Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование крестьянского (фермерского) хозяйства, выявление стратегий становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси.
В связи с поставленной темой выдвигаем следующие цели:
Дать понятие и разобраться в порядке создания крестьянского
(фермерского) хозяйства;
2. Изучить права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства;
3. Изучить предпосылки создания и становления крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. Узнать, при каких условиях наблюдается прекращение деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Понятие и порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………………………..
Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства
Становления и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
Условия прекращение деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..
БИБЛИОТИЧЕСКИЙ СПИСОК…

Файлы: 1 файл

Становление и развитие КФХ.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

     Таблица 1 - Льготное кредитование фермерских хозяйств на приобретение техники отечественного производства, 2008 г

Область Количество  хозяйств-кредитополучателей Сумма предоставленных

кредитных ресурсов, млн. р.

всего в % к численности на 1.01.2008 г. всего в среднем

на хозяйство

Брестская 34 7,6 2475,5   72,8
Витебская   9 2,4   394,5   43,8
Гомельская   7 2,9   202,5   28,9
Гродненская 18 6,2   656,4   36,5
Минская 11 2,4 1265,0 115,0
Могилевская 27 9,3 2061,7   76,4
Итого 106 5,0 7055,6   66,6
 

     Начиная с 2008 г, централизованные ресурсы из целевых средств (параграф 095 – «Крестьянские (фермерские) хозяйства») предоставляются только на безвозвратной основе на проведение работ по первичному обустройству: строительство дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи, мелиорация земель. В начале 2008 г. на эти цели было направлено 1580,2 млн. р., которыми воспользовались 83 фермерские хозяйства. В середине 2008 г. на первичное обустройство фермерских хозяйств предполагается направить 2182 млн. р. или почти в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году.

     Также было замечено, что в процессе аграрных преобразований и сокращения численности фермерских хозяйств в республике прослеживается тенденция повышения обеспеченности основными фондами и укрепления материально - технической базы. Так, в 1991 г. на одно фермерское хозяйство приходилось 0,5 трактора и 0,1 автомобиля, то в 1995 г. эти показатели составили 1,0 и 0,32 единицы, в 2004 г – 1,27 и 0,5, в 2006 г. – 1,3 и 0,55 единицы соответственно.

     Вместе  с тем обеспеченность фермерских хозяйств техникой была и остается актуальной проблемой. На начало 2008 г. не имели тракторов 36,1 % фермерских хозяйств, а грузовых автомобилей – 63,6 % (см. рисунок  1). 

     

     Рисунок 1 – Обеспеченность техникой фермерских хозяйств, 2008 г 

     Опыт  показывает, что источником и резервом укрепления материально-технической  базы фермерских хозяйств могут стать  неиспользуемые основные средства и имущество организаций государственной и негосударственной формы собственности. Так, по данным управления по делам инвестиций и строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в регионах республики не используется около 1 тыс. животноводческих помещений и молочно-товарных ферм с мощностью около 200 тысяч скотомест, 2/3 из которых имеют удовлетворительное состояние. То есть после соответствующей реконструкции эти объекты могут быть включены в хозяйственный оборот. В тоже время в процессе выполнения комплексных мероприятий по развитию фермерских хозяйств в 2005г. им было передано 4 коровника, 8 свинарников и 5 телятников, а в 2006 г. соответственно – 8, 9 и 3, а также продано 112 тракторов, 39 автомобилей, 16 зерноуборочных комбайнов и 46 единиц другой техники.

     В процессе развития фермерского сектора  Беларуси заметно изменился не только количественный, но и качественный состав руководящего звена. Вместе с  тем, удельный вес фермеров, занятых  до создания хозяйства несельскохозяйственной деятельностью, составлял 41,4 %, а 16 % вообще не имели стажа работы в сельском хозяйстве. В 2007 г. 35,8 % глав фермерских хозяйств имели высшее образование, среднее специальное – 43,8 %, среднее – 19 % и неполное среднее – 1,4 % .

     Что касается производственной деятельности фермерских хозяйств, то в последние  годы наметилась тенденция сокращения размеров землепользования и объемов производства животноводческой продукции. Это объясняется, главным образом, процессами прекращения деятельности и сокращения масштабов производства в фермерских хозяйствах, организованных на базе реформированных сельскохозяйственных организаций. Так, за период с 2005 по 2008 гг. общая площадь землепользования фермерских хозяйств сократилась на 47,6 тыс. га или в 1,4 раза, а средний размер земельного участка – на 12,6 га или в 1,2 раза (приложение 1).

     В 2008 г. в фермерском секторе было произведено 111,8 тыс. т зерна, 14,5 тыс. т молока и реализовано в живом весе 5,4 тыс. т скота и птицы, что составило соответственно 78,3 %, 55,8 и 79,1 % к уровню 2005 г. (приложение 1).

