Свободные экономические зоны могут
стать хорошим стимулом для притока
инвестиций в российскую экономику,
а так же для увеличения темпов
экономического роста страны, посредством
продуманных законопроектов и целенаправленным
составлением и исполнением планов.
В настоящее время в Российской
Федерации СЭЗ находятся на стадии
становления и насколько они
будут успешными можно только
предполагать.
Заключение
Создание особых экономических
зон - действенное направление развития
экономики отдельных территорий
и регионов, ориентированное, как
правило, на решение конкретных приоритетных
экономических задач, реализацию стратегических
программ и проектов.
Однако в России механизм особых
экономических зон пока находится в стадии
становления и отладки, поэтому имеются
значительные возможности по его развитию
и оптимизации. Можно отметить следующие
основные моменты:
- Созданные в России Особые экономические зоны – капля в море – масштабах российской экономики.
- Текущее жесткое разграничение ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне эффективным. Часто это означает разрыв логических цепочек, а возможность получения двух ОЭЗ различного типа одним регионам пока представляется не очень реальным. Наиболее очевидными
представляются возможности сочетания
промышленной и технико-внедренческой
зон, туристской и портовой, портовой и
промышленной. Мировой опыт подтверждает
эффективности комплексных ОЭЗ.
- Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит
от возможности реализовать следующие
преимущества:
• агломерационная экономия в рамках
самих ОЭЗ;
• позитивные внешние эффекты для
предприятий, находящихся вне особых
экономических зон.
- Появление законодательства об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной
инвестиционной политики на региональном
и муниципальном уровне. Поэтому представляется
целесообразной поддержка идеи создания
не только федеральных, но и региональных
или муниципальных особых экономических
зон, так как на этом уровне можно обеспечить
большинство преимуществ, предусмотренных
механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение
административных барьеров, бюджетные
вложения в инфраструктуру, имиджевая
компонента). Такие решения повысят ответственность
регионов, снизят масштаб проблемы управления
системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов
отпадет жесткая необходимость победы
на федеральном конкурсе для создания
локальных точек роста. Некоторым такая
победа объективно не по силам.
- В существующем законодательстве сделан явный акцент на создание ОЭЗ на
пустой территории. Конечно, это упрощает
задачи госструктур, однако далеко не
всегда бывает эффективно. Это особенно
актуально с учетом имеющихся в России
сложностей с земельными вопросами (сложно
найти крупный целостный участок с государственной
собственностью в привлекательном месте).
В результате, выбранные площадки могут
требовать гигантских затрат в инфраструктуру,
хотя рядом могут находиться значительные
простаивающие мощности.
- При отборе площадок для особых экономических зон следовало бы учитывать
не только финансовые возможности субъектов
Российской Федерации, но и наличие на
их территории сложившихся научно-промышленных
комплексов. Закрепление данного предложения
в практике работы конкурных комиссий
позволило бы создать необходимые условия
для максимальной реализации научного,
человеческого и производственного потенциала
депрессивных регионов страны, стимулировать
приток в них инвестиций.
- В настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных
регионах. Этому препятствует как 50-процентное
ограничение федерального инвестирования
в инфраструктуру, так и текущие критерии
отбора, дающие существенные преимущества
наиболее развитым и благополучным субъектам
федерации.
- В то же время, за рубежом (особенно, в развитых странах) механизм ОЭЗ также выполняет задачу поддержки отстающих регионов. Такой подход позволяет осуществлять догоняющее развитие территорий не только за счет прямой финансовой помощи из центра, но и путем создания вполне рыночных
стимулов.
- Это особенно актуально для России. Многие депрессивные регионы имеют значительный потенциал (человеческий, ресурсный, геополитический и т.д.). Однако для его реализации необходимо создание специальных условий. ОЭЗ – один из лучших механизмов для
этого. Просто при отборе особых экономических
зон необходимо в большей мере сместить
акцент с оценки текущего состояния региона
на анализ самого инвестиционного предложения,
содержащегося в заявке.
- Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений
с резидентами (инвесторами) и их отбор
являются недостаточно прозрачными. Это
особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного
типа, где фактор местоположения и согласование
концепции проекта являются наиболее
существенными. Представляется целесообразным
более четко отрегулировать этот процесс,
включая определение преимущественных
прав инвесторов, заключивших соглашения
о намерениях на стадии подготовки заявки
на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.
- Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений
с резидентами (инвесторами) и их отбор
являются недостаточно прозрачными. Это
особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного
типа, где фактор местоположения и согласование
концепции проекта являются наиболее
существенными. Представляется целесообразным
более четко отрегулировать этот процесс,
включая определение преимущественных
прав инвесторов, заключивших соглашения
о намерениях на стадии подготовки заявки
на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.
- Анализ мировой практики показывает плодотворность
использования такого организационного
механизма как особые экономические зоны.
При этом основная цель его применения
– придание инновационного импульса экономическому
развитию. Формирование таких зон сопровождается
целым рядом дополнительных, а в отдельных
случаях – эксклюзивных мер экономического
и административного характера, обеспечивающих
эффективное функционирование таких образований
и интенсификацию их влияния на всю социальную
систему. К числу таких мер помимо прямых
льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные
примеры их косвенной поддержки – инвестиционное
консультирование, содействие в патентной
защите, централизованный PR особой экономической
зоны и т.д. Этот аспект остается в России
совершенно непроработанным, хотя является
очень важным.
В настоящее время в основном
сформирована нормативная правовая
база, необходимая для создания и
функционирования ОЭЗ. Она включает
в себя свыше 50 нормативно-правовых
актов. В целом, создана и система
управления данным процессом. Минэкономразвития
России – главный стратегический орган,
осуществляющий нормативно-правовое регулирование
в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными
управлениями) – главный орган исполнительной
власти, организующий и отвечающий за
эту работу. ОАО "Особые экономические
зоны" – ведущая организация, непосредственно
осуществляющая строительство объектов
инфраструктуры в ОЭЗ.
В направлении создания в Российской
Федерации особых экономических
зон сейчас практически завершен
первый этап – этап формирования
нормативной правовой базы и открытия
зон. С 2008г. мы начинается новая фаза деятельности
– период активного проектирования и
строительства объектов инфраструктуры
во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты
работы первых ОЭЗ покажут: насколько
эффективным станет этот инструмент для
диверсификации экономики и стоит ли его
активно распространять по всей территории
России. Однако первые результаты работы
промышленно-производственных зон позволяют
с оптимизмом смотреть на это направление.
Особые экономические зоны
должны стать новым вектором развития
российской экономики, действенным инструментом
зарождения ее нового оздоровленного
типа.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005. №116 – ФЗ
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.
- Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- Гуцериев М.С. Свободная экономическая зона (опыт, проблемы, перспективы) – М.:НПО "Школа", 1997.
- Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: учебное пособие/ Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 168с.
- Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: опыт США и российские реалии. – М.: ИСКРАН, 1997.
- Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. – М.: Ось – 89, 1997.
- Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 591с.
- Князева Н. Перспективный экономический проект // Человек и труд. – 2006. №3
- Лайченкова Н.Н. // Современный бухучет. – 2006. №4
- Петрушин В.В // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. №7
- Плеханов И. // Консультант. – 2006. №9
- Огонек. – 2007. №22
- Российская газета №4375 от 29.05.2007.
Приложение 1
Приложение 2
Новые российские
свободные экономические зоны
Место расположения ОЭЗ |
Территория зоны |
Специализация ОЭЗ |
Государственные инвестиции в инфраструктуру
зоны |
г. Санкт-Петербург
|
Два земельных участка общей площадью
200 гектаров |
Производство программного обеспечения,
средств связи и
бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных
систем управления технологическими процессами,
медицинской техники. Разработка и производство
аналитических приборов |
Около 1,5 млрд руб.,
в том числе 50 процентов из федерального
бюджета |
г. Дубна, Московская область
|
Два земельных участка общей
площадью 187,7 гектара |
Электронное приборостроение, проектирование
новых летательных аппаратов, разработка
альтернативных источников энергии
|
2,5 млрд руб., из
них 65 процентов - за счет федерального
бюджета |
г. Зеленоград |
Два земельных участка общей
площадью более 155 гектаров |
Разработка и освоение микросхем,
изделий интегральной оптики, оптоэлектроники
и интеллектуальных систем навигации,
биоинформационных и биосенсорных
технологий. Организация сквозного цикла
сверхточной сборки электронных изделий
и аппаратуры |
Около 5 млрд руб.,
в том числе 50 процентов из федерального
бюджета |
г. Томск |
Два земельных участка общей
площадью 197 гектаров |
Информационно- коммуникационные, электронные
и медицинские технологии, а также
производство новых материалов
|
Около 1,9 млрд руб.,
из них 70 процентов - за счет федерального
бюджета |
г. Липецк |
10,3 квадратных
километра |
Производство бытовой техники и комплектующих
к ней |
Около 1,8 млрд руб.,
в том числе из федерального бюджета -
42 процента |
г. Елабуга, Татарстан |
20 квадратных километров |
Выпуск автомобильных компонентов,
автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное
химическое производство |
1,6 млрд руб., из
них 49 процентов - за счет федерального
бюджета |