Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Наряду
с безвозмездным бюджетным
Бюджетные
ссуды занимают промежуточное положение
между кредитами коммерческих банков
и бюджетными ассигнованиями. С одной
стороны эти ссуды выдаются с
условием возвратности и в ряде случаев
они бывают платными, а с другой
стороны, проценты по этим ссудам либо
не взимаются, либо значительно ниже,
чем кредиты банков. Выдаются такие
ссуды в основном по специальным
распоряжениям Правительства Р.
Другое
направление расходования это привлечение
иностранных инвестиций, но в современных
условиях этот процесс затруднен, в
связи с экономической
Бюджетные
ассигнования направляются на решение
узкого круга задач
Развитие агропромышленного
Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса. Сохраняется датирование из бюджета средств направленных на капитальные вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию, при этом датирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла.
Осуществление
мероприятий по агропромышленному
комплексу зависит от социально-экономических
условий складывающихся в различных
регионах России, действенности контроля
местной администрации за проведение
земельной реформы и
Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций.
Эти средства подразделяются на следующие основные группы:
Расходы
на социально-культурные мероприятия
определяются на основе принципов сметного
порядка планирования. Финансируются
эти расходы по конкретным мероприятиям
и видам затрат. Объем расходов
определяется на основе взаимосвязанных
друг с другом смет, разрабатываемых
в учреждениях
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.
В соответствии с законодательством Р.Ф. сфера образования признана приоритетной.
Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.
Расходы
бюджетной системы на образование
и профессиональную подготовку кадров
включают затраты на детские дошкольные
учреждения, детские дома, профтехучилища,
средние-специальные и высшие учебные
заведения, а также курсовые мероприятия
и институты повышения
Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.
Государственное
управление финансового пенсионного
обеспечения осуществляет пенсионный
фонд Р.Ф. являющийся самостоятельным
финансово-кредитным
Значительная
сумма расходов бюджета направляется
на содержание домов интернатов, содержание
престарелых инвалидов, врачебно-трудовые
экспертизы, протезирование и другие
мероприятия. Предусматривается реализация
целевых программ «дети инвалиды»,
«дети сироты», планирование семей
помимо бюджетных ассигнований, на
эти цели в социальной сфере существует
ряд внебюджетных фондов: пенсионный
фонд, фонд социального страхования,
государственный фонд занятости
населения, федеральный фонд социальной
поддержки населения, кроме того
предусматривается дополнение адресных
бюджетных ассигнований федерального
бюджета ресурсами
Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения на основе программно целевых методов планирования с постепенным внедрением медицинского страхования. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью при этом ведущим направлением определены:
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
В
связи с недостатком бюджетных
ассигнований, произошел отказ от
неэффективных и дорогостоящих
объектов, и переориентации финансирования
наиболее ценного научно-
Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются:
При этом предусмотрен
В настоящее время происходит реформирование научной сферы в результате которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям.
Исследуя расходы этой статьи бюджета в динамике можно заметить, что расходы на науку в 1997 году увеличились на 2042 млрд. руб., по сравнению с расходами на 1996 год; что в общем объеме расходов бюджета составило 0,2%.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.