     В то же время производство растениеводческой  продукции стабилизировалось и даже возросло. В последние годы фермерские хозяйства Беларуси ориентируются преимущественно на развитии трудоемких и высокодоходных отраслей (овощеводство, картофелеводство и т.д.). Так, за период с 2001 по 2008 гг. доля фермерских хозяйств в производстве картофеля в целом по стране возросла с 0,4 до 1,3 %, овощей – с 0,1 до 3,7 %. В структуре организаций-производителей сельскохозяйственной продукции этот показатель с каждым годом динамично возрастает и составил по картофелю – 12,6 %, а овощам – 20,6 %. К тому же, фермерские хозяйства выступают активными участниками развития новых отраслей в аграрной сфере (плодоводство, выращивание декоративных растений, разведение и выращивание свиней, мелкого рогатого скота, пушных зверей и т.д.) и направлений деятельности (агроэкотуризм, торговля, сервисное обслуживание и др.).

     Таким образом, можно полагать, что к  концу реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг. фермерские хозяйства будут выступать одной из признанных форм хозяйствования и занимать определенное место в экономике аграрного сектора Беларуси. 

  1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА.

      Деятельность  Крестьянского (фермерского) хозяйства  прекращается в случае:

      1)добровольного  отказа председателя хозяйства  от земельного участка, предоставленного  ему в пользование, в том  числе от ее аренды, а также  при отчуждении земельного участка,  который принадлежит ему по  праву частной собственности;

      2) принятие членами хозяйства решения о прекращении его деятельности;

      3) ведение хозяйства преимущественно за счет труда наемных работников;

      использование земли не по ее целевым назначениям  или способам, которые приводят к  уничтожению плодородия грунтов, их химического загрязнения, ухудшения экологической ситуации;

      5) неуплата земельного налога, а также арендной платы в установленные сроки;

      6) неиспользование земельного участка для сельскохозяйственного производства в течение года со дня ее предоставления;

      7) признание хозяйства неплатежеспособным (банкротом);

      9) если нет ни одного члена хозяйства или наследника, который желает продолжить его деятельность.

      Решение о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства принимается районным, городским, в административном подчинении которого есть район, Советом народных депутатов. Споры о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства решается судом.

      Изъятие (выкуп) для государственных и  общественных потребностей земель у  крестьянского (фермерского) хозяйства  может проводиться по его согласиею после выделения ему соответствующим Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, обитаемых, производственных и других зданий вместо изъятых и возмещение в полном объеме убытков, включая расходы на улучшение качества земли, а также неполученные доходы. Споры по этим вопросам решаются судом.

      Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, которое прекращает свою деятельность, используется в первую очередь для расчетов по оплате труда наемных лиц, выполнения обязательств перед бюджетом, банком и другими кредиторами. Остальное имущество остается в общей совместимой собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства или распределяется между ними по договоренности. При отсутствии согласия спор решается судом.

      В случае прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства к окончанию  срока предоставления хозяйству  налоговых льгот, хозяйство платит в бюджет за весь период его деятельности сумму налога, вычисленную в размере, установленном для крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме случаев, когда земельный участок изымается в установленном порядке для государственных и общественных потребностей, хозяйство определяется неплатежеспособным (банкротом); нет ни одного члена хозяйства или наследника, который желал бы продолжить его деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

      На  основании проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:

      Как известно, Беларусь является большим аграрным государством. В наше время экономических превращений и реформ развитие сельского хозяйства является одним с первоочередных заданий молодого государства. Главная цель – перейти от государственного монополизма в сельском хозяйстве к коллективному и частному производству. Одну из ведущих ролей в этом задании играют крестьянские (фермерские) хозяйства.

      Законодательные органы нашего государства, приняв Закон  “О собственности”, “О предпринимательстве”, подготовили нормативный фундамент для образования крестьянских (фермерских) хозяйств, но основой для их деятельности стало принятие Закона “О крестьянском (фермерское) хозяйстве”. Им были урегулированы все основные вопросы создания, деятельности и прекращения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

      Этот  Закон дал возможность работникам сельского хозяйства почувствовать себя предпринимателями, что в свою очередь содействовало усовершенствованию производства, увеличение доходов, а следовательно и общему улучшению экономики.

      Конечно, не все проходит в идеальном варианте. Сельскохозяйственные отношения часто изменяются и эти изменения нуждаются в законодательном закреплении. Из этих причин уже были внесены изменения к Закону “О крестьянском (фермерское) хозяйстве” и другим нормативным актам, связанным с деятельностью этих хозяйств.

      Следовательно, в нашем государстве созданная  достаточная нормативная база для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, которые можно надеяться, в будущем сложат основу частного сектора сельского хозяйства и возведут наше аграрное производство на уровень развитых государств Европы.

Библиотический список: 

1.  Корбут, Л.В. Развитие фермерских хозяйств в системе сельских территорий Беларуси / Л.В. Корбут // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. –2009.– № 3. – С. 76–78

2.   Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы: официальное издание. – Минск: Беларусь, 2005. – 96 с.

3. Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь (Основные направления) / Бел. науч.-исслед. ин-т экономики и информации АПК. – Минск, 1996. – 24 с.

Информация о работе Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси