Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 08:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства;
2. Определить, какую роль в ней играет банковская система;
3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику;
4. Рассмотреть основные мероприятия и прогноз монетарной сферы в современной России на 2009-2011 гг.
В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 г. цена нароссийскую нефть снизится до 95 долл. США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2008 г., а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте. По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности — в 2009 г. темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.
Согласно четвертому варианту
прогноза предполагается, что цена на российскую нефть
в 2009 г. составит 115 долл. США за баррель.
В этом случае ожидается положительное
сальдо торгового баланса до 190,1 млрд долл.
США и профицит счета текущих операций
до 104,3 млрд долл. США.
Банк России предполагает в зависимости
от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата
М2 в 2009 г. на 19—28%. В 2010 и 2011 гг. темпы прироста
спроса на деньги продолжат замедление
и могут составить 16—25% в 2010 г. и 14—22% в
2011 г.
Денежная программа на 2009—2011
гг. представлена в четырех вариантах,
которые соответствуют сценарным вариантам
прогноза социально-экономического
Расчеты по денежной программе на 2009—2011 гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.
В зависимости от складывающейся
экономической ситуации Банк России будет
применять инструменты предоставления
или абсорбирования ликвидности, обеспечивая
приоритетное использование рыночных
операций на аукционной основе в сочетании
с инструментами постоянного действия.
В качестве инструмента прямого регулирования
ликвидности по-прежнему будут использоваться
обязательные резервные требования. Банк
России предполагает придерживаться политики
В 2009—2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.
Кроме того, политика Банка России
будет направлена на реализацию совместно
с Минфином России ряда мер по совершенствованию
рынка государственных облигаций, что
будет способствовать повышению эффективности
использования операций Банка России
с государственными ценными бумагами
в целях регулирования денежного
Согласно планам ЦБ РФ в 2008 г.
будут использоваться принципы государственной денежно-
Как и ранее, будут использоваться:
стерилизация избытка денежного предложения;
повышение роли процентных ставок в качестве
инструмента денежной политики;
ориентация на широкий диапазон укрепления реального курса рубля (от 0 до 10%), т.е. сохранение высокой степени свободы действий ЦБ РФ в этой сфере.
Кроме того, планируется ряд
новых подходов:
подготовка и реализация постепенного
перехода к инфляционному таргетированию,
предполагающего, в частности, отказ в
среднесрочной перспективеот режима управляемого
плавающего валютного курса;
активизация операций ЦБ РФ по рефинансированию
банков;
учет новых принципов разделения доходов
на нефтегазовые и не нефтегазовые в рамках
преобразования Стабилизационного фонда
в Резервный фонд и фонд будущих поколений;
формирование денежного
постепенное уменьшение значения повышения
чистых иностранных активов органов денежно-кредитного
В то же время ряд вопросов требует
в будущем более пристального внимания:
проблема эффективной реализации режима
свободного плавающего курса;
необходимость создания антикризисных
стабилизаторов, позволяющих нивелировать
негативные эффекты от притока и оттока
«горячих денег».
Банк России будет проводить работу по
совершенствованию правил осуществления
платежей и переводов денежных средств
путем стандартизации платежных инструментов,
процедур приема, контроля и обработки
информации с учетом международного опыта
и российской банковской практики. Целью
проводимой работы является создание
гибкой, управляемой, безопасной и технологически
унифицированной системы, позволяющей
обеспечивать непрерывность обработки
платежной информации в автоматизированном
режиме на всех этапах перевода денежных средств.
Совершенствование платежной инфраструктуры, предоставляющей операционные, клиринговые и расчетные услуги, будет направлено на создание условий для развития клиринговых и расчетных систем, отвечающих международным стандартам, а также для обеспечения операционной совместимости платежных систем России с внешними, в том числе международными платежными системами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная политика
играет большую роль в политике государства
и в экономической жизни нашей страны.
Она способствует развитию экономики,
стабилизации общественных отношений,
развитию научно-технического прогресса,
наукоёмких производств, снижению социальной
напряженности, стабилизации государства
в целом.
В данной работе были изучены
цели кредитно-денежной политики, методы
и инструменты государственного регулирования
экономики, также выявлены её сильные
и слабые стороны.
Проведённые мной исследования данной
темы позволили сделать следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика является
совокупностью мероприятий денежной политики,
определяющей изменение денежной массы,
и кредитной политики, направленной на
регулирование объема кредитов, уровня
процентных ставок и других показателей
рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается
в регулировании экономики посредством
воздействия на состояние денежного обращения
и кредита, ограничения роста денежной
массы в обращении и ослаблении инфляционных
процессов. В то время как двуединой задачей
денежно-кредитной политики является
поддержание стабильной покупательной
способности национальной валюты по отношению
к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем
рынке (через обеспечение низких темпов
инфляции), так и товарам и услугам, обращающимся
на мировом рынке (через обеспечение стабильного
курса национальной валюты по отношению
к иностранным).
2. Современные
модели денежной политики базируются
и на кейнсианских и на монетаристских
идеях, так как каждая из данных теорий
имеет как ряд положительных, так и ряд
негативных моментов. И одной из основных
задач государства считается нахождение
оптимального сочетания методов регулирования
исходя из двух подходов к сущности денег.
3. Методы денежно-кредитной
политики делятся на две группы: общие
(влияют на рынок ссудного капитала в целом)
и селективные (предназначены для регулирования
конкретных видов кредита или кредитования
отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).
К общим методам относятся учетная (дисконтная)
политика, изменение норм обязательных
резервов и операции на открытом рынке.
Среди селективных методов выделяются
прямое ограничение резервов банковских
кредитов и контроль по отдельным видам
кредитов.
4. С помощью инструментов
центральный банк реализует цели денежно-кредитной
политики: поддержание на определенном
уровне денежной массы (жесткая монетарная
политика) или ставки процента (гибкая
монетарная политика). Выбор вариантов
денежно-кредитной политики зависит от
причин изменения спроса на деньги.
5. Банком России
в основном используются такие инструменты
как операции на открытом рынке, установление
нормы обязательного резерва, учетная
ставка, регулирование валютного курса,
регулярный выпуск облигаций Банка России,
депозитные операции с кредитными организациями.
Но их использование Банком России имеет
свои особенности.
6. Специфика современной
российской экономики накладывает значительные
ограничения на применение ряда инструментов
денежно-кредитной политики. Каждый денежно-кредитный
инструмент имеет свою ограниченную сферу
применения и по существу не может быть
заменен другими инструментами. Реально
действующими в настоящее время являются
нормативы обязательных резервов, рефинансирование,
проведение депозитных операций, валютные
интервенции.
7. Совокупность
государственных мероприятий в области
денежного обращения (они прежде всего
регулируют изменения денежной массы)
и кредита (нацелены на регулирование
объема кредитов, процентных ставок и
других показателей рынка ссудных капиталов)
представляет собой денежно-кредитную
политику. Она направлена либо на стимулирование
кредита и денежной эмиссии (кредитная
экспансия), либо на их сдерживание и ограничение
(кредитная рестрикция).
Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Сущность и инструменты монетарной политики