Сущность и функции денег. Статистический анализ денежной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность и функции денег, а также их роль в экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть происхождение денег, а также их функции;
- изучить виды денег и денежных средств;
- определить роль денег в рыночной экономике;
-провести анализ динамики чистых международных резервов и чистых внутренних активов;
- проанализировать динамику денежно-кредитных показателей;
- рассмотреть принципы формирования денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу;
- проанализировать варианты макроэкономического прогноза 2008-2010 года;
- изучить количественные ориентиры денежно-кредитной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ДЕНЕГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Происхождение и функция денег. 6
1.2. Виды денег и денежных средств. 16
1.3. Роль денег в рыночной экономике. 21
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
2.1. Динамика чистых международных резервов и чистых внутренних активов. 23
2.2. Динамика денежно-кредитных показателей. 25
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 35
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2008 ГОД 35
3.1.Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. 35
3.2. Варианты макроэкономического прогноза на 2008 - 2010 года. 38
3.3. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

_sosh_Sushnost_i_funktsii_deneg.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления27.

Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связаны с состоянием внутреннего финансового рынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижение трансакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.

3.2. Варианты макроэкономического прогноза на 2008 - 2010 года

 

В 2008 году и в период до 2010 года предполагается сохранение благоприятных внешних условий функционирования российской экономики. Международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) прогнозируют сохранение в 2008 году темпов роста мировой экономики на уровне 2007 года.

В перспективе до 2010 года прогнозируется продолжение экономического роста в мире темпами, близкими к среднегодовому показателю в 2004-2008 годах. При этом не исключается возможность замедления роста мирового ВВП.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2008-2010 годах, которые соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий ее улучшение.

В рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть до 44 долларов США за баррель.

В этих условиях ожидается сокращение по сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта. Несмотря на ухудшение внешних условий функционирования российской экономики, они не будут препятствовать ее дальнейшему развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году могут увеличиться на 7,2%. Относительное снижение доходов от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить примерно 10%. Темп прироста ВВП в 2008 году ожидается на уровне 5,4%.

В рамках второго варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Исходными условиями для формирования этого варианта является предположение о снижении в 2008 году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель.

Активизация структурных сдвигов  за счет комплекса мер, предусматривающих, в частности, улучшение инвестиционного климата, будет способствовать активному развитию российской экономики. Согласно этому варианту развития, вследствие ускоренного роста инвестиций в инновационный сектор экономики повысится эффективность и конкурентоспособность отечественного производства.

В 2008 году ожидаются высокие темпы роста внутреннего спроса. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,9%, реальных располагаемых денежных доходов населения - 9,1%. Темпы экономического роста в этом случае составят 6,1%28.

В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель.

Несмотря на улучшение ценовой  внешнеэкономической конъюнктуры, активное сальдо счета текущих операций платежного баланса сократится. Прирост валютных резервов будет меньше, чем в 2007 году. Темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2008 году может составить 10,6%. Инвестиции в основной капитал могут увеличиться на 13,2%. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7%.

В соответствии с прогнозом на среднесрочный  период предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году по первому варианту может составить 39 долларов США за баррель, по второму - 50 долларов США за баррель, по третьему - 62 доллара США за баррель. Изменение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры скажется на развитии российской экономики. Ожидается, что объем ВВП в 2009-2010 годах может увеличиваться темпами 5,3-6,3%.

3.3. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

 

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году до 5,5-6,5%, в 2010 году до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5%  в 2009 году и 4-5% в 2010 году.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом.

В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.

В 2009-2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.

Денежная программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы29.

В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году 15-20%, в 2010 году 12-17%.

Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе за счет наращивания валового кредита банкам.

При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России30.

По первому варианту денежной программы  прирост ЧМР в 2008 году может сократиться  до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2007) почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в текущем году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд.рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России).

В соответствии со сценарными характеристиками первого варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При условии замедления в 2009-2010 годах темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году.

При этом, если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80% за счет использования инструментов Банка Росси по предоставлению денежных средств кредитным организациям.

В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд. рублей.

Второй вариант программы предусматривает, что в 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд. рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов на 239 и 640 млрд. рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого кредита банкам на 663 млрд. рублей, а в 2010 году на 955 млрд. рублей (из них около 84% за счет увеличения объема валового кредита).

По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году (1,8 трлн. рублей) будет почти в 2 раза больше прироста денежной базы, допустимого с точки зрения достижения цели по инфляции. Необходимое снижение ЧВА по данному варианту программы может составить в 2008 году 866 млрд. рублей. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и ускорение темпов экономического роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений в бюджет.

С учетом прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту прогнозируется в размере 770 млрд. рублей. Оставшийся прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет динамики прочих чистых неклассифицированных активов.

По данному варианту денежной программы предусматривается, что и в 2009 году увеличение ЧМР будет превышать допустимый прирост денежной базы необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается на уровне 295 млрд. рублей.

Прогнозируемое уменьшение чистого кредита расширенному правительству в 2009 году составит 570 млрд. рублей, что существенно превысит снижение ЧВА. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд. рублей.

Ожидается, что в 2010 году прирост  ЧМР по третьему варианту будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем чистых внутренних активов на 365 млрд. рублей. В условиях прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству на 370 млрд. рублей главным источником прироста ЧВА станет повышение чистого кредита банкам на 923 млрд. рублей.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски в целях адекватного реагирования с применением инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, деньги - это экономическая  категория, в которой и при  участии которой строятся все  общественные отношения.

В современных условиях в повседневной жизни людей, в деятельности предприятий, государственных и других органов, в различных сферах экономической деятельности деньги используются при: определении цен и реализации товаров и услуг, определении себестоимости продукции и величины прибыли,  оплате труда, составлении и исполнении бюджетов,   осуществлении кредитных и расчётных операций, осуществлении операций с ценными бумагами, сбережений и накоплений в качестве средства,  оценке объёма ресурсов, участвующих в процессе производства.

Деньги в товарном хозяйстве выполняют следующие функции: 1) меры стоимости; 2) средства обращения; 3) средства образования сокровищ; 4) средства платежа; 5) мировых денег.

Деньги - это такой специфический товар, который монопольно выполняет роль всеобщего эквивалента и служит орудием стихийного учета общественного труда частных товаропроизводителей

Деньги участвуют в экономических  операциях. Если бы не было денег, люди должны были бы совершать бартерные  сделки для того, чтобы получить необходимые им товары и услуги.

Деньги являются неотъемлемым атрибутом современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производств, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.

В настоящее время деньгами являются бумаги и монеты (денежные знаки), выпускаемые  Центральным банком любого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве денежные знаки в  отличии от денежных товаров и  драгоценных металлов не имеют. Ценность им придает только авторитет выпускающего их государства. Согласно закону, который действует в каждой стране, денежные знаки обязательны для приема на ее территории в качестве платы за товары и услуги.

Таким образом, по итогам ноября 2007 года объём золотовалютных резервов РФ увеличился на 16,6 млрд. долларов и по состоянию на 1 декабря достиг отметки 463,5 млрд. долларов. Прирост резервов за период с начала года оценивается в 159,8 млрд. долларов.

Информация о работе Сущность и функции денег. Статистический анализ денежной массы