Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 17:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение, исследование понятия «структурная политика» и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
В представленной курсовой работе будут рассмотрены понятие, основные признаки и положения, основные направления, а также особенности структурной политики в России.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие структурной политики……………………………………………..5
Глава 2. Особенности структурной политики России на современном этапе……...5
2.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики……………..5
2.2. Механизмы реализации структурной политики………………………………………………………………………………...8
2.3. Методы и направления структурной политики в России…………………..12
Глава 3. Основные направления структурной политики…………………………...13
3.1 Направления развития промышленности…………………………………….16
3.2 Направления развития инфраструктуры и сферы услуг…………………….17
3.3 Управление государственной собственностью……………………………...19
Глава 4. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………….30
Библиографический список………..…………………………………………………32
Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста.
Все чаще в публикациях говорится о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.
Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.
2.2 Механизмы реализации структурной политики
Определяющим критерием государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений.
Селективность структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне определенных целей.
Составным элементом реализации селективной государственной структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной собственности (предприятия, приватизация которых запрещена законодательством России). Поэтому, наряду с реализацией программ коммерциализации государственных предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в производство, продукция которого оказывает благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.
Другим механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.
Проведение целостной государственной структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
- топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
- отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
- отрасли обрабатывающей
промышленности, которые могут быть
конкурентоспособными на
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Таким образом, основной целью структурной политики государства на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
Практикум:
Сравните отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и российской экономики в 2003 году, приведенную в таблице.
Отрасли |
Удельный вес отраслей в промышленности в 1989 году (%) |
Удельный вес отраслей в промышленности в 2003 году (%) |
Электроэнергетика и топливная промышленность |
10,5 |
31,3 |
Черная и цветная промышленность |
9,2 |
16,7 |
Химическая и лесная промышленность |
11,2 |
10,4 |
Машиностроение |
29,3 |
20,2 |
Промышленность стройматериалов |
3,8 |
3,1 |
Легкая промышленность |
13,9 |
1,4 |
Пищевая промышленность |
14,7 |
13,6 |
Другие отрасли |
7,4 |
3,3 |
Вся промышленность |
100 |
100 |
Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам?
Ответ:
Доля тяжелой промышленности в 2003 году увеличилась по отношению к 1989 году в 1,81 раза или на 81%. В легкой промышленности объем производства сократился в 10 раз. В обрабатывающей промышленности объем производства сократился на 31%. Доля добывающей промышленности возросла в 1,92 раза, или по отношению к 1989 году на 92%.
В период с 1989 года отраслевая структура промышленности страны приобрела значительные изменения. На первый план взамен обрабатывающей промышленности вышел топливно-энергетический комплекс. Но столь высокий рост вовсе не значит, что национальное хозяйство стало потреблять энергоресурсов больше, это означает, что увеличился объем экспорта.
В обрабатывающей промышленности показатели остались примерно на одном уровне, но изменилось структурное соотношение. Объем производства в машиностроении сократился, т.к. конечная продукция пользуется спросом в основном внутри страны, и не выдерживает конкуренции на международном рынке. Продукция черной и цветной промышленности (металлургии) ориентирована на экспорт, отсюда и значительный рост в этой отрасли.
Доля легкой промышленности в общем объеме производства практически растворилась. Такого стремительного сокращения объемов не наблюдается ни в какой другой отрасли. С 90-х годов, когда в страну хлынул поток импортных товаров, продукция легкой промышленности осталась невостребованной. До 90-х годов она выживала только из-за отсутствия импорта аналогичной продукции.
В отраслевой структуре промышленности произошел структурный сдвиг в сторону добывающих (сырьевых) отраслей, в основном, топливно-энергетического комплекса. Мы продолжаем продавать нефть, газ, лес, электроэнергию. И каждый год увеличиваем объем этих продаж. А часть полученных денег тратим на покупку продукции зарубежного машиностроения и продукции легкой промышленности.
Современные положительные структурные сдвиги ориентированы на увеличение в отраслевой структуре промышленности долей обрабатывающей промышленности, высокотехнологичного машиностроения, конкурентоспособной легкой промышленности, поэтому современным структурным сдвигам не вполне соответствуют обе эти структуры.
Объем задач российской экономики в области структурной политики очень велик. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает переход от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).
Второе условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который привел к нарушению множества хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.
Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг., который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-технической базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики.
Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний день.
Нужно обратить внимание на тот факт, что существенно отстает рост объемов ведущих отраслей материального производства и что самое важное инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.
Одновременно наблюдаются довольно устойчивые тенденции ухудшения качественных показателей роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.
За стремительное формирование основ рыночного хозяйства России пришлось «заплатить» деградацией её научно-технологического и производственного потенциала. Наиболее глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов коммуникаций, высокоточных медицинских и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные - производство химических продуктов, автомобилей и другого транспортного оборудования) и военно-промышленный комплекс.
Информация о работе Структурная политика государства и ее особенности в России