Свободные экономические зоны:сущность,типы,цели создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон
1.2 Типы свободных экономических зон
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон
Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния
2.1 Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Собственно, именно комплекс льгот и преференций, которые государство вводит в  ОЭЗ, делают их привлекательными для бизнеса, позволяют создавать высокооплачиваемые рабочие места.

Согласно  ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ  осуществлять предпринимательскую  деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие - лишь 2.

При этом ОЭЗ будут созданы только на земельных участках, которые находятся  в государственной и муниципальной  собственности. Но они не должны включать в себя полностью территорию административно-территориального образования.

ОЭЗ не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований.

Срок существования особых экономических  зон - 20 лет. Продлению он не подлежит.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10млн евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.

В свою очередь, государство гарантирует  инвесторам защиту от неблагоприятных  изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Технико-внедренческая  особая экономическая зона в г. Дубне  создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для  ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г.Дубной как наукоградом Российской Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря 2001г. № 1472. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.

Основными целями технико-внедренческой зоны являются:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;
  • создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;
  • создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

В качестве отдельных  задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки  для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

Особая экономическая  зона промышленно-производственного  типа "Алабуга" размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. километров. Это  территория, ранее предназначавшаяся для строительства Камского тракторного завода.

Территория  Елабужского района и г.Елабуга  по производству промышленной продукции  на душу населения превосходит средний  показатель по Республике Татарстан  на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза.

Основными отраслями  специализации территориальной  экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Территория  ОЭЗ "Алабуга" разделена на определенное число земельных участков, или  модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. К каждому модулю подведены все необходимые коммуникации: автодороги, инженерные сети, электричество, теплосеть, газ, вода, канализация, высокоскоростная линия связи и т.д., и резидент получает точку врезки возле своего земельного участка.

Особая экономическая  зона технико–внедренческого типа, созданная  в г.Санкт – Петербург, занимает территорию общей площадью 200га в Петродворцовом районе (территория "Нойдорф" - пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт –Петербурга.

Зона создается  с целью локализации организаций  и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также  развития сферы услуг в области  высоких технологий.

На территории особой экономической зоны г.Санкт – Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка аналитических приборов и другое.

Особая экономическая  зона Томской области технико-внедренческого типа состоит из двух участков –  Академгородок и Томскнефтехим.

В составе участка  Академгородок предусмотрено и  запроектировано: административно-выставочный комплекс для размещения административно-делового центра управления ОЭЗ, гостиницы, университет подготовки специалистов высшей квалификации, и службы общего назначения по оказанию полного комплекса услуг (консалтинговых, телекоммуникационных, бухгалтерских, юридических, хозяйственных и т.п.) всем предприятиям-резидентам ОЭЗ. Комплекс зданий для размещения резидентов, работающих в областях нанотехнологий и новых материалов, ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов, реализующих прочие проекты.

Реализация  второго участка – Томскнефтехим  – экономически оправдано ", имеется  необходимая инженерно-транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки  воздухоразделения, водоподготовки и  водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции).

Площадка обеспечена необходимыми площадями зданий и  сооружений. В одном из корпусов имеется действующая пилотная установка  полимеризации олефинов. Наличие  опытного научно-технического и технологического персонала позволит организовать и выполнить работы по реализации проекта.

Федеральный закон  № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.

В соответствии с Законом Особая экономическая  зона в Калининградской области  – территория, на которой действует  специальный правовой режим осуществления  хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Создание и  функционирование Свободной экономической зоны закреплено Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", законом Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и законом Магаданской области от 05.07.99г. № 80-ОЗ "Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области".

Получение свидетельства  участника Свободной экономической зоны возможно в соответствии со ст.3 Федерального закона при соблюдении нескольких условий:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории Особой экономической зоны;
  • основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;
  • на территории Магаданской области должны находиться 75 % основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.

Основные направления  деятельности особой экономической  зоны "Зеленоград":

  • Информационно-телекоммуникационные системы;
  • Программно-аппаратные комплексы передачи, обработки и защиты информации;
  • Интеллектуальные системы навигации и управления;
  • Компьютерное моделирование;
  • Производство программного продукта;
  • Радио- и акустоэлектроника;
  • Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии;
  • Биоинформационные технологии;
  • Нанотехнологии и наноматериалы;
  • Биосенсорные технологии;
  • Технологии противодействия терроризму.

В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км.

Особая экономическая зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.

Создание особой экономической  зоны регламентируется следующими основными  условиями:

  • срок действия зоны составляет 20 лет;
  • инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10млн. евро (в течение года с момента заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;
  • создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;
  • предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

Особая экономическая зона в Ставропольском крае расположена на 13 участках общей площадью до 17кв.км.

Целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма.

На территории особой экономической  зоны планируется развивать следующие  виды туризма: рекреационный, экологический; деловой; спортивный; познавательный.

На территории ОЭЗ планируется строительство следующих объектов:

  • Гостиничные комплексы международного класса на 17 тыс. мест размещения;
  • Всероссийский детский оздоровительный центр;
  • Клиника инновационного лечения;
  • SPA-центры;
  • Спортивно-реабилитационный и спортивно-оздоровительный комплекс;
  • Горнолыжный комплекс;
  • Культурно-развлекательные объекты;
  • Прочие объекты сферы услуг.

До 2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 49,0 млрд. руб.

Потребность в бюджетных средствах  до 2016 года – 3,06 млрд. руб.

Потенциальными резидентами  являются следующие компании: "ЮМАКО", "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", "Мегаполис-Финанс", "Тирэль" (Africa Israel Hotel Investments Ltd.), "АльфаГрупп", "БЬЮТИ ТРЕЙД", "Домашний салон",Ассоциация "БИОТЕХ", Центр спортивной подготовки "Олимп" и другие.

Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия было утверждено Постановлением Правительства РФ № 68 от 03.02.07г.

19 октября 2007г.  было подписано дополнительное  соглашение, определяющее границы  пяти участков особой экономической зоны – "Турка", "Пески", "гора Бычья – вершина 1771", "бухта Безымянная", "Гремячинск". В качестве участков первой очереди развития были выбраны "Турка" и "Пески", с выходом на полную мощность которых ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. человек в год (с учетом однодневных туристов), а количество гостиничных номеров – 350.

Отработан список потенциальных резидентов, предполагаемый объем вложений, которых на все  участки ОЭЗ превышает 45 млрд. рублей. Ведется дальнейшая работа по привлечению инвестиций.

Особая экономическая  зона в Иркутской области расположена  на одном участке площадью до 4 кв. км.

Целью проекта ОЭЗ является создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии, на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи поселка Листвянка (Иркутский район).

На территории особой экономической зоны будут  развиваться следующие виды туризма: деловой, спортивный, экологический, лыжный, водный, экскурсионный.

Информация о работе Свободные экономические зоны:сущность,типы,цели создания