Сущность, структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и общие закономерности его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Из мирового опыта следует, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества в целом, для успешного использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свои преимущества перед другими системами в использовании всех ресурсов для высокоэффективной хозяйственной деятельности человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава1. Содержание, функции и виды рынка………………………………...…5
1.1Содержание рынка……...………………………………………………5
1.2 Функции рынка………..………………………………………………..7
1.3 Виды рынков……………..……………………………………………..8
Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы…………………….11
2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки………..11
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры…………………...12
Глава 3. Механизм функционирования рынка………………………………...18
3.1 Модель свободного рынка……………………………………………18
3.2 Спрос, предложение, цена равновесия………………………………19
Глава 4.Экономическая свобода и роль государства в рыночной экономике.23
4.1 Границы вмешательства государства в экономику…………………23
4.2 Методы государственного регулирования экономики……………..26
Глава 5. Развитие российского рынка………………………………………….28
5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка………………………………………………………………28
5.2 Государственная политика в области рыночных отношений……...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

- планово - регулируемый, т.е. основанный на жёстком планировании.

4. По уровню насыщенности рынки  делятся на:

- равновесный (по объёму и структуре);

- дефицитный;

- избыточный.

5. по субъектам выделяют рынки:

- продавцов (где наблюдается значительное превышение спроса над предложением);

- государственных учреждений (деятельность государственных организаций, федерального правительства, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимых для осуществления их функций по отправлению власти);

- промежуточных продавцов, т.е. посредников (совокупность отношений экономических лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя);

- покупателей (предложение должно превышать спрос) « экономическая теория»/ под ред. В.И. Видяпина и др., М., 1999 .

6. По степени зрелости:

- неразвитый;

- развитый;

- формирующийся.

7. По соответствию действующему  законодательству:

- легальный;

- нелегальный (чёрный или серый).

8. По организации рыночного обмена:

- оптовый;

- розничный;

- экспортный;

- импортный.

9. С учётом ассортимента товаров:

- «замкнутый рынок», где товары только одного производителя;

- насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

- рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей

- смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собою.

Таким образом, в этой главе я  раскрыла сущность рынка через его  функции и классификацию, показала разнообразие видов и характеристик  рыночных структур.

 

Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы

В этой главе я рассмотрю важный элемент эффективного функционирования рынка - инфраструктуру, её основные функции, характеристики, уровни и элементы.

2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки

Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной  инфраструктурой. Современное определение звучит так, инфраструктура - совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории.  

В зависимости от уровня анализа  инфраструктуру можно рассматривать  на трёх уровнях: микро, медиум, макроуровнях. В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют 3 её типа:

- опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;

- одновременный или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;

- запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстаёт от потребностей экономики.

Специфические признаки:

- инфраструктура, это сектор экономики общего назначения;

- её присущ характер коллективного потребления;

- объекты инфраструктуры капиталоёмкие, т.е. они требуют крупных первоначальных инвестиций;

- отрасли инфраструктуры, это долго окупаемые отрасли.

Выделяют следующие функции  инфраструктуры:

1) Облегчение участникам рыночных  отношений реализацию их интересов;

2) Повышение оперативного и эффективного  действия рыночных отношений;

3) Организация оформленных рыночных  отношений;

4) Совершенствование, корректировка  формально-юридического и экономического  государственного контроля и  общественного регулирования деловой  практики.

Теперь рассмотрим основные элементы рыночной инфраструктуры.

2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры. 

Кредитная система государства - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности. Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности т. н. небанковских банков. Эти учреждения, представленные инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией формально не являясь банками, но выполняющие многие банковские операции и конкурирующие с банками.

Вся совокупность банков в национальной экономике образуют банковскую систему  страны, и имеет два уровня. Первый уровень банковской системы образует центральный банк, за ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию  национальных денежных знаков и ряд  особых функций в области денежно-кредитной  политики. Второй уровень банковской системы занимают коммерческие банки.

Практика налогообложения в  большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что  существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование. Остановимся подробнее  на анализе основных видов налогов.

1) Подоходный налог. Практика подоходного налогообложения различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т.п.

2) Второй по значимости вид налога - это налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию и т.п. Ставки НДС не превышают 20-30%. НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов.

НДС - показательный пример того, как  может осуществляться перераспределение  налогового бремени: субъект налога, и носитель налога не совпадают. Еще  одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог - при  вывозе товаров за границу его  величина должна компенсироваться покупателю.

3) Акцизы, они включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на замещающие товары и «ухода» от уплаты этих налогов.

Разработчики налоговой системы  в России пошли по пути введения большого количества разнообразных  налогов.

Биржи

1) Биржа валютная - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, совершающие сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов. Валютные биржи традиционно не имеют самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах товарных, либо при биржах фондовых. В настоящее время в развитых странах преобладает прямая межбанковская торговля валютой, в связи с чем значение валютной биржи в общем объеме международной торговли валютой относительно невелико. На биржах валютных традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта. На бирже оперируют только члены биржи - банки. Они обязаны иметь лицензию на проведение валютных операций, устойчивое финансовое положение, быть квалифицированными посредниками своих клиентов. В зависимости от изменения валютного курса банки могут либо предлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банка с клиентами.

2) Товарная биржа - центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждение, в котором осуществляются торговые сделки по купли и продажи товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы.

Товарным биржам принадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей между товаропроизводителями. Различают товарные биржи специализированные и универсальные. За рубежом преобладают  специализированные, где объектом сделки является тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка, биржа цветных металлов и т.д. На товарной бирже по поручению своих  клиентов сделки заключают посредники - брокеры. Товарная биржа может быть государственная или образованная акционерной организацией. Товарная биржа предоставляет продавцам  и покупателем определенную гарантию, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное вознаграждение. Товарные биржи служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе и  предложении на различные товары. Все сделки на товарной бирже учитываются, при этом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя (предлагаемая) и фактическая. Цены на бирже свободные, они могут колебаться, поэтому  они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее характерные цены. По итогам торгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно - биржевые ведомости. Товарные биржи в разных городах связанны единой информационной системой. На товарной бирже наряду с реализацией наличного товара заключаются и фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведен в будущем.

3) Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды:

- частные, (функционирующие на коммерческой основе);

- филантропические;

- общественные;

- государственные.

Биржи труда кроме трудоустройства  безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы. Также они изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий  и территорий. В компетенцию биржи  труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых  людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает и  организация переобучения и трудоустройство  инвалидов. Направление биржи труда  не обязательно для предпринимателей, могущих отказать при приёме на работу. Значимость трудовой биржи огромна: социальная защищенность, информационные системы учета вакантных рабочих  мест, подготовка и переобучения кадров, формирование единой системы социальной помощи не занятым трудоспособных граждан и др.

4) Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая её цель - обеспечение быстрой и эффективной купли-продажи и перепродажи акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложение контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию - чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отраслей в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия и разработки, новые товары и продукты.

Рекламные агентства

К услугам рекламных агентств прибегают  даже фирмы, имеющие сильные собственные  рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии  выполнять рекламные функции  лучше и эффективней, чем штатные  сотрудники фирмы. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может  в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.

Обычно основу рекламного агентства  составляют четыре отдела:

- творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений;

- отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений;

- исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории,

- коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства.

Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный  исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов  одного или нескольких клиентов. Нередко  агентства привлекают к себе новых  клиентов благодаря своей репутации  или своей величине. Однако, как  правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор. Рекламные агентства  получают компенсацию в виде комиссионного  вознаграждения и иногда гонорар.

Информация о работе Сущность, структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и общие закономерности его развития