Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты экономики знаний.
Задачи:
раскрыть понятие экономики знаний;
дать характеристику основным особенностям экономики знаний;
выявить тенденции экономики знаний;
изучить роль государства в формировании экономики знаний;
проанализировать становление экономики знаний в России.
Введение
3
1 Понятие, роль, особенности и тенденции экономики знаний
6
1.1 Понятие экономики знаний
6
1.2 Основные особенности экономики знаний
9
1.3 Тенденции экономики знаний
13
1.4 Роль государства в формировании экономики знаний
14
2 Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы
2.1 Проблемы становления экономики знаний и пути их решения
2.2 Перспективы развития экономики знаний в России
16
16
21
Заключение
24
Список использованных источников
26
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) напрямую зависят от образовательной сферы, используя ее кадры и научный фундамент. НИОКР в нашей стране имеют свои особенности, потому что до 90-х гг. почти 100% советских ученых были заняты разработками для военно-промышленного комплекса, нужные исследования финансировались полностью государством. Переход на рыночную систему хозяйствования негативно сказался на них сокращением финансирования. Государственные заказы в области НИОКР перестали существовать, и пришлось в спешном порядке перепрофилироваться с уникальных научных разработок, например в аэрокосмической сфере на примитивные потребительские заказы. В настоящий момент ситуация изменилась таким образом, что конструкторские бюро и научные институты выполняют заказы сырьевого сектора экономики, лидирующего в стране. Это позволяет им сохранить свои интеллектуальные резервы. Инвестиции в НИОКР являются основополагающим фактором развития всей экономики знаний, поскольку формируют направление развития многих отраслей, как системы образования, так и всей экономики в целом. Выбор направления для развития НИОКР в настоящий момент важнейшая задача для нашей страны, следует учитывать множество факторов и ориентироваться не только на возможную отдачу, но и на существующую конкуренцию в этих направлениях.
К примеру, можно рассмотреть неконкурентоспособную в мире отечественную автомобильную промышленность, которая за последние годы «съела» миллиарды инвестиций из государственной казны, и не принесла важных результатов. И дело не только в том, что инвестиции тратятся не верно, а в гигантской конкуренции со стороны иностранных компаний, которые давно ушли далеко вперед от отечественных автопроизводителей. Оптимальными для инвестиций являются: разработки проблем в области физики, математики, химии, физиологии, прикладные исследования в области лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники, средств связи и телекоммуникаций, разработки программного обеспечения. Во всех перечисленных областях наша страна остается мировым лидером. Лучше вкладывать деньги в эти отрасли, нежели продолжать попытки конкурировать с развитыми странами в тех областях, где они давно и далеко ушли вперед. Таким образом, инвестиции в НИОКР, это не только приоритетное с точки зрения доходности направление, но и возможность повысить уровень отечественной науки, завоевать авторитет на рынке инновационных технологий, дав возможность институтам НИОКР найти свое место, и самое главное, стать мировой державой, наравне с США, Японией и ЕС.
Без ИКТ (информационно-
Роль государства в становлении экономики знаний должна быть основополагающей. Это говорит не только об инвестициях, но и о формировании новой нормативно-правовой базы, освещающей абсолютно все аспекты новой инновационной интеллектуальной экономики, регламентирующей новые виды деятельности и общественные отношения. Законопроекты в этой сфере условно можно разделить на два вида.
Первый вид – это законопроекты устанавливающие контроль над взаимоотношениями участников рынка экономики знаний. К таким законам можно отнести закон об авторском праве, использование которого может гарантировать любому участнику, что знания и опыт, полученные им, будут принадлежать ему и будут являться его собственностью. Ситуация с преступлениями в области нарушения авторских прав в нашей стране складывается не лучшим образом. Так, около 80% программного обеспечения в России является краденым и по этому показателю нас обгоняет только Китай, где эта цифра достигает 90%. А это, в свою очередь означает, что деятельность по производству программного обеспечения нацеленная на наш рынок не является такой привлекательной, поскольку не может гарантировать права производителя и дать ему возможность получить прибыль.
Ко второму типу законопроектов можно отнести стимулирующие законы, которые создают благоприятные условия для развития экономики знаний. В качестве примера можно привести законопроект федерального закона «Об инновационной деятельности» (в рамках проекта «Инновационная Россия»), разъясняющий, что же такое инновация, инновационный проект, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, и т.д. Он предусматривает мероприятия по финансированию инновационной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В пакете также представлены несколько законопроектов, вносящих поправки в Налоговой кодекс РФ. В частности, предлагается снизить ставки единого социального налога для работодателей – научных организаций и инновационных предприятий, зарегистрированных в порядке предусмотренных законом о науке и научно-технической политике. Авторы законопроекта намерены освободить от налога на прибыль средства, полученные безвозмездно организациями науки и фондами поддержки науки и образования. Разработано много других налоговых преференций для организаций, работающих в сфере науки и инноваций. Пакет этих документов вынесен на повестку дня Госдумы в первом квартале 2010 г.
Особое внимание следует уделять стимулирующим законам в регионах. Такие законопроекты позволяют учесть индивидуальные особенности местных условия и создать нужные условия для научных и инновационных проектов. Примером является законопроект о создании региональных венчурных фондов, задача которых заключается в инвестировании инновационных технических и потенциально полезных проектов.
Основной вопрос, актуальный в настоящее время в России, это ликвидация существенного отставания России от лидеров, наглядно демонстрирующих преимущество экономики знаний – США, стран Европы и Японии. Обратимся к цифрам. Так, на долю новых технологий в развитых странах приходится 8,3% ВВП по сравнению с нашими – 0,3%. Доля США в расходах на науку – 30% по сравнению с российскими – 1,6%. Экспорт высоких технологий в США – 14,6%, в России – 0,2%. Однако, по «утечке мозгов» Россия лидирует, наряду с такими странами как Польша, ЮАР, Филиппины, Венгрия. Примерно 1/3 наиболее талантливых российских ученых работает за рубежом, на этом мы теряем 60 млрд. долларов в год.
Важной задачей является также перестроение экономики России на не сырьевые источники дохода. Решением этой задачи является увеличение финансирования высшего образования, которое должно выйти на уровень западных стран. С одной стороны, это крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские ВУЗы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг: далеко не все ВУЗы выпускают высококвалифицированных специалистов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных ВУЗах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.
Другой резерв – это повышение синхронно со странами ЕС национальных расходов на НИОКР до 3% ВВП. Сделать это сегодня можно только за счет активизации инновационной активности промышленных предприятий, а для этого необходим целый комплекс дополнительных мер государственного стимулирования. Но даже в случае успешного решения этой задачи Россия вряд ли сможет приблизиться по показателю инвестиций в развитие экономики знаний к уровню Японии и США, достигнутому ими к 2002 г.
Очевидно, наиболее перспективный путь – это всемерная поддержка развития ИКТ, в том числе производства программного обеспечения. В России для этого существуют все необходимые предпосылки. Отрасль ИКТ является в последние пять лет одной из самых успешных и быстроразвивающихся. Ее доля, по официальным данным, достигла в том же 2005 г. 5% ВВП, а экспорт программного обеспечения вырос только за один год на 50% – до 994 млн. долларов США. Однако и здесь скрыто еще немало резервов для дальнейшего роста.
Заключение
Подводя итоги теоретического исследования в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
В экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль.
Экономика знаний имеет три принципиальные черты. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая черта состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья черта знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.
Измерение знаний – является методологически сложным, поскольку знания – это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой – общественный, принадлежащий всем. Поэтому сложились два подхода к измерению знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По этому показателю Россия очень существенно отстает от США и стран EС.
Образовательная сфера экономики, ориентированной на знания – одна из фундаментальных основ экономики знаний. Потому что система образования это в первую очередь кузница кадров для всех отраслей промышленности и источник интеллектуальной элиты страны. Университеты, в свою очередь, сегодня являются базой для большинства фундаментальных исследований и могут являться неплохой статьей для пополнения бюджета государства. Московские университеты находятся на 5-м месте в индексе цитируемости научных работ по естественным наукам, не уступая Лондону, Парижу и Токио.
Для формирования воспроизводственной структуры экономики, основанной на знаниях, должно сложиться такое соотношение реальной и фиктивной экономики и экономики знаний (и в каждой из них набор таких отраслей и подотраслей), которое обеспечило бы возрастающий результат воздействия на экономическую динамику научно-технических и инновационных факторов.
В настоящее время знание приобретает новое качество, становясь высоко прибыльным товаром. Но знание еще и меняет качество жизни человека. Новым социальным явлением, порожденным информационными технологиями, стало огромное влияние средств массовой информации на все стороны жизни человека.
Экономику знаний характеризует в первую очередь постоянный рост доли НИОКР в общих расходах государства и частных фирм, а также стабильный рост капитализации высоконаучных фирм. Научные исследования свидетельствуют о стабильном росте стоимости интеллектуального капитала, не связанного напрямую с материальными ценностями, который определяется в первую очередь человеческим и структурным капиталом (наличие зарегистрированных патентов, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т.д.)
Отставание России от зарубежных коллег составляет примерно 10-15 лет, в связи, с чем необходимо принятие неотложных мер, чтобы оно хотя бы не увеличивалось.
Для эффективного развития экономики знаний, необходимо оздоровление нравственного климата, выдвижение задачи для общества, способной сплотить население страны. Необходима эмоционально-психологическая мобилизация, нравственная консолидация общества. [6]
Список использованных источников
I Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон
«Об инновационной
II Научно-методическая литература
1. Ахметова Г.Д. Проблемы
становления инновационной
2. Глумсков Д. Экономика знаний //Эксперт Северо-Запад. – 2008. - №22
3. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. – СПб.: Питер, 2008. – 529 с.
4. Интернет-ресурс http://www.nest-expert.ru/
5. Лаговский И.К. Экономика знаний: Уроки для России //Наука и жизнь. – 2008. – №5. – С. 26 – 30
6. Любимов Л.Л., Раннева
Н.А. Основы экономических
7. Секрет Н.П. Перспективы
развития инновационной
8. Щербаков В.В. Происхождение
видов… Многогранное понятие
«Экономики знаний» //
Информация о работе Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы