Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:49, курсовая работа
Из мирового опыта следует, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества в целом, для успешного использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свои преимущества перед другими системами в использовании всех ресурсов для высокоэффективной хозяйственной деятельности человека.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава1. Содержание, функции и виды рынка………………………………...…5
1.1Содержание рынка……...………………………………………………5
1.2 Функции рынка………..………………………………………………..7
1.3 Виды рынков……………..……………………………………………..8
Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы…………………….11
2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки………..11
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры…………………...12
Глава 3. Механизм функционирования рынка………………………………...18
3.1 Модель свободного рынка……………………………………………18
3.2 Спрос, предложение, цена равновесия………………………………19
Глава 4.Экономическая свобода и роль государства в рыночной экономике.23
4.1 Границы вмешательства государства в экономику…………………23
4.2 Методы государственного регулирования экономики……………..26
Глава 5. Развитие российского рынка………………………………………….28
5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка………………………………………………………………28
5.2 Государственная политика в области рыночных отношений……...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
- планово - регулируемый, т.е. основанный на жёстком планировании.
4. По уровню насыщенности рынки делятся на:
- равновесный (по объёму и структуре);
- дефицитный;
- избыточный.
5. по субъектам выделяют рынки:
- продавцов (где наблюдается значительное превышение спроса над предложением);
- государственных учреждений (деятельность государственных организаций, федерального правительства, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимых для осуществления их функций по отправлению власти);
- промежуточных продавцов, т.е. посредников (совокупность отношений экономических лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя);
- покупателей (предложение должно превышать спрос) « экономическая теория»/ под ред. В.И. Видяпина и др., М., 1999 .
6. По степени зрелости:
- неразвитый;
- развитый;
- формирующийся.
7. По соответствию действующему законодательству:
- легальный;
- нелегальный (чёрный или серый).
8. По организации рыночного
- оптовый;
- розничный;
- экспортный;
- импортный.
9. С учётом ассортимента товаров:
- «замкнутый рынок», где товары только одного производителя;
- насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
- рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей
- смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собою.
Таким образом, в этой главе я раскрыла сущность рынка через его функции и классификацию, показала разнообразие видов и характеристик рыночных структур.
Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы
В этой главе я рассмотрю важный элемент эффективного функционирования рынка - инфраструктуру, её основные функции, характеристики, уровни и элементы.
2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки
Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Современное определение звучит так, инфраструктура - совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории.
В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно рассматривать на трёх уровнях: микро, медиум, макроуровнях. В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют 3 её типа:
- опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;
- одновременный или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;
- запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстаёт от потребностей экономики.
Специфические признаки:
- инфраструктура, это сектор экономики общего назначения;
- её присущ характер коллективного потребления;
- объекты инфраструктуры капиталоёмкие, т.е. они требуют крупных первоначальных инвестиций;
- отрасли инфраструктуры, это долго окупаемые отрасли.
Выделяют следующие функции инфраструктуры:
1) Облегчение участникам
2) Повышение оперативного и
3) Организация оформленных
4) Совершенствование,
Теперь рассмотрим основные элементы рыночной инфраструктуры.
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры.
Кредитная система государства - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности. Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности т. н. небанковских банков. Эти учреждения, представленные инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией формально не являясь банками, но выполняющие многие банковские операции и конкурирующие с банками.
Вся совокупность банков в национальной
экономике образуют банковскую систему
страны, и имеет два уровня. Первый
уровень банковской системы образует
центральный банк, за ним законодательно
закрепляются монополия на эмиссию
национальных денежных знаков и ряд
особых функций в области денежно-
Практика налогообложения в большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование. Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов.
1) Подоходный налог. Практика подоходного налогообложения различает: валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т.п.
2) Второй по значимости вид налога - это налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию и т.п. Ставки НДС не превышают 20-30%. НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов.
НДС - показательный пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога, и носитель налога не совпадают. Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог - при вывозе товаров за границу его величина должна компенсироваться покупателю.
3) Акцизы, они включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на замещающие товары и «ухода» от уплаты этих налогов.
Разработчики налоговой
Биржи
1) Биржа валютная - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, совершающие сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов. Валютные биржи традиционно не имеют самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах товарных, либо при биржах фондовых. В настоящее время в развитых странах преобладает прямая межбанковская торговля валютой, в связи с чем значение валютной биржи в общем объеме международной торговли валютой относительно невелико. На биржах валютных традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта. На бирже оперируют только члены биржи - банки. Они обязаны иметь лицензию на проведение валютных операций, устойчивое финансовое положение, быть квалифицированными посредниками своих клиентов. В зависимости от изменения валютного курса банки могут либо предлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банка с клиентами.
2) Товарная биржа - центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждение, в котором осуществляются торговые сделки по купли и продажи товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы.
Товарным биржам принадлежит важная
роль в организации горизонтальных
экономических связей между товаропроизводителями.
Различают товарные биржи специализированные
и универсальные. За рубежом преобладают
специализированные, где объектом сделки
является тот или иной вид одного
товара: биржа нефти, биржа хлопка,
биржа цветных металлов и т.д.
На товарной бирже по поручению своих
клиентов сделки заключают посредники
- брокеры. Товарная биржа может быть
государственная или
3) Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды:
- частные, (функционирующие на коммерческой основе);
- филантропические;
- общественные;
- государственные.
Биржи труда кроме трудоустройства
безработных, обычно оказывают услуги
лицам, желающим переменить место работы.
Также они изучают спрос и
предложение рабочей силы, собирают
и распространяют информацию об уровне
занятости в разрезе профессий
и территорий. В компетенцию биржи
труда входит также профессиональная
ориентация молодежи, направление молодых
людей на курсы для приобретения
профессии. Важное место занимает и
организация переобучения и трудоустройство
инвалидов. Направление биржи труда
не обязательно для
4) Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая её цель - обеспечение быстрой и эффективной купли-продажи и перепродажи акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложение контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию - чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отраслей в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия и разработки, новые товары и продукты.
Рекламные агентства
К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно.
Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела:
- творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений;
- отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений;
- исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории,
- коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства.
Работой над заказами каждого отдельного
клиента руководит