Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.
Задачи:
раскрыть понятие экономики знаний;
дать характеристику основным особенностям экономики знаний;
выявить тенденции экономики знаний;
изучить роль государства в формировании экономики знаний;
проанализировать становление экономики знаний в России.
Введение
3
1 Понятие, роль, особенности и тенденции экономики знаний
6
1.1 Понятие экономики знаний
6
1.2 Основные особенности экономики знаний
9
1.3 Тенденции экономики знаний
13
1.4 Роль государства в формировании экономики знаний
14
2 Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы
2.1 Проблемы становления экономики знаний и пути их решения
2.2 Перспективы развития экономики знаний в России
16
16
21
Заключение
24
Список использованных источников
26
Содержание
Введение |
3 |
1 Понятие, роль, особенности и тенденции экономики знаний |
6 |
1.1 Понятие экономики знаний |
6 |
1.2 Основные особенности экономики знаний |
9 |
1.3 Тенденции экономики знаний |
13 |
1.4 Роль государства
в формировании экономики |
14 |
2 Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы 2.1 Проблемы становления экономики знаний и пути их решения 2.2 Перспективы развития экономики знаний в России |
16 16 21 |
Заключение |
24 |
Список использованных источников |
26 |
Введение
Развитие современных знаний является
в настоящих условиях одним из
основных рычагов ускорения
В основе современного экономического
роста лежит научно-
Задача экономического роста России
требует определенного
Значительный рост ВВП, можно получить при наличии набора факторов – инфраструктура, квалифицированный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, совершенная и эффективная законодательная база.
Особое внимание необходимо уделять процессу перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.
Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.
Важным моментом является изучение роли инвестиций в научные исследования, связь между расходами на НИОКР и ростом прибыли у крупнейших корпораций, особенность венчурного финансирования фундаментальных исследований и разработок. Важно изучение государственных научно-технических приоритетов США, Европы, Азии в области фундаментальных и прикладных исследований, имеющих наибольшую важность в обеспечении безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности государства в целом, методы их разработки, стратегического планирования, прогнозирования и распределения ресурсов.
Создание эффективных
Инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.
Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития.
Исходя из реалий, в России промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны. [3]
Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.
Задачи:
1 Понятие, роль, особенности и тенденции экономики знаний
1.1 Понятие экономики знаний
В экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изысканий, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний – Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.
Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. Однако, по мере увеличения «сектора знаний», в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым.
Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В таком значении термин был популяризирован, а не изобретен, Питером Друкером.
В области макроэкономики, на стыке политики и экономической науки, термин «экономика знаний» применяется в общемировом масштабе для обозначения общества будущего, к которому сейчас идет цивилизация развитых стран. Технология управления знаниями является универсальной и может применяться в малых, средних и крупных предприятиях.
В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания компании.
Новые методы управления, которые предлагаются теоретиками, и тестируются практиками, тесно связаны с понятием «экономики знаний». Они называются методами «управления знаниями», а также инструментами новой «экономики знаний». Сейчас в литературе и Интернете можно встретить множество трудов по управлению знаниями и другим аспектам поведения руководителя в новой экономике.
Наступила эпоха компаний, ориентированных на знания. И в этой ситуации впереди оказывается тот, кто сумел сконцентрировать в рамках своей организации неформализованный интеллектуальный опыт и понял, как передавать его от одного сотрудника другому.
Как понятие, обозначающее современную экономику, а, следовательно, и жизнь социума, «экономика знаний» часто встречается в высказываниях политических деятелей и в программах политических партий и правительств разных стран. Каждый человек хочет жить лучше, а сейчас наиболее преуспевающими и даже зажиточными считаются страны, которые генерируют больше всего знания. К ним, в первую очередь, относят США, страны Западной Европы, Японию. Их пример заставляет политиков выдвигать лозунги движения к «экономике знаний».
В этом контексте данный термин употребляется
в основном как нечто идеально-
Термин «экономика знаний» используют политики, например, британский премьер-министр Тони Блэр: «Экономика знаний – это, на самом деле, вся экономика. Нет, как он говорит, «новой экономики», это просто вся экономика трансформируется информационными технологиями. Это экономическая революция».
Последние 10 лет все больше и больше внимания в мировой практике уделяется развитию так называемой «экономики знаний». Некоторые современные экономисты вообще считают, что сейчас основные перспективы развития связаны с экономикой знаний. Принципиально новым является то, что в экономику стали включать не только сами технологии, а весь механизм производства знаний, т.е. экономика знаний – это не только экономика производства.
Множество российских исследователей-теоретиков и практиков задаются сегодня вопросом управления знаниями, поскольку в России, хоть и в небольшом масштабе и локально, но быстро стали развиваться информационные технологии, не требующие больших денежных вложений. В частности, российская индустрия производства программного обеспечения даже в чем-то начинает конкурировать с западными производителями.
Экономика знаний подразумевает, что страна и компания (если смотреть более локально) умеет работать со своими знаниями, а точнее управлять ими. Под управлением знаниями можно понимать умения собирать, структурировать, хранить, развивать (в том числе в заданном направлении) и продавать знания.
Российские политики, конечно, не отставая от иностранных коллег, тоже используют термин «экономика знаний». Для России переход от сырьевой экономики к производящей – насущная актуальная проблема. А «экономика знаний» – идеальная цель, к которой могло бы двигаться наше государство в данных условиях. Это обусловлено тем, что наше образование, несмотря ни на что, пережило кризис 90-х гг., то есть, интеллектуальные кадры у нас есть, вложений в некоторые области производства знаний требуется меньше, чем на индустриализацию, а перспективы основанной на знаниях экономики, наиболее радужны. Активная работа по модернизации России должна продолжаться, необходимо постепенно слезать с «сырьевой иглы» и закладывать «основы экономики знаний».
У термина «экономика знаний» существуют и альтернативы. В социологии чаще используется термин «информационное общество», отражающий сообщество людей, живущих в экономике знаний. «Экономика информационных технологий» – это тоже способ обозначения современной экономики. А в рамках перспективной экономики и отношений современности-будущего как альтернативу термину «экономика знаний» можно встретить понятие «креативной экономики».
Из изложенного следует, что экономика знаний – это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний – высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.
Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.
Экономика знаний – это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
В социологии: экономика ежедневной технологической
революции.
Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна
для самых развитых стран мира (США и ЕС).
Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах. [8]
1.2 Основные особенности экономики знаний
Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.
Информация о работе Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы