Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:49, курсовая работа
Из мирового опыта следует, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества в целом, для успешного использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свои преимущества перед другими системами в использовании всех ресурсов для высокоэффективной хозяйственной деятельности человека.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава1. Содержание, функции и виды рынка………………………………...…5
1.1Содержание рынка……...………………………………………………5
1.2 Функции рынка………..………………………………………………..7
1.3 Виды рынков……………..……………………………………………..8
Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы…………………….11
2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки………..11
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры…………………...12
Глава 3. Механизм функционирования рынка………………………………...18
3.1 Модель свободного рынка……………………………………………18
3.2 Спрос, предложение, цена равновесия………………………………19
Глава 4.Экономическая свобода и роль государства в рыночной экономике.23
4.1 Границы вмешательства государства в экономику…………………23
4.2 Методы государственного регулирования экономики……………..26
Глава 5. Развитие российского рынка………………………………………….28
5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка………………………………………………………………28
5.2 Государственная политика в области рыночных отношений……...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
- Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и др. нерыночных факторов.
- Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики и контроль за международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные средства, управление платёжными балансами и др.
Таковы рамки вмешательства государства в экономику, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа.
Таким образом, основными направлениями
вмешательства государства в
экономику являются: обеспечение
нормальных условий работы рыночного
механизма; выполнение функций, очерченных
минимально необходимых и максимально
допустимыми границами
4.2 Методы государственного регулирования экономики
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет определённые требования:
1.) Исключаются любые действия
государства, разрывающие
2.) Влиять на рынок можно в
основном экономическими
3.) Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы;
4.) Государство должно
5.) Существует необходимость
В современной экономической
В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Напротив, административные приёмы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят её к нулю. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжёлыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму Ойкен В.:
1. Жёсткий государственный
2. Регулирование внешних
3. Разработка экологических
4. Определение и поддержание
минимально допустимых
5. Защита национальных интересов в системе мирового хозяйства. Например, государственный контроль над импортом капитала.
Одни методы (как, экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.
Рыночная система предъявляет к экономической деятельности государства довольно жёсткие требования. Государство не сумело удержаться в рамках, отведённых ему рынком, что стало причиной возникновения огромной государственной собственности. Как следует из мирового опыта, в этом случае необходимо разгосударствление. Выделяют 4 наиболее зарекомендовавших себя способа:
1. Приватизация собственности.
Совладельцами бывшей
2. Либерализация рынков. Государство
идёт на снижение или отмену
государственных барьеров, препятствующих
доступу новых конкурентов,
3. Оздоровление государственного
сектора. Постепенная
4. Создание смешанных
Таким образом, и мировая, и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Но напрочь отвергать его - значит неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.
Глава 5. Развитие российского рынка
В этой главе я рассмотрю особенности развития рынка России, его особенности, факторы, влияющие на его развитие. Также мною будет проанализирована государственная политика в области стимулирования и расширения российского рынка, и динамика его развития.
5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка
С началом развития рыночных отношений
встал вопрос: как должна развиваться
российская экономика? Некоторые надеялись,
и надеяться до сих пор на стихийный
процесс самоорганизации
- формирование основ современного динамичного хозяйства, опирающегося на развитое гражданское общество и сильное эффективное государство;
- застойная экономическая система, неизбежно связанная с коррумпированной центральной властью и произволом на местах.
Экономические задачи российского
государства: обеспечение экономического
роста на базе рыночного хозяйства
и преобладание частной собственности.
Отношение общества к правам собственности
является одним из индикаторов его
гражданской зрелости. В России это
проблема. Развитие современного хозяйства
опирается на долгосрочные инвестиции,
которые в условиях недостаточной
защищённости прав собственности просто
лишается всякого смысла. Очень важен
сам факт признания государством
своей обязанности, не покушаться на
объекты собственности без
Поэтому споры последних десятилетий хозяйствующих субъектов должны быть предметом внимания государства в первую очередь с точки зрения возможности защиты интересов легитимных собственников. Известно, что современная судебно-исполнительная система подвержена давлению. Также право собственности должно быть не просто зафиксировано юридически, оно должно признаваться легитимным и неоспоримым обществом и государством. В России при наличии первого второе отсутствует либо присутствует в явно недостаточной степени, т. к. значительная часть национального богатства оказалась в руках нынешних собственников совсем недавно, причём не основанных ни на традиции, ни на общественном признании. Всё это угрожает политической и социальной стабильности в обществе. Отсутствие должной легитимности прав собственности на крупнейшие активы в экономике негативно сказывается на качестве управления ими.
В этих условиях государство выступает единственной силой, способной побудить общество принять существующие права собственности как путь и не идеальный, но допустимый в качестве исходной точки для дальнейшего эволюционного развития. В тоже время создание конкурентной среды, наличие независимого суда и нейтрального по отношению к бизнесу государства обязательно приведут к изменению в отношении перехода активов к действительно эффективным собственникам.
Для реализации данных положений необходимы:
принятие законов о легализации
капиталов, налоговой амнистии в
отношении легализованного
За последние годы в России наблюдается
экономический рост без развития.
У российского правительства
формируются экономические
Всё это даёт России шанс в результате реформ занять в мировой экономике более высокое место, нежели роль поставщика нефти, газа и древесного сырья.
Ещё одна особенность развития современного российского рынка заключается в том, что РФ является страной с огромной территорией, этническим и культурным многообразием, глубиной региональных и социальных различий.
Таким образом, Россия в современном виде может существовать лишь при наличии высокоразвитой экономики и гражданского общества, которые только и способны соединить воедино столь разные территории и народы, этому процессу может помочь только сильный, динамично развивающийся рынок с высокой эффективностью производства и легитимным правом собственности.
5.2 Государственная политика в области рыночных отношений
Важнейшие меры необходимые для стимулирования российского рынка:
- Реформирование основных институтов, определяющих условия функционирования экономики, начиная с судебной системы и заканчивая финансовым сектором. Это главное направление включающие изменение базовых институциональных условий экономической деятельности в стране: система гражданского судопроизводства и юридического обеспечения исполнения контрактных обязательств, механизма исполнения судебных решений, системы взаимоотношения бизнеса с административными органами, налоговой системы, статуса и рамок деятельности государственных монополий, субъектов финансового сектора экономики.
Речь идёт не только о создании
новой системы современных
- принятие государственной стратегии экономического развития, определение наборов приоритетов (в том числе в промышленной политике) и разработка системы стимулов их реализаций. Цель данной стратегии концентрация ограниченных хозяйственных ресурсов на определённых направлениях, которые позволяют добиться либо эффекта масштаба, либо экономии издержек. В промышленной политике для производства технически сложной продукции единственное преимущество - дешёвая рабочая сила. Исключением является относительно высокие темпы роста некоторых отраслей после дефолта 1998. - вследствие уникальной ситуации. Российская продукция заняла рыночные ниши, освободившиеся в результате значительного удорожания импорта под влиянием девальвации.