Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 17:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение, исследование понятия «структурная политика» и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
В представленной курсовой работе будут рассмотрены понятие, основные признаки и положения, основные направления, а также особенности структурной политики в России.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие структурной политики……………………………………………..5
Глава 2. Особенности структурной политики России на современном этапе……...5
2.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики……………..5
2.2. Механизмы реализации структурной политики………………………………………………………………………………...8
2.3. Методы и направления структурной политики в России…………………..12
Глава 3. Основные направления структурной политики…………………………...13
3.1 Направления развития промышленности…………………………………….16
3.2 Направления развития инфраструктуры и сферы услуг…………………….17
3.3 Управление государственной собственностью……………………………...19
Глава 4. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………….30
Библиографический список………..…………………………………………………32
Министерство Образования Российской Федерации
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: ХТ ЗДО
Кафедра: экономики и менеджмента
Контрольная работа
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: «Структурная политика государства и ее особенности в России»
Выполнила: студентка II курса заочного ф-та
Специальность 080109, шифр №1005029
О. А. Кулакова
Красноярск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие структурной политики……………………………………………..5
Глава 2. Особенности структурной политики России на современном этапе……...5
2.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики……………..5
2.2. Механизмы
реализации структурной политики…………………………………………………………
2.3. Методы и направления структурной политики в России…………………..12
Глава 3. Основные направления структурной политики…………………………...13
3.1 Направления
развития промышленности…………………………………….
3.2 Направления развития инфраструктуры и сферы услуг…………………….17
3.3 Управление государственной собственностью……………………………...19
Глава 4. Структурная политика
- безальтернативное средство модернизации
российской экономики………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………..…………………………………………………
Введение
Структурная политика - проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.
В ближайшей и среднесрочной перспективе на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического развития Россия сталкивается с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Эти проблемы с "утяжеленной" структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности. Негативные структурные сдвиги в российской экономике, проявляющиеся в усилении её сырьевой направленности, деградации высокотехнологичных секторов повышают необходимость изучения инструментария структурной политики для преломления подобной тенденции.
В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.
Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.
Следовательно, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.
В современной России, где целью экономических реформ является переход к социально-ориентированной модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе национального хозяйства, что и является сутью структурной политики.
Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей современной структурной политики является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение, исследование понятия «структурная политика» и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
В представленной курсовой работе будут рассмотрены понятие, основные признаки и положения, основные направления, а также особенности структурной политики в России.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области экономической теории: Казакова А.А., Минаева Н.В., Рязанова В.Т., Тарасевича Л.С., Гребенникова П.И., Леусского А.И., Герасименко В.В., Николаевой И.П. и многих других.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава1 Понятие структурной политики
Под структурной политикой понимается система мер, направленных на планомерную перестройку структуры общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей.
Цель данного направления политики: стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем. Конкретные формы реализации этой политики проявляются в селективной поддержке государством определенных отраслей и видов производства.
Структурную политику можно
рассматривать в широком и узком смысле.
В первом случае подразумевается воздействие
на всю совокупность структурных элементов
в экономике. Речь идет о влиянии на отраслевые,
территориальные и организационно-
При более узкой трактовке данного
термина принято понимать воздействие
лишь на изменения отраслевых и производственных
пропорций. Региональные аспекты деятельности
государства получают самостоятельное
лексическое обозначение «региональная
политика». Меры по отношению к организационно-
Смысл структурной политики государства состоит, естественно, не в том, чтобы заменить или продублировать роль частной экономики. Основная побуждающая сила структурных сдвигов - рынок. Однако государство помогает ему, поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (например, под влиянием внешней конкуренции) или обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.
Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики.
Глава 2 Особенности структурной политики России на современном этапе
2.1 Основные цели,
задачи и направления
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере.
В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.
Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1) Реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2) Повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
3) Развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
4) Создание особых экономических
зон и технико-внедренческих парков, формирование
территориально-
5) Формирование конкурентной
среды, создание равных и
Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:
1) Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2%в год;
2) Стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1% в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;
3) Стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие, в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.
Информация о работе Структурная политика государства и ее особенности в России