устанавливался законодательством союзных республик, но с учетом возможности их обработки личным трудом членов крестьянского хозяйства.
В
целях социальной защищенности арендаторы,
члены крестьянских хозяйств подлежали
социальному страхованию и
Важными элементами структурных преобразований в АПК стало проведение земельной реформы, закрепление права собственности на землю, создание и развитие на этой основе крестьянских хозяйств фермерского типа, которые будут выступать равноправной формой хозяйствования на селе и должны создаваться не вместо колхозов и совхозов, а развиваться параллельно с ними на партнерских началах. При этом развитие крестьянских и фермерских хозяйств должно строиться на строго специализированной основе, не распыляясь на многоотраслевое производство, которое будет менее эффективным и может привести к негативным последствиям. Причем, как показала практика, именно в тех условиях овощеводческое направление было определено как приоритетное в развитии фермерства.
В связи с переходом народного хозяйства на работу в условиях рыночной экономики земельная реформа была объявлена составной частью экономической реформы, осуществляемой в Белоруссии. Главная задача реформы заключалась в перераспределении земель с целью создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции.
При
осуществлении земельной
Советом Министров Республики Беларусь был разработан и утвержден комплекс мер по реализации Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
-
выделение целевых
-
удешевление стоимости
-
финансирование расходов за
-
первоочередное обеспечение
-
создание фонда финансовой
-
продажа и передача на
-
электроснабжение и
-
подготовка и повышение
Крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлялись льготные условия налогообложения. В течение трех лет с момента регистрации крестьянское хозяйство освобождалось от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности. В целях стимулирования обеспечения населения и народного хозяйства необходимой продукцией, а также интенсификации производства до определенного уровня местные Советы народных депутатов имели право освободить крестьянское хозяйство от налога или снижать его размеры.
Исследования свидетельствуют, что в контексте принятых того времени законодательных актов было много сложностей и противоречий и реализовать их на практике было не просто. К примеру, вряд ли возможно наделить всех граждан, желающих создать и вести фермерское хозяйство, земельными участками с кадастровой оценкой на уровне среднего показателя по хозяйству, осуществить выделение доли имущества и части прибыли члену колхоза или государственного сельскохозяйственного предприятия, как это было предусмотрено в первоначальной редакции Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
По исследованиям видно, что сдерживание развития новой формы хозяйствования на селе было обусловлено в основном отсутствием достаточного опыта, дефицитом материально-технических ресурсов у сельского населения, историческими событиями, сложившимися во времена коллективизации в отношении единоличных крестьянских хозяйств и иными причинами.
В условиях экономической дезинтеграции после распада СССР государство не в состоянии было обеспечить достаточную поддержку мелким производителям, хотя она и предоставлялась в возможных размерах. В этих целях и были сформированы фонды государственной поддержки и льготного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.
По данным исследований Бел НИИ экономических проблем АПК, среди основных факторов, сдерживающих процесс развития фермерских хозяйств, первым является отсутствие техники и неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность, вторым – не отвечающая требованиям правительства аграрная политика, третье – недостаток кредитования фермерских хозяйств. То есть выделяемые фермерским хозяйствам средства не удовлетворяли их потребности в стартовом капитале.
Следует отметить, что процессы распада стали результатом не только недостаточной ресурсооснащенности, но и низкой квалификации фермеров, некоторые из них пришли в сферу аграрного производства за «длинным рублем», не имея полного представления о сельском хозяйстве, и столкнулись с рядом проблем.
На конец 2001 г. в республике насчитывалось 2525 крестьянских и фермерских хозяйств или в 1,2 раза меньше, чем на начало 1997 г. В то же время общая площадь землепользования фермерского сектора за это время расширилась на 20,5 тыс. га или в 1,33 раза, а средний размер земельного участка увеличился на 12,2 га или в 1,6 раза (приложение 1).
Аграрное производство в фермерских хозяйствах в этот период в большей мере было направлено на развитие доходных и востребованных на рынке видов продукции растениеводства (картофель, овощи), но в меньшей степени развивается животноводство и в частности молочно-мясное скотоводство, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой рынка и производства этих отраслей и видов продукции.
Исследования
свидетельствуют, что развитие фермерских
хозяйств в этот период связано с
принятием ряда важных законодательных
актов, направленных на реформирование
и совершенствование
По решению Правительства страны была разработана вторая по значимости Государственная программа реформирования АПК. Основная цель программы заключалась в постепенном переходе агропромышленного производства к рыночной системе хозяйствования, создании условий для развития различных форм собственности и хозяйствования, но с приоритетом крупного производства. Причем 4-ый раздел программы предусматривал преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы хозяйствования, в том числе в «сельскохозяйственные предприятия, основанные на частной форме собственности (крестьянские, фермерские хозяйства)».
Механизмом стимулирования развития фермерства в республике стало принятие в конце 90-х гг. ряда нормативных и правовых документов, предусматривающих расширение размеров земельных угодий, меры государственной поддержки и укрепление материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В целях создания высокоэффективных крестьянских (фермерских) хозяйств и отработки механизма их государственной поддержки постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 определено шесть обустроенных опытных хозяйств (по одному в каждой области). В 1998 г. на финансирование этих хозяйств было выделено 30,9 млрд. р за счет средств республиканского бюджета, из них 12,9 млрд. р. по статье «Крестьянские (фермерские) хозяйства» (в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе) и 18 млрд. р. по статье «Капитальные вложения» (на возвратной основе). Кроме того, за счет республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки предусмотрено выделить на неотложные нужды для этих хозяйств 20,6 млрд. р.
Следует отметить, что развитие фермерских хозяйств на данном этапе связано с обострением экономического кризиса в аграрном секторе республики. В этой связи по поручению Правительства в республике была разработана и одобрена Республиканская программа повышения эффективности АПК на период 2000 – 2005 гг.
Основными
направлениями экономической
-
создание и поддержание
- установление налоговых льгот сроком на 5 лет, выделение финансовых ресурсов, льготных кредитов;
Информация о работе Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси