Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что содержание регулирующей функции государства и условия выполнения регулирующих программ существенно различаются в зависимости от характера экономических отношений на разных исторических
этапах общественной жизни. Обоснование сущности механизма государственного регулирования экономики, выявление его основных составляющих, установление связей между ними дают возможность определить основные направления действий государства для эффективного регулирования экономики страны.
долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен.
Монетаристы отводят при этом важную роль Центральному банку в
поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.
Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:
1) монетаристы считают,
что изменение денежного
денежной массы, непосредственно воздействует на совокупный спрос и затем— на объем производства в стране;
2) кейнсианцы в своем
механизме проведения денежно-
особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в
воздействии на объем производства в стране.
Неолиберальная концепция.
Данная концепция основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Представители этой концепции: В.Рёпке, Л. Эрхард, Ф. Хайек, Ж. Рюэфф, М. Алле. Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного торожа» и «спортивного судьи». Представители этой концепции доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.
Неоклассическая концепция. Данная теория объединяет представителей нескольких школ. Неоклассическое направление получило отражение в работах английских, австрийских, американских экономистов. Наиболее полное отражение оно получило в работах английского экономиста А. Маршалла (Кембриджская школа).
Неоклассики сформулировали
закономерности хозяйствования в условиях
свободной конкуренции и
Ключевая идея – взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие на рынке. А. Маршалл разработал концепцию равновесной цены, основанной как на теории производственных издержек, так и на положениях австрийской школы предельной полезности. Из неоклассической теории следовало, что в условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Поэтому всякое регулирование цен государством вызывает нарушение равновесия.
Таким образом, неоклассическая
теория провозглашает принцип
Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или
иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной
экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший
приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции.
Заключение
В ходе исследования данной темы можно сделать следующие выводы:
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
ГРЭ является реакцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Поэтому уровень развития и формы ГРЭ в разных странах различные.
Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. Между субъектами, с одной стороны, целями и средствами ГРЭ, с другой стороны, существуют многообразные прямые и обратные связи.
Основные объекты ГРЭ – экономический цикл, хозяйственная структура, условия накопления, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда и внешнеэкономические связи.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические; последние, в свою очередь, - на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Наиболее широко используемые и эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем, налоговые скидки, льготы на реализации скрытых резервов.
В своем развитии ГРЭ прошло ряд этапов: от создания общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала путем разработки законодательных норм до осуществления мер по межгосударственному согласованию среднесрочных экономических программ и участию в составлении и выполнении международных целевых программ.
Важнейшие относительные границы эффективности ГРЭ:
- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;
- социальные границы налогообложения;
- границы прироста ВВП.
Пределы эффективности государственного регулирования при помощи государственного бюджета зависят от того, насколько резко потребности в финансировании государственных регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются. Границы экономического программирования также зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу прибыль в качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными программами.
Несмотря на существующие границы эффективности ГРЭ, оно продолжает развиваться и позволяет разрешать и смягчать многие серьезные проблемы, возникающие в рыночной экономике.
Для того чтобы выработать правильную экономическую политику, отвечающую интересам общества, необходимо четкое соответствие между поставленными целями и инструментами, имеющимися в наличии для их достижения. При этом важно правильно определить очередность намеченных целей.
1 Кириченко В. Уточнение ориентиров экономических реформ // Экономист. – 2000. - №7.
2 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с 468.
3 Ф. Клоцвог. Ключевые подходы к регулированию экономики. // Экономист. – 2006. - №11.
4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года. – М.: УИС «Россия», 2000.
5 Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2007. – с.10.
6 Бабашкина А,. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2007. – с.11.
7 Бабашкина А,. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2007. – с.16-17.
8 С. Рогов. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России // Российский экономический журнал. – 2005. - №7-ₒ. – с.33.
9 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с 476.
10 Мищенко В. В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Учебное пособие. М: ИНФРА – М, 2003.
11 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с 469.
12 Курс экономической теории: учебник –издание 6-е исправленное, дополненное и переработанное, под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. - Киров: «АСА», 2009. – с.393.
13 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с 476.
14 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с469.
15 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с.494-495.
16 Ф.Клоцвог. Ключевые подходы к регулированию экономики // Экономист. – 2006. - №11. – с.17.
17 А. Л. Бобров, К. В. Папенов. Роль государства в достижении устойчивого развития // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. – 2005. - № 1.
18 А. Ревенков. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. – 2001. - №ₒ. – с 17.
19 Ф. Клоцвог. Ключевые подходы к регулированию экономики // Экономист. – 2006. - № 11. – с.18.
20 Ф. Клоцвог. Ключевые подходы к регулированию экономики // Экономист. – 2006. - № 11. – с.18-21.
21 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с481.
22 Курс экономической теории: учебник –издание 6-е исправленное, дополненное и переработанное, под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. - Киров: «АСА», 2009. – с. 474.
23 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с.482.
24 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с. 508
25 Экономическая теория ( политэкономия): Учебник/ Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА- М, 1999. – с.458.
26 Курс экономической теории: учебник –издание 6-е исправленное, дополненное и переработанное, под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. - Киров: «АСА», 2009. – с.550-551.
27 Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001 г.
28 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 . с. 483.
29 Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №10-12
30 Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист.- 1998.- №1
31 Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 1997. с. 186