Сущность, структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и общие закономерности его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Из мирового опыта следует, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества в целом, для успешного использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свои преимущества перед другими системами в использовании всех ресурсов для высокоэффективной хозяйственной деятельности человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава1. Содержание, функции и виды рынка………………………………...…5
1.1Содержание рынка……...………………………………………………5
1.2 Функции рынка………..………………………………………………..7
1.3 Виды рынков……………..……………………………………………..8
Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы…………………….11
2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки………..11
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры…………………...12
Глава 3. Механизм функционирования рынка………………………………...18
3.1 Модель свободного рынка……………………………………………18
3.2 Спрос, предложение, цена равновесия………………………………19
Глава 4.Экономическая свобода и роль государства в рыночной экономике.23
4.1 Границы вмешательства государства в экономику…………………23
4.2 Методы государственного регулирования экономики……………..26
Глава 5. Развитие российского рынка………………………………………….28
5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка………………………………………………………………28
5.2 Государственная политика в области рыночных отношений……...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

- Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и др. нерыночных факторов.

- Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики и контроль за международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные средства, управление платёжными балансами и др.

Таковы рамки вмешательства  государства в экономику, если государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, то в  народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, увеличивается  отставание от развитых стран в области  научно-технического прогресса и  уровня жизни народа.

Таким образом, основными направлениями  вмешательства государства в  экономику являются: обеспечение  нормальных условий работы рыночного  механизма; выполнение функций, очерченных минимально необходимых и максимально  допустимыми границами вмешательства  в экономику; разработка и организация  выполнения хозяйственного законодательств, т.е. правовые основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы  и др.

4.2 Методы государственного регулирования экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет определённые требования:

1.) Исключаются любые действия  государства, разрывающие рыночные  связи. Недопустимо директивное  планирование, натуральное распределение  ресурсов, всеобщий административный  контроль за ценами;

2.) Влиять на рынок можно в  основном экономическими методами. Государство, полагаясь лишь на  административные методы, способно  разрушить рыночный механизм;

3.) Экономические регуляторы не  должны ослаблять или заменять  рыночные стимулы;

4.) Государство должно контролировать  приносимые им положительные  и отрицательные эффекты, нести  ответственность за долгосрочные  последствия своих решений;

5.) Существует необходимость учитывать  национальную специфику.

В современной экономической науке  выделяют следующие методы государственного регулирования: экономические и  административные методы, которые взаимосвязаны. Любой экономический регулятор  несёт в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или  иной государственной службой. В  свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое  в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов  хозяйственной системы. Например, прибегая к контролю над ценами, государство  создаёт для производителей особый экономический режим.

В то же время экономические и  административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу  выбора для субъектов, которые сохраняют  за собой право на свободное принятие рыночного решения. Напротив, административные приёмы существенно ограничивают свободу  экономического выбора, а порой сводят её к нулю. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую  свободу, вполне оправданы, если они  используются в тех случаях, когда  максимальная свобода одних субъектов  оборачивается тяжёлыми потерями для  других субъектов и рыночного  хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов  эффективно и не противоречит рыночному механизму Ойкен В.:

1. Жёсткий государственный контроль  монопольных рынков;

2. Регулирование внешних эффектов  и их последствий для окружающей  среды. В этой сфере экономические  регуляторы недостаточны, и необходимо  применение административных мер;

3. Разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически  безопасную жизнь;

4. Определение и поддержание  минимально допустимых параметров  благосостояния населения - гарантированного  минимума заработной платы, пособий  по безработице и т.д.;

5. Защита национальных интересов  в системе мирового хозяйства.  Например, государственный контроль  над импортом капитала.

Одни методы (как, экономические, так  и административные) выполняют в  экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для  гашения негативных эффектов, неизбежно  сопровождающих государственное регулирование  рыночной экономики.

Рыночная система предъявляет  к экономической деятельности государства  довольно жёсткие требования. Государство  не сумело удержаться в рамках, отведённых ему рынком, что стало причиной возникновения огромной государственной  собственности. Как следует из мирового опыта, в этом случае необходимо разгосударствление. Выделяют 4 наиболее зарекомендовавших  себя способа:

1. Приватизация собственности.  Совладельцами бывшей государственной  собственности могут стать коллективы  предприятий, физические лица, акционерные  общества, физические лица, иностранные  фирмы и т.д.;

2. Либерализация рынков. Государство  идёт на снижение или отмену  государственных барьеров, препятствующих  доступу новых конкурентов, поощряет  малый бизнес, ослабляет таможенные  ограничения, облегчающие поступление  импортных товаров, - всё это делает  рынки более свободными;

3. Оздоровление государственного  сектора. Постепенная ликвидация  нерыночной обстановки, в которой  пребывают его предприятия: сокращение  бюджетных поступлений, отмена  налоговых льгот и т.д.;

4. Создание смешанных предприятий,  для стимулирования их возникновения  и расширения сферы деятельности  используют льготное налогообложение,  особый режим кредитования.

Таким образом, и мировая, и отечественная  практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда  не имеет экономического обоснования. Но напрочь отвергать его - значит неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

Глава 5. Развитие российского рынка

В этой главе я рассмотрю особенности  развития рынка России, его особенности, факторы, влияющие на его развитие. Также мною будет проанализирована государственная политика в области  стимулирования и расширения российского  рынка, и динамика его развития.

5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка

С началом развития рыночных отношений  встал вопрос: как должна развиваться  российская экономика? Некоторые надеялись, и надеяться до сих пор на стихийный  процесс самоорганизации активной части населения и перехода ресурсов общества их одних рук в другие до тех пор, пока они не обретут  т.н. эффективного собственника. Результатом  подобного подхода может быть только затягивание нынешнего «переходного периода», и ничем не оправданные  экономические и нравственные потери. В нынешней ситуации есть как минимум два выхода из кризиса «переходного периода»:

- формирование основ современного динамичного хозяйства, опирающегося на развитое гражданское общество и сильное эффективное государство;

- застойная экономическая система, неизбежно связанная с коррумпированной центральной властью и произволом на местах.

Экономические задачи российского  государства: обеспечение экономического роста на базе рыночного хозяйства  и преобладание частной собственности. Отношение общества к правам собственности  является одним из индикаторов его  гражданской зрелости. В России это  проблема. Развитие современного хозяйства  опирается на долгосрочные инвестиции, которые в условиях недостаточной  защищённости прав собственности просто лишается всякого смысла. Очень важен  сам факт признания государством своей обязанности, не покушаться на объекты собственности без наличия  на то принимаемых обществом и  заранее оговорённых оснований. Если государство таких обязанностей за собой не признаёт, то права его  граждан на собственность становятся условными, а деловые стимулы  слабыми и искажёнными. Само понятие  рынка приобретает глубоко извращённый  характер.

Поэтому споры последних десятилетий  хозяйствующих субъектов должны быть предметом внимания государства  в первую очередь с точки зрения возможности защиты интересов легитимных собственников. Известно, что современная  судебно-исполнительная система подвержена давлению. Также право собственности  должно быть не просто зафиксировано  юридически, оно должно признаваться легитимным и неоспоримым обществом  и государством. В России при наличии  первого второе отсутствует либо присутствует в явно недостаточной  степени, т. к. значительная часть национального богатства оказалась в руках нынешних собственников совсем недавно, причём не основанных ни на традиции, ни на общественном признании. Всё это угрожает политической и социальной стабильности в обществе. Отсутствие должной легитимности прав собственности на крупнейшие активы в экономике негативно сказывается на качестве управления ими.

В этих условиях государство выступает  единственной силой, способной побудить общество принять существующие права  собственности как путь и не идеальный, но допустимый в качестве исходной точки для дальнейшего эволюционного развития. В тоже время создание конкурентной среды, наличие независимого суда и нейтрального по отношению к бизнесу государства обязательно приведут к изменению в отношении перехода активов к действительно эффективным собственникам.

Для реализации данных положений необходимы: принятие законов о легализации  капиталов, налоговой амнистии в  отношении легализованного капитала, установление реалистичных сроков давности по уголовным делам, связанным с  хозяйственными нарушениями, т.е. предоставление гарантий от попыток уголовного преследования  за хоз. операции, совершённые в условиях юридической, политической и социальной неопределённости 1990-х годов. Необходимо принятие законов, ограничивающих политические притязания т.н. олигархов

За последние годы в России наблюдается  экономический рост без развития. У российского правительства  формируются экономические иллюзии, вызванные высокими ценами на нефть, газ и др. сырьё. Россия имеет цель построения социально эффективной  экономики характеризующаяся динамичностью  и способностью к саморазвитию, с  привлечением в неё всего общества, эффективностью использования производительных ресурсов общества, реализация интеллектуального  потенциала страны на основе развития науки и образования. Положение  России весьма специфично. С одной  стороны, объективно сегодня Россию можно отнести с станам бедным и со слабой рыночной экономикой. С  другой стороны, при низком уровне жизни  основной массы населения в целом  отсталой экономике созданы серьёзные  заделы для производства более высокого уровня, а также форсированное  подготовка рабочей силы, а значит и более высокий уровень общего и профессионального образования.

Всё это даёт России шанс в результате реформ занять в мировой экономике  более высокое место, нежели роль поставщика нефти, газа и древесного сырья.

Ещё одна особенность развития современного российского рынка заключается  в том, что РФ является страной  с огромной территорией, этническим и культурным многообразием, глубиной региональных и социальных различий.

Таким образом, Россия в современном  виде может существовать лишь при  наличии высокоразвитой экономики  и гражданского общества, которые только и способны соединить воедино столь разные территории и народы, этому процессу может помочь только сильный, динамично развивающийся рынок с высокой эффективностью производства и легитимным правом собственности.

5.2 Государственная политика в области рыночных отношений

Важнейшие меры необходимые для  стимулирования российского рынка:

- Реформирование основных институтов, определяющих условия функционирования экономики, начиная с судебной системы и заканчивая финансовым сектором. Это главное направление включающие изменение базовых институциональных условий экономической деятельности в стране: система гражданского судопроизводства и юридического обеспечения исполнения контрактных обязательств, механизма исполнения судебных решений, системы взаимоотношения бизнеса с административными органами, налоговой системы, статуса и рамок деятельности государственных монополий, субъектов финансового сектора экономики.

Речь идёт не только о создании новой системы современных государственных  и общественных институтов, но и  общей парадигмы экономической  политики в РФ. Суть новой парадигмы  заключается в том, что государство  берёт на себя инициативу создания благоприятных условий для предприятий, а значит, следует рост занятости, доходов, экспорта. А также развитие местного самоуправления, соблюдение свободы СМИ.

- принятие государственной стратегии экономического развития, определение наборов приоритетов (в том числе в промышленной политике) и разработка системы стимулов их реализаций. Цель данной стратегии концентрация ограниченных хозяйственных ресурсов на определённых направлениях, которые позволяют добиться либо эффекта масштаба, либо экономии издержек. В промышленной политике для производства технически сложной продукции единственное преимущество - дешёвая рабочая сила. Исключением является относительно высокие темпы роста некоторых отраслей после дефолта 1998. - вследствие уникальной ситуации. Российская продукция заняла рыночные ниши, освободившиеся в результате значительного удорожания импорта под влиянием девальвации.

Информация о работе Сущность, структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и общие закономерности его развития