Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что содержание регулирующей функции государства и условия выполнения регулирующих программ существенно различаются в зависимости от характера экономических отношений на разных исторических
этапах общественной жизни. Обоснование сущности механизма государственного регулирования экономики, выявление его основных составляющих, установление связей между ними дают возможность определить основные направления действий государства для эффективного регулирования экономики страны.
Второй блок включает денежно-финансовые
объекты: денежно-финансовое обращение;
условия сохранения и накопления
капитала; налоги и налогообложение;
государственный внешний и
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы: занятость, безработица, миграционные процессы; социальная защита и социальное обеспечение; образование, в т.ч. для государственной службы; здравоохранение; охрана окружающей среды.10
Принято выделить несколько
субъектов государственной
Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам.11 Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Невозможно предположить, что государство будет в одинаковой мере учитывать интересы отдельных физических лиц и крупных финансово-промышленных групп. В российском обществе это проявляется, с одной стороны, в слабом учете интересов мелких предпринимателей, а с другой, – в явно повышенном внимании правительственных подразделений к крупнейшим компаниям топливно-энергетического и сырьевого комплексов, например, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", от которых во многом зависит наполняемость российского бюджета.
Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах.
Выразители хозяйственных
интересов – это объединения
носителей экономических
Большие институциональные
преобразования в послевоенный период
подняли роль других ассоциированных
носителей экономических
Для функционирования национального хозяйства необходимо иметь структуру органов власти и управления, отвечающую интересам, как всего общества, так и отдельных его субъектов. Исполнители хозяйственных интересов – это исполнительные органы, образованные по подчиненности и, включающие органы власти, такие как администрации городов, регионов, центральный банк.
Государственную власть
в Российской Федерации осуществляют:
Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
К государственному аппарату,
регулирующему экономическое
Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.
Регулирование занятости – это
поддержание нормального
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей огромную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является
объективным показателем
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты
ГРЭ, например они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных
исследований и внедрении их результатов.
Пожалуй, одним из важнейших
объектов регулирования
Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты государственного регулирования
экономики различают в
Таким образом, в государственном
регулировании экономики
К объектам государственного регулирования экономики относятся: экономический цикл, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, окружающая среда, внешнеэкономические связи.13
Субъектами экономической
2 Цели и методы (инструменты) ГРЭ.
2.1 Основные этапы и цели ГРЭ.
В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов:
1. создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях;
2. несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены;
3. эксперименты с
использованием денежно-
4. переход в ряде стран к
отраслевому и региональному среднесрочному
программированию; попытки повысить действенность
ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости
инструментов регулирования, определения
их эффективности;
5. осуществление во все
большем числе развитых стран
общегосударственного
6. меры по согласованию
общегосударственных
Цели ГРЭ. В самой общей форме можно сказать, что генеральной целью ГРЭ всегда является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. Но это слишком общее определение. Его нужно конкретизировать применительно ко взаимоотношениями государства и рынка. В этом плане можно выделить три главных момента:
1.Создание правового поля для
функционирования рыночной
Государство — институт, устанавливающий правила поведения рыночных субъектов. Это подразумевает, в частности, разработку социально-экономических нормативов, параметров производства и обмена, которые определяются не только собственно экономикой, но и социальными, экологическими, гуманитарными
ограничителями. Государство должно не только разрабатывать эти правила
поведения, но и стоять на страже их выполнения субъектами рынка.
2. Поддержание конкурентных
начал в экономических
(вплоть до устранения в
(например, монополий). Эти ограничения должны проводиться независимо от
форм собственности и
государственные, естественные или экономические).
3. Решение основных задач
не решаются или решаются недостаточно эффективно, частично, со сбоями.
Речь идет о стимулировании научно-технического прогресса, о промышленной и структурной политике, об инвестиционной политике, об обеспечении стратегических прорывов в области науки, техники и технологии, решении социальных проблем и т.д. Другими словами, государство должно обеспечить сохранность рыночного механизма, эффективность его функционирования и его социальную направленность.
2.2 Ключевые подходы к
За последние годы
российская экономика
Крупные и уникальные месторождения содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. По суммарному объему разведанных запасов никеля, платиноидов и платины, алмазов и ряда других полезных ископаемых Россия занимает первое – третье место в мире.17 Это все так. Но анализ показывает, что нынешний рост происходит в основном благодаря ряду факторов, благоприятно сложившихся для российской экономики в последние годы. К их числу относятся высокие цены мирового рынка на нефть, другие топливные и сырьевые ресурсы. Нетрудно видеть, что все это факторы недолговременного характера и будут исчерпаны в ближайшие годы. Следует также учитывать, что происходящий рост экономики имеет стихийный, неуправляемый характер и не позволит пока решить ни одну из острых проблем развития, стоящих перед страной. Практически во всех отраслях сохраняется высокий физический и моральный износ основных фондов, препятствующий инновационному развитию и повышению конкурентоспособности большинства производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных проблем.
Таким образом, если Россия в самое ближайшее время не найдет новых эффективных методов обеспечения целенаправленного высокотехнологического развития своей экономики, ее ждет опять экономический обвал, причем достаточно ощутимый, чтобы понять всю бесперспективность существующей экономической системы.
Каковы
могут быть новые подходы к
обеспечению целенаправленного
развития российской экономики?