Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 08:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства;
2. Определить, какую роль в ней играет банковская система;
3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику;
4. Рассмотреть основные мероприятия и прогноз монетарной сферы в современной России на 2009-2011 гг.
Эксперты сходятся во мнении, что постепенное ослабление национальной валюты является более затратным с точки зрения расходования международных резервов. На ожиданиях девальвации рубля спрос на иностранную валюту многократно увеличивается. Вместе с тем постепенное ослабление курса валюты позволило банкам создать необходимые валютные резервы и обеспечить устойчивость пассивной части банковской системы.» [5]
2.2 Особенности монетарной политики
Фактически, кредитно-денежная политика как инструмент государственного регулирования сформировалась только в 1992 году. Трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе кредитно-денежной политики России. В начале перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России.
Основной целью денежно-кредитного регулирования стало снижение темпов инфляции (что характерно для экономики переходного типа), а также финансовая стабилизация, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Основным методом осуществления стало таргетирование денежной массы, то есть, на основании зависимости между денежной массой и темпами инфляции, изменение количества денег в обращении. Однако, как показала практика, такая политика оказалась недостаточно эффективной. В условиях переходной экономики ее осуществление осложняется непредсказуемостью спроса на деньги и сложностью контроля за денежной массой.
С 1992 Центральный Банк России пытался проводить жесткую политику сжатия денежной массы в целях подавления инфляции, однако, уже к середине 1995 года стало очевидно, что она малоэффективна. Объясняется это, прежде всего, слабо развитой банковской системой.
В 1995 году был принят ряд законодательных актов, которые предоставили Банку России независимость в осуществлении денежно-кредитной политики. С этого же года Банк России установил два ориентира: предельные темпы роста денежного агрегата М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля по отношению к доллару.
Задача стабилизации валютного курса выходила на первый план в период с июля 1995 года по август 1998 года. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в этот период нельзя не отметить тот факт, что в 1997 году ВВП впервые вырос на 0,4%, общий объем инвестиций превысил показатель прошлого года на 4,7%. Однако политика регулирования валютного курса имеет недостатки. До 1998 года таргетирование обменного курса происходило при дефиците государственного бюджета, с ростом цен на энергоносители на мировом рынке удалось покрыть этот дефицит, но это в свою очередь привело к укреплению реального курса рубля. В результате Банк России оказался перед выбором: сокращать инфляцию для обеспечения стабильности экономического развития или сдерживать рост реального курса рубля в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В этот же период отмечено абсолютное сокращение денежной массы М2 и снижение доходности государственных облигаций. Был взят курс на ограничение темпов инфляции, что, в конце концов, привело к финансовому кризису и обвалу курса рубля.
В ряде работ иностранных исследователей, занимающихся вопросами денежно-кредитной политики России, отмечается проблема несоответствия изменений денежной массы и темпов инфляции. При росте денежной массы сокращается инфляция, а при уменьшении количества денег в обращении усиливаются инфляционные процессы. Эксперты объясняют это следующей особенностью денежно-кредитной системой России. Поскольку в 1990-е гг. иностранная валюта, преимущественно доллар, выполняла функции денег в России, необходимо включать валютные активы, находящиеся вне банковской системы, в определение денежной массы. Политика регулирования обменного курса в разных сочетаниях с изменением денежного предложения может способствовать развитию инфляционных процессов.
Использование политики инфляционного таргетирования эффективна во многих странах и дала положительные результаты и в России. Реальный рост ВВП в период 1999-2006 годов в среднем составляет 7% ежегодно, инфляционные процессы, наоборот, сокращаются.
Проблема, однако, заключается в том, что вследствие сырьевого характера российской экономики динамика рубля в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть значительные колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны мерами бюджетного характера. Это ещё одна отличительная особенность монетарной политики России.
Традиционно в экономической литературе Россию относят к странам, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно данной гипотезе, экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов, в среднем происходит медленнее, чем стран, этими запасами не обладающих. Одним из объяснений этого парадокса является феномен «голландской болезни. Суть его заключается в том, что повышение цен на сырье и увеличение объемов производства в добывающих отраслях приводит к повышению реального валютного курса и снижению темпов роста обрабатывающей промышленности.
К основным симптомам «голландской болезни» традиционно относят: укрепление реального валютного курса, замедление темпов промышленного роста, ускорение темпов роста сферы услуг, повышение заработной платы.
Рассмотрим эти симптомы применительно к российской действительности. Действительно, рост цен на нефть ведет к ревальвации рубля, высокая доля сырьевых товаров в структуре российского экспорта. Кроме того, на основании сравнительного анализа темпов роста российского промышленного импорта с темпами роста внутреннего промышленного производства в период 2002 - 2006 годов. Практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности эксперты отмечают более быстрый рост импорта по сравнению с внутренним производством. В некоторых отраслях объемы импорта превышают объемы производства. Ученые считают эту тенденцию следствием «голландской болезни».
В том случае, если замедление темпов роста обрабатывающей промышленности действительно является следствием завышенного курса рубля, необходимы меры, ограничивающие укрепление российской валюты.
Правительство России приняло к руководству все замечания. Результатом явилось создание Стабилизационного Фонда, специального государственного фонда Российской Федерации, создаваемого и используемого в целях стабилизации экономики. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к ВВП: на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год - 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП. Исходя из предназначения Фонда - служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности.
Применительно к проблеме «голландской болезни» стабилизационный фонд для сглаживания негативного влияния резких колебаний цен на нефть на динамику валютного курса и экономику.
По расчетам экспертов, в 2003 - 2004 гг. российскому правительству удалось снизить эластичность государственных расходов по отношению к ценам на нефть, что стало следствием эффективного управления стабилизационным фондом.
Итак, в 2008 году объем ВВП увеличился на 8,0, увеличились потребительские расходы населения. Вторая половина 2008 года ознаменовалась резким (70%-ным) падением цен на нефть. Это привело к росту потребительских цен и усилению инфляционных процессов. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса. В целях формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Плановые покупки иностранной валюты пополняют запасы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Проведение подобных операций создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.
Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.
В этой ситуации решающее воздействие на восстановление положения на финансовом рынке оказала политика валютного регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного курса. За счет продажи иностранной валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший рост цен на нефть на мировом рынке на фоне успешного управления плавающим валютным курсом способствовали повышению привлекательности вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.
В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.
В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. Краткосрочной целью является минимизация негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.
Безусловно, результаты денежно-кредитной политики за 2009 год положительны. В сложных условиях финансового кризиса Центральный Банк сумел разобраться в ситуации и достаточно умело использовал рычаги регулирования. Об этом свидетельствует сокращение инфляции и роста цен во второй половине 2009 года. Кроме того, наконец, практически был осуществлен переход к политике плавающего валютного курса в рамках валютного регулирования. Увеличилось значение операций на открытом рынке. Были достигнуты ключевые цели денежно-кредитного регулирования прошлых лет.
В ближайшее время денежно-кредитная
Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в целом не предполагается их значительного снижения. Соответственно данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
Банк России совместно с Правительством
Российской Федерации ставит своей целью
снизить инфляцию к 2011 г. до 5—6,8% в соответствии
с основными параметрами разработанных
Правительством Российской Федерации
сценарных условий социально-экономического
В соответствии со сценарными
условиями и основными параметрами прогноза
социально-экономического
В соответствии со сценариями
прогноза Денежная программа „ innn
развития российской экономики на 2009 г.
Ьанка России ^ „
Банк России рассмотрел четыре варианта
условий проведения денежно-кредитной
политики в 2009—2011 гг., три из которых основываются
на прогнозах Правительства Российской
Федерации.
В рамках первого варианта,
который рассмотрен дополнительно к вариантам
прогноза Правительства Российской Федерации,
предполагается снижение в 2009 г. среднегодовой
цены на российскую нефть до 66 долл. США
за баррель. В этих условиях сальдо счета
текущих операций может стать отрицательным.
Реальные располагаемые денежные доходы
населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции
в основной капитал — на 10%, а объем ВВП
— на 5,7%.
В рамках второго варианта в 2009 г. предусматривается развитие
российской экономики в условиях снижения
на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс»
до 90 долл. США за баррель. В этих условиях
положительное сальдо счета текущих операций
платежного баланса может сократиться
более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов
замедлится. По этому варианту в 2009 г. реальные
располагаемые денежные доходы населения
могут увеличиться на 9,9%. Прирост инвестиций
в основной капитал ожидается на уровне
14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти
на 6,4%.
1 Основные направления единой государственной денежно-
Информация о работе Сущность и инструменты монетарной политики