- Преодоление технологической отсталости.
- Значительное повышение инвестиционной привлекательности страны.
- Переход на путь инновационной экономики возможен в России прежде всего при опоре на средние и малые предприятия.
- Оказать поддержку военно-промышленному комплексу, превращая его в один из важных рычагов инновационного развития, так как еще в советский период ВПК вобрал в себя наибольшую часть научно-технического потенциала страны.
- Резко увеличить роль государства в качестве стимулятора научно-технического прогресса. Методы и меры такого стимулирования должны на данном этапе составить основную часть функции государства как регулятора экономики.
- Поддержка производителей, приобретающих новые технологии. Только чуть более восьми процентов из них заинтересованы в закупке лицензий и патентов. Но именно это нужно поощрять в первую очередь.
- Борьба с администрированием, бюрократизацией и, как следствие, с коррупционными проявлениями, которые являются "главным тормозом" развития экономики. Для этого федеральным и региональным органам власти, а также органам местного самоуправления провести полную ревизию всех имеющихся в их распоряжении полномочий с точки зрения того, насколько эти полномочия мешают развитию российской экономики. Речь идет об огромном пласте нормативного регулирования, в котором, должны участвовать все органы власти, начиная с федерального уровня, до регионального и муниципального.
- Поддержка предпринимательства и повышение качества государственных и муниципальных услуг, а также совершенствование законодательной базы в этой сфере. (7)
Среди всех возможных рациональных
направлений модернизации экономики
по пути инновационного развития следует
выделить:
- Эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России;
Россия всегда являлась мировым
лидером по природно-ресурсному потенциалу.
В настоящее время ее доля только
в мировых запасах нефти составляет
12-13%, газа – 32%, железной руды – 26%, угля
-11%, свинца – 10%, цинка – 15%, калийных
солей – 31%, кобальта – 21%. Россия занимает
первые-третьи места в мире по разведанным
запасам золота, серебра, платиноидов,
алмазов, никеля и ряда других полезных
ископаемых. Она также является мировым
лидером по общим земельным площадям,
запасам древесины, приливной энергии
морей, запасам водных ресурсов и пресной
воды, по площадям обрабатываемых земель.
Необычайно высокий уровень обеспеченности
природными ресурсами позволяет стране
развивать свою экономику на основе собственной
сырьевой базы. Ее природно-ресурсный
потенциал впечатляет тем, что является
наиболее обширным по сравнению с другими
регионами современного мира. В этом –
одна из главных особенностей современной
России и важнейшая предпосылка для успешной
ее модернизации. Однако природные ресурсы
России труднодоступны. Полезные ископаемые
в стране расположены преимущественно
в труднодоступных и сложных климатических
зонах, что делает их добычу и транспортировку
существенно затратной. К примеру, себестоимость
добычи одного барреля российской нефти
по некоторым оценкам в среднем в три раза
выше, чем себестоимость добычи одного
барреля нефти в странах Ближнего Востока.
В то же время на мировых рынках вся нефть
продается преимущественно по единым
мировым ценам, отражающих ее потребительскую
стоимость, но никак не учитывающих затратность
и рентабельность соответствующего производства.
В данной связи Россия объективно обречена
на получение существенно более низких
доходов от продажи сырья, добываемого,
повторим, в более труднодоступных регионах,
чем в большинстве других стран. Распродажа
собственных сырьевых ресурсов на мировых
рынках как доминантность не является
для России экономически целесообразной.
Это обстоятельство требует тщательного
изучения с учетом действия прежде всего
закона стоимости как объективного экономического
закона развития товарного производства.
