Сущность и необходимость ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что содержание регулирующей функции государства и условия выполнения регулирующих программ существенно различаются в зависимости от характера экономических отношений на разных исторических
этапах общественной жизни. Обоснование сущности механизма государственного регулирования экономики, выявление его основных составляющих, установление связей между ними дают возможность определить основные направления действий государства для эффективного регулирования экономики страны.

Файлы: 1 файл

Копия моей курсовой ГРЭ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Порядок функционирования ее можно представить следующим  образом:

Президент и Правительство  Российской Федерации формулируют  основные общенациональные цели  социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; разрабатывается макроструктурная модель социально-экономического развития страны, определяющая сбалансированную систему общеэкономических показателей и показателей динамики и структуры основных секторов экономики, обеспечивающих максимально возможные достижения поставленных общенациональных целей; результаты расчетов макроструктурной модели дезинтегрируются в разрезе субъектов Федерации, а также основных хозяйственных структур, играющих определяющую роль в развитии того или иного сектора экономики; полученные дезинтегрированные показатели доводятся до соответствующих субъектов Федерации и хозяйственных структур в качестве индикаторов, имеющих ориентирующее значение для хозяйствующих субъектов; принимая во внимание полученные индикаторы, субъекты Федерации и хозяйственные структуры разрабатывают собственные программы развития и сообщают их основные характеристики Федеральному центру; в диалоговом режиме с использованием современных информационных технологий осуществляется согласование основных индикаторов между хозяйственными структурами и субъектами Федерации и Федеральным центром; по результатам согласования Федеральный центр формирует социально-экономическую программу страны на среднесрочную перспективу.19

     Принципиальные  отличия и преимущество предлагаемого подхода состоят в следующем: с самого начала усиливается целевая направленность среднесрочных прогнозов и программ; использование макроструктурных моделей обеспечивает внутреннюю сбалансированность основных показателей социально-экономического развития и их оптимальность с точки зрения максимально возможного достижения поставленных общенациональных целей; обеспечивается адресный характер их показателей, ориентирующих хозяйствующие субъекты.

Сегодня имеются достаточные  предпосылки для практической реализации предлагаемого подхода. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук совместно с Институтом экономики РАН разработал макроструктурную модель развития экономики России на период до 2015 года. Эта работа позволила выявить наиболее актуальные проблемы, на решение которых должна быть направлена интерактивная система целевого экономического прогнозирования.

Система интерактивного целевого прогнозирования будет  способствовать ускорению спроса реального  сектора экономики и расширению ресурсов конечного потребления. Это материальная предпосылка качественного повышения уровня жизни населения. Она необходима, но далеко не достаточна. Решению проблемы бедности большей части населения препятствует, прежде всего, чрезмерная дифференциация уровня доходов. Преодоление такой дифференциации не обеспечивается интерактивной системой целевого прогнозирования. По нашему мнению, кардинальный подход к данной проблеме должен состоять, с одной стороны, в повышении минимальной заработной платы и пенсии до уровня реального прожиточного минимума. С другой стороны, представляется необходимым введение федерального налога на сверхвысокие доходы физических лиц.20

     Таким образом,  интерактивная система целевого  экономического прогнозирования сама по себе не решает многих острых социально-экономических проблем. Однако она может сдвинуть с места тяжелый воз этих проблем в России.

 

Административные и  экономические методы ГРЭ

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия  охватывают регулирование использования

государственной собственности  и государственных ресурсов. Объектами  прямого

воздействия являются прежде всего казенные предприятия, государственные

учреждения, другие организации, финансируемые из государственного бюджета,

ресурсы бюджета, научно-исследовательские  работы в государственных научно-

исследовательских центрах.

К методам прямого воздействия  относятся: контроль за финансовыми  операциями государственных предприятий, их структурой; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Под прямым контролем находятся государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранения. Эти методы включают различные государственные закупки и социальные выплаты.

Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. Они основываются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, разрешения, принуждения. Например, принятие законодательных актов; государственный заказ; государственные инвестиции; кредиты; субсидии; лицензирование, определение параметров экологической безопасности, охраны окружающей среды.

Приведем примеры по запретам, разрешениям и принуждениям.

Правительство одного государства  разрешило использовать бывшую военно-морскую  базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом новую сферу приложения капитала. В результате в районе  порта выросла хозяйственная активность.

К мерам принуждения  можно отнести то, что государственные  органы всех развитых стран  обязывают  промышленные предприятия организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения.

Административные методы регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.

Наряду с административными  методами следует отметить еще один неэкономический метод регулирования – правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей государственной экономической политики является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.21

Методы косвенного воздействия  влияют на интересы хозяйствующих     субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы.

К объектам косвенного регулирования  относятся физические и юридические  лица и их ресурсы, не включенные в  перечень объектов прямого воздействия: частные предприятия, предприятия со смешанной формой собственности, у которых контрольный пакет акций находится в руках негосударственных объектов. Косвенные методы регулирования реализуются экономическими методами.

Экономические методы государственного регулирования включают методы прямого и косвенного регулирования. К прямым методам относятся: целевое финансирование государства; государственные закупки; функционирование государственного сектора экономики.

К косвенным методам  относятся: кредитно-денежные методы; бюджетно-налоговые методы; укоренная амортизация; внешнеэкономические методы.

Кредитно-денежная система  представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.22

В современной кредитной  системе выделяются три основных звена: Центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты. Главенствующее положение  в кредитно-денежной системе занимает Центральный банк.

Коммерческие банки  представляют собой главные “нервные” центры кредитно-денежной системы. В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам ряд разнообразных  банковских услуг, таких как прием депозитов, выдача кредитов, предоставление финансовых гарантий, операции по управлению ценными бумагами и прочие.

Специализированные кредитно-финансовые институты – это пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ссудо-сберегательные ассоциации.

Основные средства денежно-кредитной  политики - это:

а) регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

б) установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые  финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном  банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.23

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Налоги

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами.24

В учебнике Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. -  «налоги –это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц». 

Налоги занимают центральное  место в комплексе экономических  методов.

Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.

С помощью налогов  государства добиваются также перераспределения ресурсов. Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Посредством налогов, государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция  – основная, характерная для всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Экономическая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.25 

Следует также отметить, что указанное разграничение  функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой.

Налогообложение может  быть прогрессивным, пропорциональным или регрессивным, в зависимости  от того, какую долю дохода уплачивает налогоплательщик в связи с изменением своего дохода.

Прогрессивный налог  означает, что ставки растут по мере роста дохода. Тот, кто получает большой  доход, уплачивает не только большую  сумму налога в абсолютном выражении, но и большую часть своего дохода.

Регрессивный налог  означает, что у налогоплательщиков налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов. Регрессивные налоги чаще всего представлены косвенными налогами.

Пропорциональный налог  означает, что налоговая ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. В России с 1 января 2001 года введена 13% ставка налога на доходы физических лиц, следовательно, подоходный налог в России является пропорциональным.26

Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.

Информация о работе Сущность и необходимость ГРЭ