Структурная политика государства и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение, исследование понятия «структурная политика» и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
В представленной курсовой работе будут рассмотрены понятие, основные признаки и положения, основные направления, а также особенности структурной политики в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие структурной политики……………………………………………..5
Глава 2. Особенности структурной политики России на современном этапе……...5
2.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики……………..5
2.2. Механизмы реализации структурной политики………………………………………………………………………………...8
2.3. Методы и направления структурной политики в России…………………..12
Глава 3. Основные направления структурной политики…………………………...13
3.1 Направления развития промышленности…………………………………….16
3.2 Направления развития инфраструктуры и сферы услуг…………………….17
3.3 Управление государственной собственностью……………………………...19
Глава 4. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………….30
Библиографический список………..…………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курс.эконом..docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:

I.Сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса.

На первом этапе эта политика будет реализовываться, прежде всего, на рынках производственного оборудования экспортоориентированных отраслей и энергетики, а на последующих и в отраслях конечного потребления за счет повышения качества продукции, ее надежности и ценовых преимуществ.

Это направление будет обеспечиваться, в первую очередь, мероприятиями, связанными с модернизацией производственных звеньев и отдельных технологий, повышением технологической дисциплины производства, усилением технического контроля и внедрением современных систем качества, сертификацией продукции и производств, развитием дилерской и товаропроводящей сети, проведением активной рекламы продукции, расширением применения лизинговых схем и совершенствованием систем стандартизации и метрологии.

II. Выход на мировые  рынки с конкурентоспособной  продукцией современного и новейшего  технологических укладов.

Это направление будет обеспечиваться активизацией процессов модернизации и реконструкции производства на базе отечественного машиностроения, обеспечения опережающего роста производства продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими отраслями, разработкой новых видов продукции, технологий, материалов, использования имеющегося научно-технического задела и новых результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Широкое применение получат технологии двойного назначения, включая технологии получения новых материалов, микроэлектронику, информационные технологии, биотехнологии, технологии высокоэффективных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем.

Результатом реализации указанных направлений должны стать:

- обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

- позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

 

3.2 Направления развития инфраструктуры и сферы услуг

 

Ограниченность рычагов структурной политики, связанная с макроэкономическими ограничениями инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах.

К ним следует отнести реализацию ключевых программ, позволяющих рассчитывать на наибольший позитивный эффект:

    • программы развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи;
    • программы развития жилищно-коммунального хозяйства;
    • программы энерго- и ресурсосбережения;
    • программы информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции;
    • программа развития сферы услуг.

Развитие транспортной сети. Необходимо обеспечить разработку единой общегосударственной программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры.

Предусматривается реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Должна быть решена задача обеспечения притока инвестиций в отрасль, достигаемая за счет привлечения прямых инвестиций через механизм концессий, а также заимствований на региональном и муниципальном уровне. При этом со стороны федеральных органов власти следует обеспечить мониторинг процессов инвестиционных проектов в этой сфере, поскольку в противном случае издержки преодоления катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей, будут перекладываться на федеральный бюджет.

Энерго- и ресурсосбережение. Данная программа должна поддерживаться государством прежде всего:

- в части создания стимулов для перехода на энергосберегающие технологии – в первую очередь за счет ликвидации скрытого субсидирования газа и электроэнергии через неплатежи;

- в части распространения информации о наиболее эффективных технологиях в сфере ресурсосбережения.

Большое значение для инициирования инвестиций в сфере энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных отопительных систем в сфере ЖКХ является разработка прогнозного топливного баланса, и объявления прогнозного соотношения цен на услуги естественных монополистов поставщиков газа и электроэнергии.

Развитие сферы услуг. В качестве основных направлений развития сферы услуг можно выделить:

    • международные перевозки (включая транзит);
    • иностранный туризм;
    • услуги сферы культуры;
    • высшее профессиональное образование;
    • разработку программного обеспечения;
    • консультационные и информационные услуги.

Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по “офф-шорному программированию” - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики.

Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и экономического роста.

Целесообразно осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев:

    • создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, действующих на рынке консалтинговых услуг;
    • создание саморегулируемой организации участников рынка;
    • привлечение на тендерной основе консалтинговых фирм к реализации региональных программ экономического развития, приватизации, реструктуризации градообразующих предприятий, включая прямое дотирование использования кризисными предприятиями консалтинговых услуг;
    • создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консультирования на базе государственных высших учебных заведениях.

Формирование общенациональной сети информационных центров на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности путем координации, интеграции и взаимодействия действующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства, должно обеспечить повышение эффективности и комплементарности программ поддержки предпринимательской деятельности, оказываемой на федеральном, региональном и муниципальном уровне, со стороны некоммерческих организаций.

В результате должно быть создано единое информационное поле, облегчающим ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации.

 

3.3 Управление государственной собственностью

 

Основными направлениями политики государства в области управления государственным имуществом должны стать:

- приватизация значительной части предприятий и хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности;

- повышение эффективности управления государственным имуществом.

Основными мерами, направленными на повышение эффективности управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами являются:

- преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

- реформирование системы представительства интересов государства в акционерных обществах;

- ревизия государственной собственности, принятие решений о сохранении акций в государственной собственности, передаче в собственность субъектов Федерации, приватизации или ликвидации.

 

Глава 4 Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики

 

'Постдефолтный' период (с 1999 г.) характеризуется существенным улучшением макроэкономической ситуации в стране. После беспрецедентного в истории России ХХ века экономического кризиса высокими темпами увеличиваются валовые показатели экономического роста. Среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 г.г. составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 % (1). И есть все основания рассчитывать на сохранение этих темпов в среднесрочной перспективе (как минимум до 2010 г.). На этой базе достигнуто восстановление докризисного (1991 г.) уровня среднедушевых реально располагаемых доходов населения.

В 2000 г. фиксируется профицит федерального бюджета (1,9 % к ВВП), который к 2006 г. достигает 7,5 % к ВВП (2) (прогноз на 2007 г. - 4,5 % к ВВП (3)). Внешний долг снизился в разы и перестал быть тягостным бременем для страны. Не является пока высоким и государственный внутренний долг. Правда, снижение государственного долга замещается ростом корпоративных долгов, прежде всего внешних, (4) что является, с одной стороны, признаком устойчивости российских корпораций и доверия к ним международного капитала, но с другой - возникает опасность финансового кризиса. Тем не менее, Россия из страны с неустойчивым финансовым положением, крупного и проблемного должника, испытывающего постоянный финансовый голод, превратилась в страну, богатую финансовыми ресурсами, позволяющими не только финансировать самые неотложные нужды, но и создавать крупнейшие финансовые резервы, досрочно гасить внешний долг и 'прощать' долг других стран России.

Заметны итоги борьбы с инфляцией. Если в начале периода подъема (декабрь 1999 г.) прирост индекса потребительских цен составил 36,5 % к декабрю 1998 г., (5) то по итогам 2006 г. темп прироста инфляции впервые оказался ниже 10 %.

Растет доверие к финансовой системе страны (в 2005 г. прирост банковских депозитов населения составил 38 % против 31 % в 2004 г. при уменьшении доли наличности в общей денежной массе, (6) что свидетельствует о 'переводе' личных сбережений из 'домашнего хранения' в банки). (7)

Вместе с тем, не может не обратить на себя внимание тот факт, что восстановление докризисного объема ВВП и прогнозирование его дальнейшего роста происходят при существенном отставании роста объемов ведущих отраслей материального производства и что самое важное - инвестиций в основной капитал, восстановление которых прогнозируется лишь за пределами 2010 г.г. (см. табл. 1).

Таблица 1 Динамика основных социально-экономических показателей, в % к базовому году* (100%) (8)

Годы

Базовый

Факт

Прогноз МЭРиТ

1998 **

2006

2007

2010

ВВП

1989

55,8

93,8

99,9

127,1

Продукция промышленности***

1989

43,4

69,5

73,1

84,7

Продукция сельского хозяйства

1989

54,0

72,5

73,9

83,0

Инвестиции в основной капитал

1990

21,1

46,7

52,7

72,6


* Последний год роста.

** Год максимального падения.

*** по ОКВЭД.

Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующем двухлетием (с 8,9 % в 2003 г. и 8,3 % в 2004 г. до 4,0 (8) и 3,9 (9) % в 2005 и 2006 годах соответственно). Прогноз их среднегодовой величины на 2007 - 2010 г.г. (5,1 % (10)) предполагает всего лишь недопущение дальнейшего падения.

Информация о работе Структурная политика государства и ее особенности в России