Стратегическое планирование как средство достижения целей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является анализ построения стратегического планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия,
2. рассмотреть этапы и методы анализа в стратегическом планировании;
3. на основе практического материала изучить действующую организационно-правовую структуру, функции отделов и их взаимодействие, перспективы развития предприятия,
4. проанализировать маркетинговую деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду предприятия,
5. выявить слабые и сильные стороны существующей стратегии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы организации стратегического планирования на предприятии……………………………………………………………………………….. 5
1.1. Стратегическое планирование как средство достижения целей предприятия …….5
1.2. Этапы стратегического планирования на предприятии ……………………………..6
1.3. Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии…………………………………………………………………………………. .11
Глава 2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Северяночка») ……………………………………………………………………………...16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………………………...16
2.2. Анализ внутренний среды предприятия ………………………………………………16
2.3. Анализ внешней среды………………………………………………………………… 22
2.5. Порядок разработки стратегических планов…………………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………………….. 27
Приложение.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 140.54 Кб (Скачать файл)

 
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 

 

Название фактора

Содержание фактора

1. Маркетинг

Большой опыт работы, гибкая ценовая  политика, создана эффективная система  розничной торговли

2. Основные фоды

Достаточное оснащение оборудованием, необходимыми помещениями, эффективное  использование основных фондов

3. Финансы

Устойчивое финансовое положение, способность предприятия отвечать по своим долговым обязательствам

4. Трудовые ресурсы

Низкая текучесть кадров, обеспеченность квалифицированными, опытными кадрами

5. Материальные ресурсы (товарные  запасы)

Достаточное обеспечение необходимого ассортимента товаров

 
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

 
 

 

Название фактора

Содержание фактора

1. Маркетинг

слабое информационное обеспечение, слабое использование средств рекламы

2. Основные фонды

Высокая степень износа основных фондов, моральное устарение оборудования

3. Финансы

Зависимость от кредиторов

4. Трудовые ресурсы

низкая производительность труда

5. Материальные ресурсы

Потери при транспортировке  и хранении товара



Так же снизилась доля в  товарообороте по магазину «Парма», в 2013г. она составила 16,1%, прирост выручки составил всего 6,3%. В связи с увеличением продолжительности рабочего дня увеличился товарооборот магазина «Пелысь», его доля в товарообороте составила 15,3%, прирост выручки составил 46,2%. Так же значительно возросла доля в обороте магазина «Колос» и достигла 17,5%, прирост товарооборота – 42,5%. По магазинам «Восход», «Росинка» и «Атлант» существенных изменений в удельном весе товарооборота не произошло.  
        В сопоставимых ценах прирост товарооборота в 2010г. составил 35,6%, в 2011г. – 37,6%, затем темпы роста товарооборота замедляются. В 2012г. прирост товарооборота составил всего 0,4% и в 2013г. – 0,9%. Это объясняется тем, что предприятие функционирует с 1 апреля 2003г., в первые годы работы предприятия шло развитие торговой сети, открывались новые магазины, малорентабельные закрывались. Этот процесс отражен в приложении 9. В 2012-2013 гг. существенных изменений в составе розничной сети не происходило. Но предприятие работает стабильно, в условиях нарастающей конкуренции постепенно наращивает объемы продаж. 
После завершения обследования внутренней среды предприятия, нами выдены слабые и сильные стороны предприятия. Результаты отражены в матрице (таблица 3). 

2.3. Анализ внешней  среды

 
          В завершение обследования, проведен анализ внешней среды предприятия, рассмотрены благоприятные и опасные для развития бизнеса факторы, которые существуют независимо от состояния дел организации. Результаты анализа зафиксированы в матрице (Таблица 8). 
          Проведенное обследование предприятия позволяет приступить к разработке стратегических планов. 

 

 

2.5. Порядок разработки  стратегических планов

 
Стратегическое планирование на исследуемом  предприятии осуществляется по следующим  направлениям:  
                                                                                                                                      \

 

                                                                                                                                  Таблица 8 
                                                                                    Матрица анализа внешних факторов 
 
ВОЗМОЖНОСТИ

Название фактора

Содержание фактора

1. Безработица 

Большое предложение рабочей силы

2. Налогообложение

применение ЕНВД позволяет содержать минимальный штат бухгалтеров, простота учета

3. Конкуренция

Прочные позиции на рынке 

4. Связи с кредитными учреждениями

доступность кредитов, достаточное  наличие оборотных средств

5. Поставщики

хорошая репутация предприятия  в деловом мире; высокая степень  конкуренции среди поставщиков  создает благоприятные условия  для предприятия (скидки, отсрочка платежа…)

УГРОЗЫ

 

 

Название фактора

Содержание фактора

1. технологический

внедрение прогрессивной техники, оборудования требует больших затрат, повышения квалификации кадров

2. Социальный

Низкие доходы населения порождают  низкую покупательскую способность 

3. Конкуренция

постоянный рост числа конкурентов

4. Поставщики

отдаленность поставщиков, проблемы с доставкой грузов

5. Политико - правовые 

Ужесточение требований административных органов (ЦГСЭН, пож. Охраны, налоговых органов)


 

 

 

Экономические цели ООО «Северяночка»: 

  • Увеличить долю рынка на 1,5% к 01.01.2010г.
  • Увеличить производительность труда за счет улучшения условий труда, внедрения нового оборудования, внедрения современных методов обслуживания на 2 % к 01.01.2010г.
  • Увеличить прибыль предприятия в 2009г. на 2,7 % по сравнению с 2013г.
  • Ежегодно предлагать на рынок новый товар за счет расширения связей по профилю предприятий- поставщиков и расширения географии поставок.
  • Ввести сдельную систему оплаты труда с целью наиболее эффективного использования транспортных средств, погрузочно- разгрузочной техники, эффективного использования персонала.
  • Увеличить оборачиваемость товарных запасов на 2,5% к 01.01.2010г.

 
Неэкономические цели предприятия: 

  • Улучшение условий труда.
  • Повышение благосостояния работников предприятия.

 
Цели бывают долгосрочные – устанавливаются  на 5 лет и более, среднесрочные  от 1 года до 5 лет, и краткосрочные  – на период до 1 года. 
 
Долгосрочные цели ООО «Северяночка»: 

  • Улучшение финансового состояния предприятия путем создания эффективного механизма снижения издержек обращения;
  • Развитие инвестиционного потенциала;
  • Улучшение позиций предприятия на рынке, увеличение доли рынка на 15% к 2015г.

 
Среднесрочные цели предприятия: 

  • Строительство и сдача в эксплуатацию зданий магазина в с.Краснобор, магазина в с. Ижма в 2010 – 2011 гг.
  • Замена торгового оборудования в магазинах «Рябинушка» и «Радуга»;
  • Реконструкция здания центрального склада, установка грузового лифта;
  • Привлечение инвестиций для реконструкции и строительства объектов.

 
Краткосрочные цели ООО «Северяночка»: 

  • Реконструкция здания торгового центра в д. Диюр;
  • Завершение строительства и сдача в эксплуатацию магазина в д. Вертеп;
  • Капитальный ремонт здания магазина «Рябинушка»;
  • Введение в эксплуатацию магазина «Парус»;
  • Увеличить производительность труда за счет улучшения условий труда, внедрения нового оборудования, внедрения современных методов обслуживания на 2 % к 01.01.2010г.
  • Увеличить оборачиваемость товарных запасов на 2,5% к 01.01.2010г.

 
           На данном предприятии стратегические планы носят рекомендательный характер. Не проводится стратегический анализ и не разрабатывается комплексный стратегический план. 
           Нами предложено воплощать стратегию в детальный комплексный план. Годовой стратегический план необходимо объединять с годовым финансовым планом. Их совокупность образует внутрифирменный план, который будет являться инструментом согласования стратегического и оперативного планирования. При стратегическое планирование следует опираться на результаты анализа.  
Наиболее простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT- анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития. Результаты SWOT- анализа ООО «Северяночка» отображены в приложении.  
Их можно использовать следующим образом: проанализировав выделенные факторы, нужно, во-первых, провести оценку степени их влияния на бизнес организации… Во-вторых, факторы нужно проранжировать по убыванию степени их влияния на бизнес. В-третьих, следует попытаться понять, каким образом можно усилить влияние благоприятных факторов внешней среды и избежать угроз, как более эффективно использовать сильные стороны компании и что делать со слабыми. 
 
        

 На основании проведенного SWOT- анализа проведем оценку выбранных стратегий ООО «Северяночка»: 

Конкурентная стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Анализ динамики издержек позволяет выявить резервы; 2.Активизация маркетинговой деятельности позволит увеличить объем продаж;

 
1.Разработка плана размещения  магазинов и его реализация потребует крупных финансовых вложений;  
2.Повышение квалификации персонала потребует дополнительных издержек


Производственная стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Увеличение сменности  магазинов приведет к увеличению объема продаж,  
2.Реконструкция и модернизация основных фондов привлечет покупателей, улучшит условия труда, обеспечит сохранность материальных ценностей 
3.Улучшение условий труда 
4.Рост рентабельности 
5.Снижение физического и морального износа основных средств

 
Реконструкция и модернизация основных фондов потребует крупных инвестиций


 

Финансовая стратегия:

Преимущества

Недостатки

Прозрачность фин. Отчетности и контроль над использованием денежных средств Ускорение оборачиваемости  капитала

Дополнительные затраты


 

Стратегия управления персоналом:

Преимущества

Недостатки

1.Повышение квалификации  персонала повысит производительность  труда 2.Улучшение условий труда  приведет к улучшению здоровья  кадров, снижению простоев

1Сокращение численности  персонала  
2.Возможность возникновения производственных конфликтов


 

Маркетинговая стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Рост товарооборота  
2.Рост рентабельности  
3.Повышение привлекательности

Повышение квалификации персонала, активизация рекламы потребует  дополнительных издержек


Стратегия информатизации:

Преимущества

Недостатки

1.Повышение эффективности  управления  
2.Повышение рентабельности 

Дополнительные затраты


               По окончании анализа должен разрабатываться комплекс стратегий. 
Необходим комплексный подход ко всей системе управления результатами бизнеса, включающий и ключевые показатели эффективности, и планирование, и постановку задач на их основе, и процесс управления, основанный на этих вводных.  

 

Заключение

Стратегическое  планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения. 
         При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.  
         Исследованиями, проведенными в части организации стратегического планирования на ООО «Северяночка» выявлено следующее: 
        Предприятие работает прибыльно, его финансовое положение является устойчивым, но имеется высокий финансовый риск зависимости от кредиторов. Оно является ликвидным, то есть платежеспособным: своими активами способно погасить все имеющиеся долговые обязательства. Общество широко использует заемные средства, вовремя погашает свои обязательства по кредитам, имеет хорошую репутацию в деловом мире.  
         Система управления текущей деятельности ООО «Северяночка» организована в виде бизнес – процессов, т.е. регулярно выполняемых циклических операций. Итак, реализацию стратегии нужно организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач, чтобы на них было сконцентрировано внимание, и отделить их от текущей деятельности. Для решения перечисленных проблем, улучшения показателей деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, увеличения объемов продаж, оборачиваемости, эффективности использования персонала и других) автором совместно со специалистами предприятия разработаны следующие рекомендации: 
         Провести инвентаризацию материальных запасов с целью выявления неликвидных запасов, с низкой оборачиваемостью. За счет снижения цен следует снизить сумму материальных запасов, тем самым высвободив средства для уменьшения кредиторской задолженности. 
          Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. 
          Регулярно проводить анализ финансовой устойчивости предприятия с целью выявления тенденций, принимать меры по повышению устойчивости предприятия; привлекать к выполнению анализа специалистов всех уровней. 
         Улучшить маркетинговую деятельность предприятия путем активного использования рекламы, анкетирования, изменения структуры товарооборота в пользу товаров, имеющих наибольшую доходную ставку – увеличения доли промышленных товаров ежедневного спроса. Чтобы избежать невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. 
       Провести модернизацию оборудования, включить в стратегический план строительство магазина по торговле промышленными товарами.  
Привлекать к грузоперевозкам частных предпринимателей, предоставляющих более дешевые транспортные услуги. При заключении договоров на перевозку грузов использовать наиболее выгодный договорной тариф. 
         Разработать эффективную комбинированную систему оплаты труда. 
Повышение уровня квалификации персонала на курсах переподготовки, дополнительного профессионального образования, на семинарах, тематических совещания.  
        Активнее изучать положительный опыт торговых предприятий в России и за рубежом при помощи специальной литературы, публикаций в периодической печати по специальности; использовать его в работе ООО «Северяночка». 
Организовать стратегическое планирование на основе SWOT- анализа, выявляя слабые и сильные стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды, разрабатывать детальный комплексный план по совершенствованию деятельности. 

Информация о работе Стратегическое планирование как средство достижения целей предприятия