Сущность, структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и общие закономерности его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Из мирового опыта следует, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества в целом, для успешного использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свои преимущества перед другими системами в использовании всех ресурсов для высокоэффективной хозяйственной деятельности человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава1. Содержание, функции и виды рынка………………………………...…5
1.1Содержание рынка……...………………………………………………5
1.2 Функции рынка………..………………………………………………..7
1.3 Виды рынков……………..……………………………………………..8
Глава2. Инфраструктура рынка и её основные элементы…………………….11
2.1 Инфраструктура: определение и специфические признаки………..11
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры…………………...12
Глава 3. Механизм функционирования рынка………………………………...18
3.1 Модель свободного рынка……………………………………………18
3.2 Спрос, предложение, цена равновесия………………………………19
Глава 4.Экономическая свобода и роль государства в рыночной экономике.23
4.1 Границы вмешательства государства в экономику…………………23
4.2 Методы государственного регулирования экономики……………..26
Глава 5. Развитие российского рынка………………………………………….28
5.1 Особенности и факторы, влияющие на развитие современного российского рынка………………………………………………………………28
5.2 Государственная политика в области рыночных отношений……...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

На устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции  наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с  растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые  специализируются либо на закупках средств  рекламы, либо на создании рекламных  текстов, либо на производстве рекламных  материалов. Коммерческие управляющие  завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее  требуют от творческого персонала  большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели  открыли собственные внутрифирменные  рекламные агентства, прекратив, таким  образом, долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И, наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли  ответственность за лживую рекламу  наравне с клиентами. Все эти  тенденции, несомненно, вызовут ряд  перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.

Важной частью инфраструктуры рынка  является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Таким образом, рыночной экономике  необходима инфраструктура, а также  развитая система аккумуляций сбережений, ядром которой являются биржи  и банки. Они являются необходимыми основополагающими для эффективного функционирования рынка.

Глава 3. Механизм функционирования рынка

В данной главе я рассмотрю рыночный механизм как механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов  рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов, а тек же модель свободного рынка.

3.1 Модель свободного рынка

Свободный рынок - абстракция, идеальный  образ, но вместе с тем любой реально  функционирующий рынок (его обычно называют конкурентным) несёт в себе элементы свободного рынка. Модель свободного рынка является одним из научных методов изучения реального рынка. Экономическая наука выделяет признаки, которые в совокупности определяют режим свободного рынка:

1) Неограниченное число участников  конкуренции, абсолютно свободный  доступ на рынок и выход  из него. Это означает экономическую  свободу.

2) Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих  ресурсов.

3) Наличие у каждого участника  конкуренции полного объёма рыночной  информации о предложении и  спросе, ценах, нормах прибыли  и др. Без этого невозможно  сделать правильный экономический  выбор.

4) Абсолютная однородность одноимённых  продуктов, что выражается, в частности,  в отсутствии торговых марок  и других индивидуальных характеристик  качества товара.

5) Ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии  оказать влияние на решения,  принимаемые другими участниками.

Нет сомнений, что свободного рынка  в строгом смысле слова никогда  не было и нет. На конкурентном рынке  могут действовать монополистические  образования, возможны искажения рыночных процессов под воздействием инфляции, ошибочной экономической политики государства, просчётов самих предпринимателей.

Но как показывает опыт развитых стран, общая тенденция развития конкурентных рынков заключается в  их последовательном приближении к  новому качеству свободного рынка. Это  рынки, где участвуют крупные  корпорации, существует развитая инфраструктура, применяются эффективные средства государственного регулирования.

Таким образом, модель свободного рынка, рассмотренная мною в этом параграфе, поможет наиболее точно и подробно рассмотреть механизм функционирования рынка.

3.2 Спрос, предложение, цена равновесия

Взаимодействие его основных параметров - спроса, предложения, цены - раскрывает механизм рынка. Это то общее, что  есть в функционировании рынка товаров, капитала, рабочей силы. Рассмотрим рынок товаров, предполагая, что  он не связан с другими рынками.

Пусть на этом рынке существует режим  свободной конкуренции, т.е. на нём  предоставлено множество потребителей-покупателей, нуждающихся в учебниках и  выделивших для этого деньги. Им противостоят продавцы-производители, затратившие на производство и сбыт средства и ресурсы, и заинтересованные в прибыльной продаже книг.

Приходя на рынок, потребители имеют  объём совокупного спроса. На рынке  потребители учебников предлагают за них т. н. цену спроса - предельную максимальную цену, за которую покупатели ещё согласны взять товар. Выше её рыночная цена подняться не может, т. к. у потребителей не хватит денег на покупку.

На изменение спроса влияют неценовые  факторы:

- изменение в денежных доходах населения;

- изменение в структуре населения;

- изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители;

- экономическая политика государства;

- изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др.

Между ценой спроса и количеством  продаваемой продукции существует взаимная связь. Чем меньше количества товара, тем выше потребитель оценивает  его полезность, и тем большую  цену он готов заплатить за товар. Но если цена спроса велика, покупателей  товара находится сравнительно немного, сохраняется небольшой объём  продаж. Если же цена спроса снижается, товар становится более доступным, число потребителей растёт.

Итак, зависимость между ценой  спроса P (price-цена) и количеством  продаваемого товара q (quantity - количество), описывающее рыночное поведение  потребителя, называется кривой цены спроса, или кривой спроса. 

Обратимся к действиям производителей продавцов, которые стремятся продать  товар подороже. В результате образуется цена предложения - предельная минимальная  цена, по которой производители ещё  готовы продать свои товары покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения потому что, тогда  производство, и сбыт стали бы нерентабельными, что несовместимо с экономическим  интересом поставщика.

Предложение, как и спрос, может  меняться под влиянием неценовых  факторов:

- изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов и др.;

- выход на рынок новых фирм, что увеличивает предложение вне зависимости от цен;

- изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли);

- природные катастрофы, политические действия, войны.

Чем меньше цена предложения, тем меньше количество книг поступит в продажу, т. к. у многих изготовителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что делает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объёмы поставок товара на рынок. Поведение продавцов характеризуется кривой цены предложения, или кривой предложения.

Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения  кривых спроса и предложения E, согласно закону рыночного ценообразования, что цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объём производства и продаж, равный оптимальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия. Подчеркнём, что равновесное состояние изолированного рынка является неполным, частичным, т. к. учитываются более сложные условия, возникающие при взаимодействии рынков. Условие частичного равновесия: спрос равен предложению, DE=DE.

Теперь рассмотрим, как действует  механизм рынка в зависимости  от рассматриваемого периода времени.

Краткосрочный период. (Условия производства не меняются) Предположим, что на рынке учебников увеличился совокупный спрос на товар. Повышение спроса нарушит равновесие и приведет в движение механизм рынка. Начнёт повышаться цена, в продажу станут вовлекаться товарные запасы, а также учебники, изготовленные теми, кто раньше не мог их сбыть из-за слишком низкой цены. Таков краткосрочный эффект действия рыночного механизма. На большее он пока не способен, т. к. дальнейшее наращивание производства возможно лишь при увеличении производства, а на это надо время. Итак, в краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к росту цены равновесия.

Долгосрочный период 

Изготовители учебников расценивают  новую, более высокую цену и соответствующее  увеличение доходов как мощный стимул расширения производства и продаж. Также сложившаяся ситуация указывает  всем владельцам денежных ресурсов и  факторов производства, что производство учебников - это выгодное вложение капитала. Узнав об этом, акционеры направляют туда дополнительные денежные средства, после чего меняются условия производства.

Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает ёмкость книжного рынка, то обостряется конкуренция  между предприятиями за поставку добавочного количества товара. Чем  сильнее конкуренция на рынке  товара, тем выше относительный выигрыш  потребителя, т. к. снижаются цены на товар.

Положение на рынке снова меняется. Предложение подтягивается к  спросу, и поскольку удержать повышенную цену невозможно, она начинает снижаться  в направлении новой отметки  равновесия. Условия равновесия становятся иными, а это значит, что спрос  удовлетворён, дефицит ликвидирован, дополнительные книги попали в руки тех, кто в них нуждался. Как  видно, механизм свободного рынка вызвал адекватную реакцию производства и  предложения. Понятно, что в случае уменьшения спроса на книги рыночный механизм сработал бы в обратном направлении. Итак, в долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия.

Таким образом, в этой главе я  рассмотрела механизм функционирования рынка и показала, что в долгосрочном и краткосрочном периодах поведение  рынка различно.

 

Глава 4. Экономическая свобода и роль государства в рыночной экономике

В данной главе я рассмотрю государственное  регулирование в современной  рыночной экономике, обусловленное  необходимостью стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

4.1 Границы вмешательства государства в экономику

Рыночный механизм свободной конкуренции  имеет много достоинств, его возможности  велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной  конкуренции не срабатывает и  требует вмешательства государства. Вмешательство государства необходимо, прежде всего, в случаях Самуэльсон П.А :

- При правильной организации денежного оборота;

- Предоставление государством общественных товаров. Механизм рынка может удовлетворить потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Но существуют такие потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и превратить в спрос. Это услуги коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сеть коммуникации, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику;

- Устранение государством последствий внешних эффектов. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за особых дефектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления, т.н. внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок не реагирует на них. Это делает необходимым вмешательство государства в экономику, которое как бы выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и др. последствий индивидуальных рыночных действий. Государство, выполняя свою функцию, выявляет их в денежной форме, и принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы.

Все эти три функции составляют максимальные границы его вмешательства  в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы  регулирования реального рынка. Неурегулированного рынка вообще не бывает, т. к. даже идеальный свободный рынок нуждается в воздействии государства.

- Так же государство участвует в перераспределении доходов. Рынок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства. Размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом, ни трудом, т.е. неимущие и нетрудоспособные. Им нечего предъявить на рынке факторов производства, они не участвуют в конкуренции, ни получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов не применимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

- Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. В экономике неизбежна безработица, она ставит перед государством немало сложных проблем. Обязанность государства - урегулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие их найти.

- Монополизм и инфляция. Это тоже тяжёлые проблемы рыночной экономики, которые нуждаются в постоянно проводимой государством антимонопольной и антиинфляционной профилактике.

- Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой технологии и техники.

Информация о работе Сущность, структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и общие закономерности его развития