Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 02:08, реферат
Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Введение
1. Качество продукции и экономика производства
1.1 Качество продукции и необходимость его повышения
1.2 Основные показатели качества продукции
2. Пути улучшения качества продукции
2.1 Сущность повышения качества продукции
2.2 Пути повышения качества продукции
3. Планирование повышения качества продукции
3.1 Содержание плана
3.2 Мероприятия по выполнению плана
4. Стимулирование выпуска продукции высокого качества
Заключение
Литература
В практике стандартизации и ценообразования применяются ступенчатые показатели качества продукции к ступенчатые цены на новую высокоэффективную продукцию устанавливаются поощрительные надбавки к оптовой цене в размере от 0,5 до 1,25 норматива рентабельности, принятого при определении цены для данной или аналогичной группы изделий (но не более 70 % получаемого эффекта). В 1,5 раза увеличивается размер надбавки к оптовой цене в том случае, когда производство продукции основано на разработках, признанных открытиями или изобретениями.
К сожалению, по многим видам продукции улучшенного качества надбавки к ценам не только не покрывают дополнительных затрат, но и не могут служить источником материального стимулирования. В среднем для 80-90 % продукции затраты на повышение ее качества не покрываются установленными надбавками на 7-19 %. В этом случае продукция становится нерентабельной и хозрасчетные системы не проявляют заинтересованности в ее выпуске. Поэтому существует потребность в упорядочении действующей системы надбавок к ценам на продукцию улучшенного качества.
Определенное место в стимулировании выпуска продукции высокого качества занимает система ответственности за нарушение требований государственных стандартов (технических условий) и за поставку недоброкачественных изделий.
В случае нарушения нормативных требований к качеству продукции органы Госстандарта применяют к виновным экономические санкции. Прибыль, полученная предприятием за реализованную продукцию, изготовленную с отступлениями от стандартов и технических условий, изымается в доход бюджета, а объем этой продукции исключается из отчетных данных о выполнении плана. Те же органы могут вносить в министерства и ведомства предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении стандартов и метрологических правил, вплоть до освобождения их от занимаемой должности, запретить головным организациям проводить испытания продукции, если обнаружены нарушения порядка испытаний, отменить решение о выпуске той или иной продукции и даже приостановить производство до устранения нарушений.
Зачастую конкретные виновники брака остаются безнаказанными, хотя и существуют положения, предусматривающие ответственность за выпуск недоброкачественной продукции. Нередко и работники служб технического контроля не выполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности. Руководители этих служб не всегда используют предоставленное им право прекращать приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты, а также запрещать использование в производстве сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуска доброкачественной продукции.
Задания и мероприятия по улучшению качества продукции обосновываются с точки зрения технической возможности и экономической целесообразности их осуществления для улучшения качества продукции предприятия имеют возможность использовать централизованно выделяемый фонд освоения новой техники, за счет которого производятся:
а) плановые затраты на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке производства новых видов продукции (осуществленные до начала их серийного выпуска, включая изготовление первоначального комплекта специальной оснастки, первого образца или партии изделия);
б) одновременные дополнительные затраты, связанные с повышением качества, долговечности и надежности готовых изделии;
в) погашение повышенных затрат первого года массового производства отдельных вновь осваиваемых изделий (разница между себестоимостью, принятой при утверждении цен на эти изделия, и плановой себестоимостью первого года их массового производства).
Источниками финансирования
улучшения качества могут также служить:
фонд развития производства; специальные
ссуды Госбанка; средства, выделяемые
на проведение научно-исследовательских
работ; средства, привлекаемые по хозяйственным
договорам с организациями и предприятиями,
заинтересованными в улучшении качества
продукции.
Проблема качества актуальна для нужд всего народного хозяйства. Назрела необходимость взглянуть на нее в тесной ее взаимосвязи с новой экономической реальностью. Настало время, когда производители продукции поняли, что путь их выживания и благополучия в рыночной среде - это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие должного внимания проблеме качества, будут просто разорены.
Серьезная конкурентная борьба в странах с развитой рыночной экономикой обусловила разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способности предприятий производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия продукции. Многие предприятия-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.
Успешная реализация качественного продукта является главным источником существования любого предприятия.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные потребительские свойства.
Между качеством и эффективностью использования промышленной продукции существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности использования продукции, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.
Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.
Предприятия, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий и услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретного предприятия и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках.
Появилось комплексное понятие культура качества, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Намечен переход к тотальному (всеобщему) контролю качества, усиливающему воздействие запросов потребителей на качество продукции. Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры предприятий относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что на предприятиях, уделяющих мало внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, повышение качества обеспечивает конкурентоспособность товара. Он устанавливает технический уровень продукции и полезность товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять запросы потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли.
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства продукции и повышения ее экономичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варакута С.А. Управление качеством продукции, - М.: Инфра-М, 2001.
2. Ильенкова С.Д. Управление качеством, - М.: ЮНИТИ, 1998.
3. Миронов М.Г. Управление качеством, - М.: Проспект, 2006.
4. Никифоров А.Д. Управление качеством, - М.: Дрофа, 2004.
5. Тимохин М.Н. Экономика и организация промышленного производства, - М.: Мысль, 1987.
6. Федюкин В.К. Методы оценки
и управления качеством
7. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством, - М.: ЮНИТИ, 1999.
Информация о работе Стимулирование выпуска продукции высокого качества