Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.
Задачи:
раскрыть понятие экономики знаний;
дать характеристику основным особенностям экономики знаний;
выявить тенденции экономики знаний;
изучить роль государства в формировании экономики знаний;
проанализировать становление экономики знаний в России.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие, роль, особенности и тенденции экономики знаний
6
1.1 Понятие экономики знаний
6
1.2 Основные особенности экономики знаний
9
1.3 Тенденции экономики знаний
13
1.4 Роль государства в формировании экономики знаний
14
2 Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы
2.1 Проблемы становления экономики знаний и пути их решения
2.2 Перспективы развития экономики знаний в России
16
16
21
Заключение
24
Список использованных источников
26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Эк. теория.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

3

1 Понятие, роль, особенности  и тенденции экономики знаний

6

1.1 Понятие экономики  знаний

6

1.2  Основные особенности  экономики знаний

9

1.3  Тенденции экономики  знаний

13

1.4  Роль государства  в формировании экономики знаний

14

2 Становление экономики  знаний в России: проблемы и  перспективы

2.1 Проблемы становления экономики знаний и пути их решения

2.2  Перспективы развития экономики знаний в России

16

16

21

Заключение

24

Список использованных источников

26




 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие современных знаний является в настоящих условиях одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития страны.

В основе современного экономического роста лежит научно-технический  прогресс. Те страны, которые приняли  этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту за счет занижения цены труда своих граждан, за счет эксплуатации своих природных ресурсов. В связи с этим проблема разработки промышленной политики в Российской Федерации становится все более актуальной. Наша экономика пока недостаточно восприимчива  к достижениям научно-технического прогресса. Значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых. В то же время на российских ученых, их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Государственная политика в области научно-технического прогресса должна представлять собой целевую стратегию управления наукой, которая, в свою очередь, должна определять приоритетные направления на основе прогнозов глобального и национального развития.

Задача экономического роста России требует определенного пересмотра роли научных достижений в так  называемом пятом укладе развития экономики, ориентированном на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки и определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также роли государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Экономический рост напрямую зависит от научно-технических исследований в перспективных направлениях фундаментальных исследований и новых технологий, определяющих крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях промышленности.

Значительный рост ВВП, можно получить  при наличии набора факторов –  инфраструктура, квалифицированный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, совершенная и эффективная законодательная база.

Особое внимание необходимо уделять  процессу перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.

Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.

Важным моментом является изучение роли инвестиций в научные исследования, связь между расходами на НИОКР и ростом прибыли у крупнейших корпораций, особенность венчурного финансирования фундаментальных исследований и разработок. Важно изучение государственных научно-технических приоритетов США, Европы, Азии в области фундаментальных и прикладных исследований, имеющих наибольшую важность в обеспечении безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности государства  в целом, методы их разработки, стратегического планирования, прогнозирования и распределения ресурсов.

Создание эффективных механизмов коммерциализации знаний позволяет  ускоренными темпами решать такие  серьезные задачи, как поддержание  темпов роста экономики и ее конкурентоспособности  на мировых рынках, увеличение занятости населения, сохранение окружающей среды, качество здравоохранения и другие стратегические задачи.

Инновации приобретают все большее  значение для устойчивого экономического развития, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.

Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития.

Исходя из реалий, в России промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны. [3]

Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.

Задачи:

  1. раскрыть понятие экономики знаний;
  2. дать характеристику основным особенностям экономики знаний;
  3. выявить тенденции экономики знаний;
  4. изучить роль государства в формировании экономики знаний;
  5. проанализировать становление экономики знаний в России.

 

1 Понятие, роль, особенности  и тенденции экономики знаний

 

1.1 Понятие экономики  знаний

В экономической теории категория  «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изысканий, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний – Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.

Основателем экономики  знаний как дисциплины считается  Ф. Махлуп, автор книги «Производство  и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. Однако, по мере увеличения «сектора знаний», в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым.

Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В таком значении термин был  популяризирован, а не изобретен, Питером  Друкером.

В области макроэкономики, на стыке политики и экономической науки, термин «экономика знаний» применяется в общемировом масштабе для обозначения общества будущего, к которому сейчас идет цивилизация развитых стран. Технология управления знаниями является универсальной и может применяться в малых, средних и крупных предприятиях.

В условиях глобализации, совершенствования систем связи  и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность  в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания компании.

Новые методы управления, которые предлагаются теоретиками, и тестируются практиками, тесно  связаны с понятием «экономики знаний». Они называются методами «управления знаниями», а также инструментами новой «экономики знаний». Сейчас в литературе и Интернете можно встретить множество трудов по управлению знаниями и другим аспектам поведения руководителя в новой экономике.

Наступила эпоха компаний, ориентированных на знания. И в этой ситуации впереди оказывается тот, кто сумел сконцентрировать в рамках своей организации неформализованный интеллектуальный опыт и понял, как передавать его от одного сотрудника другому.

Как понятие, обозначающее современную экономику, а, следовательно, и жизнь социума, «экономика знаний» часто встречается в высказываниях политических деятелей и в программах политических партий и правительств разных стран. Каждый человек хочет жить лучше, а сейчас наиболее преуспевающими и даже зажиточными считаются страны, которые генерируют больше всего знания. К ним, в первую очередь, относят США, страны Западной Европы, Японию. Их пример заставляет политиков выдвигать лозунги движения к «экономике знаний».

В этом контексте данный термин употребляется  в основном как нечто идеально-недостижимое, к чему следует стремиться, чтобы увеличить темпы роста ВВП государства, а, порой, и мирового сообщества в целом. Например, в рамках UNDP (The United Nations Development Programmer) в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 г.  была предложена тема «На пути к обществу, основанному на знаниях».     

Термин «экономика знаний» используют политики, например, британский премьер-министр  Тони Блэр: «Экономика знаний – это, на самом деле, вся экономика. Нет, как он говорит, «новой экономики», это просто вся экономика трансформируется информационными технологиями. Это экономическая революция».

Последние 10 лет все больше и  больше внимания в мировой практике уделяется развитию так называемой «экономики знаний». Некоторые современные экономисты вообще считают, что сейчас основные перспективы развития связаны с экономикой знаний. Принципиально новым является то, что в экономику стали включать не только сами технологии, а весь механизм производства знаний, т.е. экономика знаний – это не только экономика производства.

Множество российских исследователей-теоретиков и практиков задаются сегодня  вопросом управления знаниями, поскольку  в России, хоть и в небольшом  масштабе и локально, но быстро стали  развиваться информационные технологии, не требующие больших денежных вложений. В частности, российская индустрия производства программного обеспечения даже в чем-то начинает конкурировать с западными производителями.

Экономика знаний подразумевает, что страна и компания (если смотреть более локально) умеет работать со своими знаниями, а точнее управлять ими. Под управлением знаниями можно понимать умения собирать, структурировать, хранить, развивать (в том числе в заданном направлении) и продавать знания.

Российские политики, конечно, не отставая от иностранных коллег, тоже используют термин «экономика знаний». Для России переход от сырьевой экономики к производящей – насущная актуальная проблема. А «экономика знаний» – идеальная цель, к которой могло бы двигаться наше государство в данных условиях. Это обусловлено тем, что наше образование, несмотря ни на что, пережило кризис 90-х гг., то есть, интеллектуальные кадры у нас есть, вложений в некоторые области производства знаний требуется меньше, чем на индустриализацию, а перспективы основанной на знаниях экономики, наиболее радужны. Активная работа по модернизации России должна продолжаться, необходимо постепенно слезать с «сырьевой иглы» и закладывать «основы экономики знаний».

У термина «экономика знаний» существуют и альтернативы. В социологии чаще используется термин «информационное общество», отражающий сообщество людей, живущих в экономике знаний. «Экономика информационных технологий» – это тоже способ обозначения современной экономики. А в рамках перспективной экономики и отношений современности-будущего как альтернативу термину «экономика знаний» можно встретить понятие «креативной экономики».

Из изложенного следует, что  экономика знаний – это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний – высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

Экономика знаний – это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

В социологии: экономика ежедневной технологической революции. 
Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран мира (США и ЕС).

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах. [8]

 

1.2 Основные особенности  экономики знаний

Экономика знаний имеет  три принципиальные особенности. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Информация о работе Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы