Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.
Задачи:
раскрыть понятие экономики знаний;
дать характеристику основным особенностям экономики знаний;
выявить тенденции экономики знаний;
изучить роль государства в формировании экономики знаний;
проанализировать становление экономики знаний в России.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие, роль, особенности и тенденции экономики знаний
6
1.1 Понятие экономики знаний
6
1.2 Основные особенности экономики знаний
9
1.3 Тенденции экономики знаний
13
1.4 Роль государства в формировании экономики знаний
14
2 Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы
2.1 Проблемы становления экономики знаний и пути их решения
2.2 Перспективы развития экономики знаний в России
16
16
21
Заключение
24
Список использованных источников
26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Эк. теория.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в  применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности  имеют своим следствием то, что  в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество «копий знания». Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей).

Использование дискриминационных  цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. В традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек. На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет, церковь), усложнение самого продукта (версии программы, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким  и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности  в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, является авторское право. Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно ни осуществлялось. В таком контексте авторское право тесно связано с понятием репутации. Репутация в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия, хотя, конечно, является более сложным и многоаспектным понятием. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его товар.

Перечисленные особенности  экономики знаний обусловливают  ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний – неразделимая триада рынков  – рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознанно людьми, которые принимают решение в данной области.

Сейчас готовится Указ Президента РФ об охране интеллектуальной собственности. Надо сказать, что Президент прямо указал на необходимость рассмотрения всей проблемы в комплексе. Однако сейчас большим препятствием является взаимодействие правительственных органов: надо, чтобы в унисон работали и Минпромнауки, и Минюст, и Минтруда, и Академия наук, и даже МВД.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя – индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов. [5]

 

1.3 Тенденции экономики  знаний

Тенденция означает «направление в движении или развитии чего-либо». Следовательно, закономерности порождают определенные тенденции. Зная основные характеристики экономики знаний, можно выявить закономерности и тенденции развития высшей школы и соответственно определить направления дальнейшего ее развития.

Первая из тенденций – глобализация знаний. Результаты исследовательских и научных работ быстро становятся достоянием мировой экономики. И это ощущается но всех секторах. Можно привести пример, некая американская компания имеет особый вэб-сайт, на котором обсуждаются проблемы, связанные с химией и биологией. По сути, небольшая компания создала глобальное сообщество специалистов – фармацевтов, химиков, биологов. Примерно 35 тысяч экспертов со всего мира заходят на этот сайт. И если специалисты могут предложить какое-то решение по обсуждаемой в данный момент проблеме, то они прямо в сети в режиме реального времени сообщают о нем остальным участникам.

Из этих 35 тысяч, которые  общаются через чат, больше всего экспертов представляют США. На втором месте – Великобритания. Третье, четвертое и пятое места занимают, соответственно, Китай, Россия и Индия. Люди из разных стран предлагают решения проблем, стоящих перед американскими компаниями.

Вторая тенденция –  увеличение объемов международной  торговли. При этом доля услуг на международном рынке постоянно возрастает. В общем объеме услуг, в свою очередь, растет роль передачи знаний. И надо сказать, что такое развитие событий приводит к определенной напряженности во взаимоотношениях между странами. Например, в Соединенных Штатах сейчас вызывает довольно серьезную озабоченность распространение такого явления, как аутсорсинг. Услуги, которые ранее предоставлялись американскими компаниями, теперь оказывают их коллеги из Индии или Китая. Это беспокоит американцев, поскольку вместе с услугами уходят и рабочие места.

Между тем аутсорсингом занимаются компании, штаб-квартиры которых находятся в США. Они стремятся получить наибольшую прибыль для своих акционеров. Скорее всего такой подход будет способствовать началу следующего цикла экономического роста в глобальном масштабе. Правда, для этого потребуются новые бизнес-модели, новые конфигурации взаимоотношений между организациями, вовлеченными в этот процесс. Компании, используя аутсорсинг, обеспечат прирост экономического благосостояния. В результате даже в Соединенных Штатах количество рабочих мест все равно возрастет. [2]

 

1.4 Роль государства  в формировании экономики знаний

Предпосылками становления экономики знаний является создание двух важных условий: развитие социального капитала государства и наличие инновационной среды, создающей благоприятные стимулы для продуцирования и реализации знаний. Формирование условий должно проходить синхронно, на самом деле – опережать становление самого общества знаний. Важно, чтобы процесс был позитивен не только в сугубо профессиональной среде, но имел поддержку во всех слоях общества. Здесь огромную роль играет государственная политика поддержки разных аспектов инновационного развития, с одной стороны, и продуктивный диалог с обществом, с другой.

В настоящее время  в развитых странах существенное значение придают осознанию общественными  группами объективных вызовов времени. Научная, деловая, политическая элита предпринимают конкретные действия по нахождению соответствующих адекватных ответов. Ответственность за переход к развитию по пути экономики знаний возложена на высшие руководящие органы государств. Развитие инновационной системы строится на достижении баланса между общественным и частным благом. Первостепенным критерием оказания государственной поддержки частному бизнесу в сфере НИОКР признается общественная полезность соответствующих мер, а не частное благо – возросшие, благодаря субсидиям, потенциальные возможности компаний в сфере реализации их научно-производственной деятельности.

Анализируя в целом  готовность России к формированию экономики  знаний, можно отметить, что наша страна имеет значительные возможности  адаптироваться к новым условиям и вызовам, связанным со стремительным развитием информационной индустрии, повышением роли знаний и инноваций как факторов экономического и политического влияния страны на международной арене. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России к экономике знаний, остаются неразвитость институциональной среды, низкая эффективность государственного участия в развитии инноваций, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры для инновационных предприятий. Для реализации имеющегося значительного потенциала по формированию новой экономики необходимо развитие институциональных основ и форсированный рост материально-технической базы экономики знаний, в том числе эффективное использование ИКТ в науке, бизнесе и государственном управлении. [4]

 

2 Становление экономики  знаний в России: проблемы и  перспективы

 

Последнее время в  научной и политической жизни  страны стали актуальными слова: инновации, интеллектуальный капитал, информационные технологии, знания.  Дмитрий Медведев в статье «Россия, вперед!» утверждает, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности». Такая, «умная», экономика успешно развивается в Японии, США и ряде стран ЕС. Рассмотрим её подробнее.

Экономика знаний – способ производства материальных благ, при  котором знания играют решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. Знания, в свою очередь, ценнейший ресурс, который никогда не изнашивается, а, наоборот, при постоянном использовании развивается и становится более ценным. Один из авторов американской конституции, третий президент США Томас Джефферсон как-то заметил: «Кто воспринял от меня идею, пользуется ею, не обедняя меня, как получивший свет от моей лампы не погружает меня во тьму». Эта глубокая мысль и лежит в основе экономики знаний. У неё есть ещё одна замечательная особенность, связанная с обменом и распространением знаний. Если вы отдаете 100 р. за книгу, то это означает, что вы приобретаете книгу, а 100 р. у вас больше нет. А что происходит, если обмениваться знаниями? У одного человека есть одна идея, а у другого – другая идея, они обменялись, и у каждого стало по две. Вот это – та самая принципиальная вещь, которая отличает экономику знаний от обычного экономического обмена. Таким образом, экономика знаний является отличной альтернативой существующей в России модели экономики, ориентированной на экспорт энергоносителей. Какие же компоненты включает в себя экономика знаний? На развитии каких сфер деятельности и отраслей хозяйства нужно концентрировать внимание?

Это и университеты, и  фундаментальная наука, и система коммуникаций, патентная система, прикладная наука, исследования и разработки, сопутствующая нормативно-правовая база – весь этот огромный комплекс необходимо координировать для развития экономики знаний. Можно выделить  три направления совершенствования экономики знаний: образование, НИОКР, ИКТ.

Образовательная сфера экономики, ориентированной на знания – одна из фундаментальных основ экономики знаний. Потому что система образования это в первую очередь кузница кадров для всех отраслей промышленности и источник интеллектуальной элиты страны. Университеты, в свою очередь, сегодня являются базой для большинства фундаментальных исследований и могут являться неплохой статьей для пополнения бюджета государства. Следует отметить, что основными статьями доходов для образовательных учреждений являются иностранные студенты, которые обучаются за собственный счет, или за счет собственной страны. Можно обратиться к опыту зарубежных стран.

Большая часть университетов  Нидерландов ориентирована на обучение иностранных студентов, которые оплачивают свое образование. В пример можно привести и образовательную систему Австралии, где доля иностранных студентов выше, чем в большинстве других стран, за счет того, что цены на обучение в ВУЗах там вдвое дешевле, чем в США и Европе, а преподавательский состав не уступает и имеет такие же возможности, как и их американские и европейские коллеги. Проводя такую политику Австралия, в данный момент, получает 10% валового национального продукта страны за счет обучения иностранных студентов.

В начале 90-х гг. образовательная  система России подверглась настоящему испытанию, т.к. были произведены серьезные  сокращения бюджетов, и что не менее  важно начался массовый отток  кадров за границу. Но, даже не смотря на все эти негативные факторы, Московские университеты находятся на 5-м месте в индексе цитируемости научных работ по естественным наукам, не уступая таким городам как Лондон, Париж и Токио. Вполне реально привлечь ещё больше иностранных студентов в российские университеты, что предполагает значительные инвестиции в образовательную отрасль, т.к. в настоящий момент затраты на неё в нашей стране недостаточны. Таким образом, инвестирование в систему образования позволит не только увеличить потенциал отрасли, что в свою очередь скажется на развитии фундаментальной и прикладной науки, но и повысит ее привлекательность, что сделает ее не только самоокупаемой, но и прибыльной.

Также, одним из способов окупаемости образовательных учреждений является создание коммерческих предприятий на базе ВУЗов, которые используя их инфраструктуру, кадры и интеллектуальный потенциал смогли реально конкурировать на рынке научно-технических разработок за счет постоянных инноваций и относительно низкой себестоимости. Такие предприятия являются не только источником прибыли, но и приносят дополнительную пользу, поскольку предоставляют учебному заведению опыт работы на рынке и дает возможность развивать интеллектуальный потенциал не только преподавательского состава, но и студентов.

Информация о работе Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы