Структура бюджета Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

     I. Сущность бюджета как экономической категории, его социально-экономическое значение 

    Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном  процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих  органов власти), и во-вторых, связаны  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

    Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

    Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

    В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических  и социальных задач и т.п.

    Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это  денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично –  и национального богатства) в  связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

    Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественного назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

    – государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных  отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства  и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных  его государственно-территориальных  формирований;

    – с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода, реже – национального богатства  между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

    – пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими перед  обществом на каждом историческом этапе  его развития;

    – область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими  звеньями.

    Государственный бюджет с позиций экономической  сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства  – как его финансовый план.

    Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря  первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они  используются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Доходы бюджетов

    2. 1. Экономическое содержание доходов  бюджета 

    Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее  время изменения в практике перераспределения  финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного финансового  регулирования рыночных отношений  должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и  льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное  и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами.

    Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

    Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

    Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  собранием (принимается Государственной  думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

    Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

    В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов  бюджета РФ, остается распределение  налоговых доходов и неналоговых  отчислений между местными и федеральным  бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

    Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают  в распоряжение органов власти.

    В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве  эти два вида доходов дополняются  доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

    Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем  доходы государства, которые ключают  помимо средств бюджета всех уровней  власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

    Налоги  являются главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты  формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

    Вторым  по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные  займы. К займам государство прибегает  при бюджетных дефицитах, которые  предусматриваются при составлении  бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности  в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения  займов: первый - у широких слоев  населения путем свободной продажи  им государственных облигаций и  других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение  ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства  ведет к росту государственного долга.

    Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение  займов, выплата по ним процентов  осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

    При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей и  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  бумажных денег. Этот метод самый  непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические  последствия. 

    2. 2. Налоговые и неналоговые доходы 

    Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически  их возникновение относится к  периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

    Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод  мобилизации доходов в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

    Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность  проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия  налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

    Кроме общественного содержания, налоги имеют  материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств  общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают органы государственной  власти частью новой стоимости в  денежной форме. Эта часть национального  дохода, присвоенная принудительно  в форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

    Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов. Объем поступлений  неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих  бюджетах.

    К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью  удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными  и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных  монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного  типа).

Информация о работе Структура бюджета Рф