Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование крестьянского (фермерского) хозяйства, выявление стратегий становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси.
В связи с поставленной темой выдвигаем следующие цели:
Дать понятие и разобраться в порядке создания крестьянского
(фермерского) хозяйства;
2. Изучить права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства;
3. Изучить предпосылки создания и становления крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. Узнать, при каких условиях наблюдается прекращение деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Понятие и порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………………………..
Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства
Становления и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
Условия прекращение деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..
БИБЛИОТИЧЕСКИЙ СПИСОК…

Файлы: 1 файл

Становление и развитие КФХ.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)
  1. Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси.
 

     Фермерство  является одной из распространенных и признанных форм развития аграрного  бизнеса во многих странах мирового сообщества. В Беларуси фермерское движение является относительно новым направлением деятельности в аграрном секторе республики и развивается на протяжении почти 20-ти летнего периода.

      Право на создание крестьянский (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Беларуси, который достиг 18 годового возраста, выразил такое желание, имеет документы, которые подтверждают его способность заниматься сельским хозяйством и прошел конкурсный отбор.

      Первоочередное  право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется гражданам, которые проживают в сельской местности и имеют необходимую квалификацию, или опыт работы в сельском хозяйстве.

      Конкурсный  отбор желающих создать крестьянское (фермерское) хозяйство проводит районная (городская) конкурсная комиссия, состав которой формирует районная государственная администрация (исполнительный орган местного самоуправления) и утверждает председатель районной, городской, в административном подчинении которой есть район, Советы народных депутатов. В состав комиссии включаются представители районной, городской, в административном подчинении которой есть район, Советы народных депутатов, управление сельского хозяйства и отдела земельных ресурсов местной государственной администрации, ассоциация фермеров, сельский или поселковый советы, советы народных депутатов на территории которых предусматривается отведение земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, и других заинтересованных государственных и общественных администраций.

               Законодательной основой предоставления земельных участков и принятия соответствующих законодательных актов о порядке выделения земельных участков лицам, изъявивших желание заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве (крестьянским хозяйствам) выступил  Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. №611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

       Земельные участки для этой категории хозяйств предоставлялись в аренду, размер которых устанавливался законодательством союзных республик, но с учетом возможности их обработки личным трудом членов крестьянского хозяйства.

     В целях социальной защищенности арендаторы, члены крестьянских хозяйств подлежали  социальному страхованию и социальному  обеспечению наравне с рабочими и служащими путем внесения в  государственный фонд социального  страхования отчисления от своих  доходов в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров РБ. Период работы в организации арендаторов или в крестьянском хозяйстве, в течение которого уплачивались страховые взносы, включался в трудовой стаж. Кроме того, на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов возлагалась обязанность по выделению членам крестьянских хозяйств, арендаторам наравне с другими сельскими жителями мест в детских дошкольных учреждениях для их детей и обеспечению медицинскими и другими видами обслуживания.

     Важными элементами структурных преобразований в АПК стало проведение земельной реформы, закрепление права собственности на землю, создание и развитие на этой основе крестьянских хозяйств фермерского типа, которые будут выступать равноправной формой хозяйствования на селе и должны создаваться не вместо колхозов и совхозов, а развиваться параллельно с ними на партнерских началах. При этом развитие крестьянских и фермерских хозяйств должно строиться на строго специализированной основе, не распыляясь на многоотраслевое производство, которое будет менее эффективным и может привести к негативным последствиям. Причем, как показала практика, именно в тех условиях овощеводческое направление было определено как приоритетное в развитии фермерства.

     В связи с переходом народного  хозяйства на работу в условиях рыночной экономики земельная реформа была объявлена составной частью экономической реформы, осуществляемой в Белоруссии. Главная задача реформы заключалась в перераспределении земель с целью создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции.

     При осуществлении земельной реформы  законодательством того времени  были определены возможные пути и  формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, предусматривалось предоставление земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям.

     Советом Министров Республики Беларусь был  разработан и утвержден  комплекс мер по реализации Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

     - выделение целевых государственных  ресурсов на обустройство крестьянских хозяйств;

     - удешевление стоимости кредитов  на строительство жилья гражданам,  переселившимся в трудонедостающие территории и создавшим крестьянское хозяйство, за счет местных бюджетов в размере до 50 % их задолженности;

     - финансирование расходов за счет  государства на разработку типовых  проектов застройки крестьянских  хозяйств;

     - первоочередное обеспечение техникой, технико-технологическое обслуживание крестьянских хозяйств;

     - создание фонда финансовой поддержки  крестьянских хозяйств;

     - продажа и передача на договорных  условиях, включая аренду, неиспользуемого движимого и недвижимого имущества;

     - электроснабжение и телефонизация  с возможностями использования  до 20 % телефонов, принадлежащих сельскохозяйственным, промышленным и иным учреждениям  и организациям;

     - подготовка и повышение квалификации  работников крестьянских хозяйств, выпуск научно-популярной и учебной  литературы, отражающей отечественный и зарубежный опыт развития фермерства.

     Крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлялись  льготные условия налогообложения. В течение трех лет с момента  регистрации крестьянское хозяйство освобождалось от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности. В целях стимулирования обеспечения населения и народного хозяйства необходимой продукцией, а также интенсификации производства до определенного уровня местные Советы народных депутатов имели право освободить крестьянское хозяйство от налога или снижать его размеры.

     Исследования  свидетельствуют, что в контексте  принятых того времени законодательных актов было много сложностей и противоречий и реализовать их на практике было не просто. К примеру, вряд ли возможно наделить всех граждан, желающих создать и вести фермерское хозяйство, земельными участками с кадастровой оценкой на уровне среднего показателя по хозяйству, осуществить выделение доли имущества и части прибыли члену колхоза или государственного сельскохозяйственного предприятия, как это было предусмотрено в первоначальной редакции Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

     По  исследованиям видно, что сдерживание  развития новой формы хозяйствования на селе было обусловлено в основном отсутствием достаточного опыта, дефицитом материально-технических ресурсов у сельского населения, историческими событиями, сложившимися во времена коллективизации в отношении единоличных крестьянских хозяйств и иными причинами.

     В условиях экономической дезинтеграции  после распада СССР государство не в состоянии было обеспечить достаточную поддержку мелким производителям, хотя она и предоставлялась в возможных размерах. В этих целях и были сформированы фонды государственной поддержки и льготного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.

     По  данным исследований Бел НИИ экономических  проблем АПК, среди основных факторов, сдерживающих процесс развития фермерских хозяйств, первым является отсутствие техники и неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность, вторым – не отвечающая требованиям правительства аграрная политика, третье – недостаток кредитования фермерских хозяйств. То есть выделяемые фермерским хозяйствам средства не удовлетворяли их потребности в стартовом капитале.

     Следует отметить, что процессы распада стали  результатом не только недостаточной  ресурсооснащенности, но и низкой квалификации фермеров, некоторые из них пришли в сферу аграрного производства за «длинным рублем», не имея полного представления о сельском хозяйстве, и столкнулись с рядом проблем.

     На  конец 2001 г. в республике насчитывалось 2525 крестьянских и фермерских хозяйств или в 1,2 раза меньше, чем на начало 1997 г. В то же время общая площадь землепользования фермерского сектора за это время расширилась на 20,5 тыс. га или в 1,33 раза, а средний размер земельного участка увеличился на 12,2 га или в 1,6 раза (приложение 1).

     Аграрное  производство в фермерских хозяйствах в этот период в большей мере было направлено на развитие доходных и  востребованных на рынке видов продукции  растениеводства (картофель, овощи), но в меньшей степени развивается  животноводство и в частности  молочно-мясное скотоводство, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой рынка и производства этих отраслей и видов продукции.

     Исследования  свидетельствуют, что развитие фермерских хозяйств в этот период связано с  принятием ряда важных законодательных  актов, направленных на реформирование и совершенствование производственных отношений в АПК, повышение его эффективности.

     По  решению Правительства страны была разработана вторая по значимости Государственная программа реформирования АПК. Основная цель программы заключалась в постепенном переходе агропромышленного производства к рыночной системе хозяйствования, создании условий для развития различных форм собственности и хозяйствования, но с приоритетом крупного производства. Причем 4-ый раздел программы предусматривал преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы хозяйствования, в том числе в «сельскохозяйственные предприятия, основанные на частной форме собственности (крестьянские, фермерские хозяйства)».

     Механизмом  стимулирования развития фермерства в  республике стало принятие в конце 90-х гг. ряда нормативных и правовых документов, предусматривающих расширение размеров земельных угодий, меры государственной поддержки и укрепление материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств.

     В целях создания высокоэффективных  крестьянских (фермерских) хозяйств и  отработки механизма их государственной  поддержки постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 определено шесть обустроенных опытных хозяйств (по одному в каждой области). В 1998 г. на финансирование этих хозяйств было выделено 30,9 млрд. р за счет средств республиканского бюджета, из них 12,9 млрд. р. по статье «Крестьянские (фермерские) хозяйства» (в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе) и 18 млрд. р. по статье «Капитальные вложения» (на возвратной основе). Кроме того, за счет республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки предусмотрено выделить на неотложные нужды для этих хозяйств 20,6 млрд. р.

     Следует отметить, что развитие фермерских хозяйств на данном этапе связано  с обострением экономического кризиса  в аграрном секторе республики. В этой связи по поручению Правительства в республике была разработана и одобрена Республиканская программа повышения эффективности АПК на период 2000 – 2005 гг.

     Основными направлениями экономической политики государства по отношению к фермерским хозяйствам Программы выступали:

     - создание и поддержание благоприятных  условий для функционирования как действующих, так и вновь создаваемых хозяйственных структур;

     - установление налоговых льгот  сроком на 5 лет, выделение финансовых ресурсов, льготных кредитов;

Информация о работе Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси