Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
I. Сущность бюджета
как экономической категории, его социально-экономическое
значение
Государственный
бюджет – ведущее звено финансовой
системы и основная финансовая категория.
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением,
называются бюджетными. Специфика этих
отношений как части финансовых
состоит в том, что они, во-первых,
возникают в распределительном
процессе, непременным участником которого
является государство (в лице соответствующих
органов власти), и во-вторых, связаны
с формированием и
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В
процессе функционирования бюджетные
отношения получают соответствующее
им материально-вещественное воплощение;
они материализуются (овеществляются)
в бюджетном фонде страны, имеющем
сложную организационную
Совокупность
бюджетных отношений по формированию
и использованию бюджетного фонда
страны составляет понятие государственного
бюджета. По экономической сущности
государственный бюджет – это
денежные отношения, возникающие у
государства с юридическими и
физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично –
и национального богатства) в
связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету государство
имеет возможность
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя
специфическое общественного
–
государственный бюджет является особой
экономической формой перераспределительных
отношений, связанных с обособлением
части ВВП в руках государства
и ее использованием с целью удовлетворения
потребностей всего общества и отдельных
его государственно-
–
с помощью бюджета происходит
перераспределение
– пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
–
область бюджетного распределения
занимает центральное место в
составе государственных
Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план.
Сущность
государственного бюджета как экономической
категории реализуется через
распределительную (перераспределительную)
и контрольную функции. Благодаря
первой происходит концентрация денежных
средств в руках государства
и их использование с целью
удовлетворения общегосударственных
потребностей; вторая позволяет узнать,
насколько своевременно и полно
финансовые ресурсы поступают в
распоряжение государства, как фактически
складываются пропорции в распределении
бюджетных средств, эффективно ли они
используются.
II. Доходы бюджетов
2.
1. Экономическое содержание
Бюджетная
система призвана играть важную роль
в реализации финансовой политики государства,
цели которой обусловливаются его
экономической политикой. При этом
значение государственного финансового
регулирования через бюджетную
систему трудно переоценить, хотя нельзя
не учитывать происходящие в настоящее
время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение
все в большей степени
Единство
бюджетной системы в новых
условиях реализуется через единую
социально-экономическую
Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах разных
уровней позволяет органам
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
В
этой связи главной проблемой, вытекающей
из структуры формирования доходов
бюджета РФ, остается распределение
налоговых доходов и
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Налоги
являются главным методом
Вторым
по своему финансовому значению доходом
бюджета являются государственные
займы. К займам государство прибегает
при бюджетных дефицитах, которые
предусматриваются при
Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.
При
чрезвычайных обстоятельствах, когда
получение налоговых платежей и
займов оказывается затруднительным,
государство обращается к эмиссии
бумажных денег. Этот метод самый
непопулярный, так как вызывает рост
денежной массы без соответствующего
товарного обеспечения и
2.
2. Налоговые и неналоговые доходы
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
Кроме
общественного содержания, налоги имеют
материальную основу, т. е. представляют
собой реальную сумму денежных средств
общества, мобилизуемую государством.
При перераспределении
Доходы
бюджетов разных уровней формируются
за счет налоговых и неналоговых
доходов, а также доходов целевых
внебюджетных фондов. Объем поступлений
неналоговых доходов и их виды
устанавливаются в
К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).