Структура бюджета Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

    Все налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые  налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный  налог и ряд других. Косвенные  налоги – это  налоги, взимаемые  в ценах товаров и услуг. Косвенные  налоги включают налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

    Налоговая система в Российской Федерации  построена в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (принята часть первая и пять глав части второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов  РФ       “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации”(принят 27 декабря 1991г.), “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991г. и рядом законов  о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В них определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, права, обязанности  и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы  организации сбора налогов и  контроля за их уплатой.

    В зависимости от органа, который взимает  налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе  РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

    Охарактеризуем  конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения  в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

    Произошли изменения и в организации  отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций  отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

    В настоящее время после изменений  осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на доходы физических лиц.

    Полностью в федеральный бюджет поступают  таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует  с 24 октября 1995 г.), а также платежи  за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые  процентных отчислений направляются также  в бюджеты субъектов Федерации  и в местные бюджеты. Налоговые  доходы составляют более 80% всех доходов  федерального бюджета.

    Готовятся предложения об изменении налогообложения  природных ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные  ресурсы вместо ныне действующих  двух налогов - налога о воспроизводстве  минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему  коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические  показатели компаний, истощённость природных  ресурсов, дебитность скважин, а также  увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.

    В нефтяной отрасли на которую, приходится большая часть платежей за природные  ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.

    Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них приходилось от 62% до 66% общей  суммы доходов федерального бюджета, а в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта  ЕСН).

    Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

    В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие  два налога - налог с оборота  и налог с продаж. Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда  работников предприятий вместе с  начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России”  от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

    Акцизы  также взимаются через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и  стоимость реализованных подакцизных  товаров (спирт этиловый из всех видов  сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного  предназначения, парфюмерно-косметическая  продукция, товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке), алкогольная  продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные  изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных двигателей, минеральное  сырьё (нефть и стабильный газовый  конденсат, природный газ))  в зависимости  от установленных в отношении  этих товаров налоговых ставок.

    Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и  газ.

    Таможенные  пошлины действуют на основе Закона РСФСР “Об основах налоговой  системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного  кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы таможенного обложения  решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины  в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым  с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом  РФ “О таможенном тарифе”(с последующими изменениями).

    Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит налогу на прибыль предприятий  и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются  российские   организации   и  иностранные  организации,   осуществляющие   свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.

    Подоходный  налог с физических лиц  в России действует с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством  Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским  и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут  носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них  не определены конкретные ставки, сроки  уплаты, льготы и другие чисто налоговые  элементы.

    В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

    Резервом  роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

    К неналоговым доходам относятся  доходы от имущества, находящегося в  федеральной собственности, от его  продажи, доходы от реализации государственных  запасов, доходы от продажи земли  и нематериальных активов, поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников, административные платежи  и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической  деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления ( нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных  организаций, средства передаваемые в  целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.

    С 1 января 2001г. упразднены действовавшие  ещё в 2000г. следующие целевые бюджетные  фонды, средства которых были консолидированы  в бюджете 2000г.: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный  экологический фонд  Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов РФ, Федеральный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы, Федеральный  фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических  ресурсов, Федеральный фонд Министерства  Российской Федерации по налогам  и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Упразднены также Фонд по охране о. Байкал и Фонд содействия военной  реформе. 

    2. 3. Доходы региональных и местных бюджетов 

    Региональные  бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации.

    В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий.

    В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

    Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

    С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов

    формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

    Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

    • налог на имущество предприятий;

    • налог на недвижимость;

    • дорожный налог;

    • транспортный налог;

    • налог с продаж;

    • налог на игорный бизнес;

    • региональные лицензионные сборы.

    К собственным доходам относятся  также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ.

    Регулирующие  доходы включают отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Структура бюджета Рф