Сущность и инструменты монетарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства;
2. Определить, какую роль в ней играет банковская система;
3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику;
4. Рассмотреть основные мероприятия и прогноз монетарной сферы в современной России на 2009-2011 гг.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежуточных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.

Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы видим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Императив монетаризма – денежно-кредитная конституция. Это понятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструменты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетаристы признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического роста в течение относительно длительного периода времени. Поэтому концепция кейнсианцев, направленная на осуществление активной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоянно действующих источника нестабильности – недостаточная гибкость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».

В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существует. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих стихийные и сознательно осуществляемые экономические формы. 

Любые меры экономической политики, в том числе в денежно-кредитной области наталкиваются на некоторые объективные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (временные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

Здесь фактор времени следует рассматривать как объективное расхождение между моментом какого-либо экономического действия и моментом принятия соответствующих мер экономической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центробанк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на изменение экономической ситуации по прошествии некоторого времени. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг – это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени особенно ярко проявляется в планировании крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реализации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.

На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситуации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адекватности ожиданий – дело непростое. Ожидания формируются их этой объективной ситуации, которая складывается на рынке. Но туда примешиваются последствия мер государственной политики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработке стратегии антиинфляционной политики.

 

1.2.4 Селективные  методы денежно-кредитной политики

Наряду с общими методами регулирования кредитных взглядов центральные банки применяют селективные методы. К ним относятся:

  • Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
  • Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

 

 

2.Проблемы и  особенности монетарной политики  России

2.1 Проблемы и  направления монетарной политики

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [7] ежегодно Банк России разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, в которых определяются основные цели и принципы денежно-кредитной политики в ближайший период времени.

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" [8] отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России.

Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 - 6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк  России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. [8]

Таргетирование  – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей  денежной массы, регулирование фондовых операций путем установления обязательной маржи, нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги. [13]

В процессе таргетирования значительную сложность представляет проблема определения конкретного агрегата денежной массы, способного играть роль целевого ориентира. В практике разных стран использовались разные агрегаты или сразу несколько денежных агрегатов.

В Российской Федерации за проведение денежно-кредитной политики отвечает Центральный банк РФ. Банк России осуществляет денежно-кредитную политику с помощью  инструментов, которые закреплены за ним законодательно: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия от своего имени облигаций.

Перечисленный инструментарий не был «изобретением» Центрального банка РФ и соответствует  используемому в мировой практике. Тактические действия Банка России по реализации денежно-кредитной политики рациональны и последовательны. [13, c.184] Вместе с тем специфика современной российской экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Определенная сегментация и существенной сжатие финансовых рынков в посткризисный период препятствует широкому применению инструментов денежно-кредитной политики и распространению их влияния на экономику. Сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и практически не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими являются в настоящее время нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции.

Применение  Банком России тех или иных инструментов регулирования должно быть подчинено решению главных задач финансовой политики государства – обеспечению устойчивого долговременного экономического роста и значительного повышения уровня жизни населения.

Однако  для успешной реализации стратегии денежно-кредитной политики необходимы определенные условия: сохранение благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей; оздоровление финансового рынка, оптимизация бюджетной политики, обслуживание и погашение внешнего долга; реформирование банковского сектора. Первостепенной задачей являются расширение спроса со стороны всех секторов российской экономики и рост инвестиционной активности предприятий.

Г. Фетисов в своей статье «Монетарная политика: цели, инструменты и правила» [17] рассматривает эффективность монетарной политики в РФ и предлагает комплекс мер стимулирующей монетарной политики. Главной ошибкой Центрального Банка считает сведение целей монетарной политики к борьбе с инфляцией: «Минфин и ЦБ считают основной (главной) целью ДКП, а следовательно, и критерием ее успешности достижение низкой инфляции. С правовой точки зрения их позиция противоречит Закону о ЦБ. Основную его функцию, равно как и первую основную цель, нельзя сводить к подавлению инфляции. С точки зрения экономической теории основанием для гиперболизации цели подавления инфляции служит догма о невозможности быстрого экономического развития при инфляции даже в 5—10%. Она считается главным экономическим злом, а стимулирование экономического роста не признается непосредственной целью ЦБ. Ущерб от инфляции оценивается как неприемлемо большой, а потери национального дохода от замедления экономического роста рассматриваются как необходимая плата за ее подавление. Это серьезная методологическая ошибка. Целью монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: максимальной реализации конституционных прав граждан в сфере экономики, обеспечения нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан (среднего и по группам), обороноспособности страны и макроэкономической стабильности. Даже цели поддержания высоких и устойчивых темпов экономического роста и НТП (в том числе инвестиционной и инновационной деятельности), а также достижения международной конкурентоспособности экономики являются самостоятельными только при ограниченном периоде планирования в связи с долгосрочным характером вышеперечисленных процессов».

Г. Фетисов [18] считает, что максимально широкие возможности совершенствования монетарной политики возникают при использовании системно-структурного подхода к проведению социально-экономической политики. Он отражает особенности развития институциональных, организационных, отраслевых, технологических, региональных и социальных подсистем экономики. При этом соответствующие структурные факторы развития экономики учитываются в наибольшей степени. Такой подход позволяет расширить спектр инструментов монетарной политики и дифференцировать их применение в отношении различных подсистем  [11]. «При проведении монетарной политики нужен системно-структурный подход. Снижение инфляции должно рассматриваться не как предварительное условие экономического подъема и развития высоких технологий, а как результат постоянных усилий всех органов госуправления по стимулированию развития экономики и НТП. Государство должно использовать весь спектр инструментов регулирования, чтобы повысить эффективность экономики, обеспечивая параллельно и снижение «инфляции издержек », и ускорение экономического развития на высокотехнологичной, инновационной основе.»

Комплекс  мер стимулирующей  монетарной политики на основе системно-структурного методологического  подхода

    1. Увеличить капитал  банковской системы, создать систему  налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли;
    2. Установить прогрессивный налог на прибыль с минимальной ставкой в 10%, применяемой при определенном размере прибыли банка и каждого его филиала в других регионах;
    3. Создать систему  региональных преференциальных коэффициентов  для экономических нормативов;
    4. Заместить иностранные  «длинные» пассивы банков и корпораций другими источниками. ЦБ должен предоставлять банкам долгосрочные рефинансовые кредиты под залог требований банков к предприятиям торгуемого сектора за счет собственного капитала. Перечень таких предприятий и лимиты приема их ценных бумаг в залоговые пулы должны устанавливаться правительством;
    5. ЦБ должен выполнять  свою основную роль — кредитора  последней инстанции и обеспечивать рефинансирование избирательно, отдавая  приоритет предприятиям, отобранным по принципу их вклада в экономическое развитие.

В целях совершенствования денежно-кредитной  политики России должна быть существенно  модернизирована система рефинансирования, таким образом, чтобы обеспечить равноправный доступ участников рынка к инструментам Банка России.

В свете мирового финансового кризиса  Россия, также как и большинство стран мира, пересматривает подходы к денежно-кредитному регулированию. Переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов позволит более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В то же время уменьшение присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке даст возможность повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

Выбор курсовой политики также оказывается  весьма непростой задачей. В начале развития кризисных процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы. С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2008 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6% (см. рис. 9). Сдерживание процесса ослабления рубля потребовало от Банка России значительных объемов интервенций на валютном рынке.

Информация о работе Сущность и инструменты монетарной политики