Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:31, курсовая работа
Одной из основных черт рыночной экономики выступает конкуренция, которая распространяется на различные сферы, в том числе и на рынок труда. Следствием конкуренции и ограниченности рабочих мест является безработица, которая представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности на рынке труда по тем или иным причинам.
Введение 5
1 Теоретические основы занятости и безработицы в рыночной экономике 7
1.1 Сущность занятости и безработицы 7
1.2 Виды безработицы 12
1.3 Показатели занятости и безработицы 16
1.4 Социально-экономические последствия безработицы 17
2 Занятость и безработица в РФ: динамика, проблемы и пути решения 19
2.1 Динамика уровня занятости и безработицы за период 2009 – 2011 гг. 20
2.2 Проблемы занятости и безработицы в РФ в 2009 – 2011 гг. 25
2.3 Пути решения проблем занятости и безработицы в РФ 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Кроме различий
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2010 г. составила 38%, среди безработных женщин – 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных.
По данным российского статистического ежегодника численность экономически активного населения в возрасте 15 – 72 лет в феврале 2011 г. составила 75,3 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика численности экономически активного населения 2009 – 2011 гг.
По сравнению с февралем 2010 г. численность занятого населения увеличилась на 1,9 млн.человек, или на 2,8%, численность безработных сократилась на 1,1 млн.человек, или на 16,4%. [6]
Уровень занятости населения в феврале 2011 г. составил 62,8%, уровень безработицы – 7,6%. [6]
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (рисунок 4). В конце февраля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1609 тыс. человек (рисунок 6).
Рисунок 6– Динамика численности безработных 2009 – 2011 гг.
Одна из причин таких отклонений – это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в январе 2011 г. 10,6% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 34% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 66% – пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2011 г. составила 31,8%, среди безработных женщин – 49,3%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и – его используют более половины безработных [6].
Итак, в феврале 2009 г. можем наблюдать самый высокий уровень безработицы, в рассматриваемый нами период, это связано с кризисом 2008 г. К февралю 2011 г. уровень безработицы уменьшился на 1,9 %, что свидетельствует о положительных результатах работы правительства РФ по проблеме безработицы.
Современный российский рынок труда, как и любой другой рынок подвержен воздействию различных факторов.
Объем рынка труда определяется, в первую очередь, демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16 – 60 лет (включительно), у женщин 16 – 55 лет (включительно).
В нашей стране законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин – с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 60 лет. Однако низкая продолжительность жизни и высокая смертность в трудоспособном возрасте препятствуют положительному решению этого вопроса.
Средний возраст безработных в феврале 2011 г составил 35,6 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,9%.
Помимо демографического важным фактором динамики российского рынка труда является уровень экономической активности различных демографических групп трудоспособного населения.
Характерной особенностью российского рынка труда является высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла вследствие того, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. По Трудовому кодексу РФ, который действует с 2009 года, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату за два месяца. Таким образом, работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под вышеупомянутую статью Трудового кодекса Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их в бессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить штат.
Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицы [7].
Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы миграции рабочей силы. Миграция представлена как утечкой высококвалифицированных специалистов из России (в основном в сфере научной области), так и въездом на территорию России рабочих из стран СНГ, Турции и других соседних государств (их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг). Часть притока иностранной рабочей силы носит сезонный характер. Увеличение числа иностранной рабочей силы приводит к росту уровня безработицы.
На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 г. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62% опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33%) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22%), сокращение рабочей недели (14%), вынужденный отпуск (16%). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15%).
Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.
В результате в 2009 г. был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 г. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.
Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-востока и Дальнего востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере [8].
Особенности занятости и безработицы в РФ обусловлены тем, что национальная экономика находится на стадии переходной экономики. Не так давно в России существовала плановая модель экономики, в которой не было понятия безработицы в принципе. Так же особенностью структуры занятости в России является то, что государство устраняется от регулирования рынка труда. Существующая система служб занятости не может осуществить эффективного трудоустройства. В этой ситуации население может рассчитывать только на самостоятельное трудоустройство, без помощи государства.
Регулирующее воздействие на занятость населения оказывают в России два основных субъекта: государство и работодатели.
Работодатели, являющиеся субъектом регулирования занятости, свою функцию в этом плане осуществляют путем создания и предложения рабочих мест на рынке труда. Но для них это носит необязательный характер.
Государство решает стратегические вопросы занятости населения, определяет основные направления социально-экономической политики сокращения безработицы. Для их реализации разрабатывает программы обеспечения занятости населения, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечивает гарантии для безработных граждан.
В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены такие гарантии как: бесплатная профессиональная ориентация; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; выплата пособия по безработице и т. д.
Задача государства в 2011 г. заключалась в формировании цивилизованного рынка труда, спроса и стимулов для переобучения.
Основное внимание было уделено
обновлению основных фондов предприятий
и развитию высокотехнологичных производств,
что позволяет создавать дополнительные
рабочие места и повышать квалификацию
работников.
В 2011 г. акцент смещен в сторону опережающего
профессионального обучения работников,
находящихся под риском увольнения. Прежде
всего, такая мера реализуется на предприятиях,
проводящих модернизацию. Эти программы
носят исключительно адресный характер:
служба занятости направляет на переобучение
лишь в том случае, если есть конкретное
рабочее место для конкретного человека.
Сохраняется и такое направление, как
самозанятость – выделение безработным
субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие
собственного дела. Лишь 2 – 3% людей, открывших
свой бизнес в 2009 – 2010 г., впоследствии
его закрыли [9].
Особое внимание уделено моногородам. Основная задача в 2011 г. заключалась в создании долгосрочных основ для обеспечения занятости в моногородах.
Основные меры поддержки моногородов:
К 2015 г. благодаря развитию инвестиционных проектов в 26 моногородах должно быть создано около 200 тыс. постоянных рабочих мест.
Предусматривается проведение комплекса мер, позволяющих расширение возможности трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, а также родителей детей-инвалидов, многодетных родителей. Прежде всего, это –организация их профессионального обучения и оборудование надомных рабочих мест и рабочих мест с гибкими формами занятости [10].
Баланс трудовых ресурсов планируется формировать с 2012 г. в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.
Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов позволит:
Произведенный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Государственная политика занятости сводится к двум основным направлениям:
– регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости);
– социальной защите пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).
Несмотря на то, что существует множество проектов, предусматривающие борьбу с безработицей, полностью искоренить это явление не удастся. Поэтому задача любого государства сводится к тому, чтобы свести количество безработных к минимуму.
Целью данной курсовой работы было изучить и проанализировать проблемы занятости и безработицы и выявить возможности повышения уровня занятости на рынке труда России.
В результате были рассмотрены следующие вопросы: