Сущность и инструменты монетарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства;
2. Определить, какую роль в ней играет банковская система;
3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику;
4. Рассмотреть основные мероприятия и прогноз монетарной сферы в современной России на 2009-2011 гг.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 г. цена нароссийскую нефть снизится до 95 долл. США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2008 г., а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте. По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности — в 2009 г. темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.

Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 г. составит 115 долл. США за баррель. В этом случае ожидается положительное сальдо торгового баланса до 190,1 млрд долл. США и профицит счета текущих операций до 104,3 млрд долл. США. 
Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 в 2009 г. на 19—28%. В 2010 и 2011 гг. темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16—25% в 2010 г. и 14—22% в 2011 г.

Денежная программа на 2009—2011 гг. представлена в четырех вариантах, которые соответствуют сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009—2011 гг., рассматриваемым Банком России. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 г. может составить 14—22%, в 2010 г. —12—20%, в 2011 г. — 9—17%.

Расчеты по денежной программе на 2009—2011 гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия. В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям.

В 2009—2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.

Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения1.

Согласно планам ЦБ РФ в 2008 г. будут использоваться принципы государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы.

Как и ранее, будут использоваться:

стерилизация избытка денежного предложения; 
повышение роли процентных ставок в качестве инструмента денежной политики;

ориентация на широкий диапазон укрепления реального курса рубля (от 0 до 10%), т.е. сохранение высокой степени свободы действий ЦБ РФ в этой сфере.

Кроме того, планируется ряд новых подходов: 
подготовка и реализация постепенного перехода к инфляционному таргетированию, предполагающего, в частности, отказ в среднесрочной перспективеот режима управляемого плавающего валютного курса; 
активизация операций ЦБ РФ по рефинансированию банков; 
учет новых принципов разделения доходов на нефтегазовые и не нефтегазовые в рамках преобразования Стабилизационного фонда в Резервный фонд и фонд будущих поколений;

формирование денежного предложения в условиях перехода к планированию и утверждению федерального бюджета на трехлетний срок; 
постепенное уменьшение значения повышения чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как источника ростаденежного предложения.

В то же время ряд вопросов требует в будущем более пристального внимания: 
проблема эффективной реализации режима свободного плавающего курса; 
необходимость создания антикризисных стабилизаторов, позволяющих нивелировать негативные эффекты от притока и оттока «горячих денег». 
Банк России будет проводить работу по совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств путем стандартизации платежных инструментов, процедур приема, контроля и обработки информации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Целью проводимой работы является создание гибкой, управляемой, безопасной и технологически унифицированной системы, позволяющей обеспечивать непрерывность обработки платежной информации в автоматизированном режиме на всех этапах перевода денежных средств.

Совершенствование платежной инфраструктуры, предоставляющей операционные, клиринговые и расчетные услуги, будет направлено на создание условий для развития клиринговых и расчетных систем, отвечающих международным стандартам, а также для обеспечения операционной совместимости платежных систем России с внешними, в том числе международными платежными системами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом.

В данной работе были изучены цели кредитно-денежной политики, методы и инструменты государственного регулирования экономики, также выявлены её сильные и слабые стороны.  
Проведённые мной исследования данной темы позволили сделать следующие выводы: 
1. Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. В то время как двуединой задачей денежно-кредитной политики является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке (через обеспечение низких темпов инфляции), так и товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке (через обеспечение стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранным). 
2. Современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях, так как каждая из данных теорий имеет как ряд положительных, так и ряд негативных моментов. И одной из основных задач государства считается нахождение оптимального сочетания методов регулирования исходя из двух подходов к сущности денег. 
3. Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, изменение норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов. 
4. С помощью инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. 
5. Банком России в основном используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учетная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями. Но их использование Банком России имеет свои особенности. 
6. Специфика современной российской экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Каждый денежно-кредитный инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими в настоящее время являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции. 
7. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения (они прежде всего регулируют изменения денежной массы) и кредита (нацелены на регулирование объема кредитов, процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. //  
    Мировая экономика и международные отношения. 2007. №3.- С.41-59
  2. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации.// Деньги и кредит. 2007. №5. – С. 13 – 16.
  3. Кредитно-денежная политика. [Электронный документ] // Альманах. 2007. №7. (http://www.arett.ru).
  4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год. [Электронный документ] (http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_86996.html).
  5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Деньги и кредит. 2006. № 11. – С. 3 – 32.
  6. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы.// Деньги и кредит. 2005. №2. – С. 6 – 9.
  7. Фетисов Г.Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики. // Вопросы экономики. 2004. №2
  8. Экономика: Учебник. 3-е изд./ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
  9. Экономическая теория: учебник для ВУЗов/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  10. Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов. 3-е изд. / Под ред. И.П. Николаевой, Г.М. Казиахмедова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. О.Ю.Мамедова – Ростов н/Д., 1998г. – С.271.
  12. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2004.-№20(158).- С.54.
  13. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб пособие / Т.Ю. Матвеева ; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. – 5изд-е., испр.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.- 511с.
  14. Ершов М.. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. 2008. - № 12. – С. 4-26.
  15. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. - № 1. – С. 9-27.
  16. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов (утв. ЦБ РФ)
  17. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики. 2008. - № 11. – С. 4-24.
  18. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты - М.: ЗАО "Издательство Экономика", 2006. - 509 с.
  19. Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.
  20. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики. 2008. - № 11. – С. 4-24.
  21. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты - М.: ЗАО "Издательство Экономика", 2006. - 509 с.
  22. Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и инструменты монетарной политики