Возрождение внутреннего рынка
- Для России возможно и особо целесообразно воссоздание собственного внутреннего рынка, имеющего свою специфическую, исторически сложившуюся систему производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все это не является эксклюзивностью. Именно таким путем в настоящее время осуществляется модернизация в Евросоюзе, в рамках экономических объединений НАФТА, АСИАН. Россия также имеет реальные возможности развивать и углублять свой собственный внутренний рынок, который в отличие от других регионов мира, может быть максимально самодостаточным. В настоящее время Россия импортирует почти все, что необходимо ей для жизнеобеспечения населения. Импорт в страну только за 2010 год увеличился почти на 36%. Удивительным является то, что подавляющая номенклатура импортируемых товаров может успешно производиться внутри самой страны. Прежде всего это относится к сельскохозяйственной продукции и продуктам питания. Страна в состоянии самостоятельно радикальным образом сократить импорт за счет восстановления собственных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, в свое время необоснованно разрушенных. Воссоздание собственного рынка, во всех отношениях является делом перспективным, обоснованным и целесообразным. Более того, все это можно рассматривать как укрепление экономических основ общерусской цивилизации, создание предпосылок для более эффективного решения проблем материального производства не только на внутреннем, но и внешних рынках.
Таким образом, современная
Россия располагает достаточными экономическими
предпосылками для проведения системных
экономических преобразований. Эффективность
модернизации страны в существенной
степени зависит от рационального
использования природно-сырьевых ресурсов,
восстановления собственной системы
общественного производства, или
внутреннего рынка, при возрастающей
роли и значении государства в
решении приоритетных экономических
задач. Особую значимость здесь приобретает
и необходимость качественного
использования человеческого капитала.(8)
3.3. Модернизация социальной
сферы
Основными направлениями
модернизации социальной сферы в России
на современном этапе развития являются
модернизация здравоохранения и образования.
Модернизация
здравоохранения
В настоящее время в
России начата масштабная модернизация
здравоохранения. Охрана здоровья населения,
доступность и качество оказания
медицинской помощи являются сегодня
приоритетными направлениями социально-экономической
политики государства. Состояние российской системы
здравоохранения и направления ее развития
занимают одно из центральных мест в реализации
долгосрочных перспектив развития страны.
Модернизация отрасли, должна быть направлена,
в первую очередь, на повышение качества
услуг в сфере здравоохранения, разработку
механизмов эффективного управления отраслью.
Выполнение задачи по улучшению состояния
здоровья нации, поставленной Президентом
Российской Федерации, требует модернизации
здравоохранения.
Ее целью является предоставление
всем гражданам России независимо от
места жительства и социального
статуса качественной медицинской
помощи, включая самые современные
методы профилактики, диагностики, лечения
и реабилитации, реализация которых
позволит снизить уровни заболеваемости,
инвалидизации, смертности, увеличить
рождаемость и продолжительность
жизни.
Сам термин модернизация означает
усовершенствование, улучшение, обновление
объекта, приведение его в соответствие
с новыми требованиями и нормами,
техническими условиями, показателями
качества.
В соответствии со ст.50 Федерального
закона «Об обязательном медицинском
страховании в РФ» от 29.11.2010 №
326-ФЗ, предусмотренные в бюджете
Федерального фонда средства на финансовое
обеспечение региональных программ модернизации
здравоохранения субъектов Российской
Федерации направляются на следующие
цели:
1) укрепление материально-технической
базы государственных и муниципальных
учреждений здравоохранения, текущий
и капитальный ремонт государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения,
приобретение медицинского оборудования;
2) внедрение современных
информационных систем в здравоохранение
в целях перехода на полисы
обязательного медицинского страхования
единого образца,
3) внедрение стандартов
медицинской помощи, повышение доступности
амбулаторной медицинской помощи,
в том числе предоставляемой
врачами-специалистами. (10)
Модернизация
образования
Главная задача российской
образовательной политики – обеспечение
современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и
государства.
Модернизация образования
– это политическая и общенациональная
задача. Активными субъектами образовательной
политики должны стать все граждане России,
семья и родительская общественность,
федеральные и региональные институты
государственной власти, органы местного
самоуправления, профессионально-педагогическое
сообщество, научные, культурные, коммерческие
и общественные институты.
В содержании модернизации
образования необходимо решить следующие
задачи:
- Устранение характерной как для общего, так и для профессионального образования традиции перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности.
- Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов.
- Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы и всех ступеней профессионального образования знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология и т.п.).
Определяющее значение имеет
равенство доступа к образованию
для различных социальных слоев
и территориальных групп населения.
Актуален переход на систему адресной
дифференцированной поддержки учащихся
и студентов из малообеспеченных семей
и отдаленных территорий. Размер помощи
должен определяться с учетом различий
в экономическом положении регионов.
Для эффективной модернизации
образования необходимо обеспечить
три базовых условия:
- Повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;
- Финансирование информатизации образования, обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;
- Формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе – высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг. (9)
Заключение
Исходя из вышеизложенного, конечная
цель модернизации России состоит в
том, чтобы построить инновационную,
сильную страну, способную успешно
конкурировать в современном
мире, обеспечивающую безопасность и
высокий уровень жизни народа.
Модернизация в связи с этим должна
восприниматься как совокупность трех
взаимозависящих направлений: первого
– подготовки политико-правовых, экономических,
технологических и социальных предпосылок
для инновационного развития; второго
– коренной инновационной модернизации
уже существующих инфраструктур
и материального производства; третьего
– создания принципиально новых
инновационных сфер деятельности.
К числу последних относятся:
- развитие новых форм взаимоотношений людей и окружающей среды;
- создание совокупности новых исходных композитных и иных материалов, используемых взамен традиционных металлов, и соответствующих способов их обработки;
- повсеместный переход к возобновляемым источникам энергии;
- принципиальное совершенствование и системное внедрение во все сферы жизни микроэлектроники и информационных технологий;
- качественное совершенствование биологических условий существования и деятельности личности.
Для достижения конечной цели модернизации
страны необходимо решить ряд задач.
Они заключаются в следующем:
- во-первых, построить эффективное государство – главный инструмент модернизации страны, обеспечивающий соблюдение закона всеми субъектами общественных отношений, защищающий права и свободы человека, своевременно и успешно решающий возникающие проблемы;
- во-вторых, уйти от примитивной сырьевой экономики и сформировать инновационную конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень жизни народа;
- в-третьих, создать условия для развития общества умных, свободных и ответственных людей;
- в-четвертых, обеспечить эффективное образование, здравоохранение и науку, доступное и комфортное жильё, развитую общую и физическую культуру и, как следствие, сформировать высокое качество человеческого потенциала.
Модернизация России возможна лишь
при наличии ряда условий. Первое
– наличие воли руководства страны.
Второе – активное участие в реализации
данной воли ядра властвующей элиты.
Третье – наличие необходимых
знаний и отглаженных управленческих
инструментов для решения поставленных
задач. Наконец, четвертое – поддержка
и готовность большинства российских
граждан принять участие в
их осуществлении. Выпадение какого-нибудь
одного из этих условий сделает достижение
поставленных целей практически
невозможным.
Список литературы
Журналы и газеты
- Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. - 2010. - №1. – С. 20-29.
- Сухарев О. О приоритетах политики модернизации // Экономист. – 2010. - №3. – С.20-24.
- Сухарев О. Промышленность: Кризис и перспективы развития // Экономист. – 2011. - №2. – С. 22-30.
Монографии, учебники, пособия
- Стратегия модернизации российской экономики / Под ред. В.М. Полтеровича С.-Петербург: Алетейя, 2010, -419с.
- Модернизация России как условие её успешного развития в ХХI в. / отв. ред. А.Н. Аринин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 2010.-319с.
- Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн.1-М.: ГУВШЭ, 2002. – 328с.
Электронные ресурсы удаленного
доступа
- Модернизация экономики [Электронный ресурс] / Модернизация России. Основные направления модернизации Российской экономики, 2010. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/2988384/post120615465/
- Модернизация экономики [Электронный ресурс] / Основные принципы экономической модернизации России, 2010. – Режим доступа: http://iisr.ru/read/news/id/111
- Модернизация образования [Электронный ресурс] / Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, 2009. – Режим доступа: