Свременная проблема безработици и занятости в России. Данные статистик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость.
Объектом изучения курсовой работы являются причины и виды безработицы, исследование специфики проблемы занятости в Российской Федерации.
Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СТАТИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Обследование населения по проблемам занятости
1.2 Показатели занятости и безработицы
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Безработица
2.2 Занятость населения в Амурской области
2.3 Анализ безработицы и занятости с помощью показателей динамики, и расчета средних величин
3. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Свременная проблема безработици и занятости в России.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

2007 414922 209022 205900 278922 136000

2008 417940 218032 199908 295574 122366

2009 417329 208486 208843 273403 143926

 Таблица 9 Распределение  численности занятого населения  по полу и виду поселения  в 2009 году

Всего, тыс. человек Из них

Мужчины Женщины город село

Российская Федерация 69285 35059 34226 52405 16880

Дальневосточный федеральный  округ 3222 1656 1566 2471 751

Республика Саха (Якутия) 457 228 229 318 139

Камчатский край 190 103 87 153 38

Приморский край 992 517 4745 787 205

Хабаровский край 690 354 336 561 129

Амурская область 417 208 209 273 144

Магагданска область 97 50 47 93 4

Сахалинская область 266 137 129 210 56

Еврейская автономная область 82 43 39 54 28

Чукотский автономный округ 31 16 14 22 9

 Таблица 10 Динамика  численности занятого населения  по видам экономической деятельности

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего занято в экономике, тыс.человек 382,0 380,4 404,4 414,9 418,0 417,3

в том числе:     

Сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство 38,0 50,0 44,5 50,5 29,5 56,3

Добыча полезных ископаемых 6,9 5,1 7,1 8,6 11,8 7,8

Обрабатывающие производства 22,8 21,0 14,6 25,5 13,8 19,0

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды 12,6 9,6 5,6 16,8 22,1 17,6

строительство 26,3 27,8 29,4 30,8 39,2 24,5

Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования; гостиницы  и рестораны 73,6 105,3 95,2 100,5 117,0 96,3

Транспорт и связь 74,3 49,9 82,9 54,4 75,2 67,8

Финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 21,1 19,0 25,1 13,6 11,9 14,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности: обязательное социальное обеспечение 33,2 22,9 16,9 15,2 13,3 14,2

образование 36,7 35,5 33,3 43,7 38,8 39,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 25,5 21,9 33,3 40,3 33,8 41,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг: другие виды экономической 11,0 12,4 16,5 15,0 11,6 18,8

 Численность занятого  всеми видами экономической деятельности  населения Амурской области (по  материалам выборочных обследований  населения по проблемам занятости)  насчитывала в 2009 году 417,3 тыс.  человек, или 91,3% экономически  активного населения области,  или более 48% населения, постоянно  проживающего в Амурской области.

2.3 Анализ безработицы  и занятости с помощью показателей  динамики, расчета средних величин  и показателей вариации

 Развитие общественных  явлений, в том числе занятости  и безработицы, называется динамикой.  Показатели, характеризующие это  развитие, называется рядами динамики.

 Относительные показатели  динамики:

 Темп роста (изменения)  Т - относительный показатель

 Темп роста (Тр) – отношение уровней ряда динамики, которое выражается в коэффициентах и проентах.

 Цепной темп роста  исчисляют отношением последующего  уровня к предыдущему:

 Тр.ц. = Yi/Yi-1 (4)

 Базисный темп роста  – отношение каждого последующего  уровня к одному уровню, принятому  за базу сравнения:

 Тр.б. = Yi/Y0 (5)

 Между цепными и  базисными темпами роста имеется  взаимосвязь: произведение соответствующих  цепных темпов роста равно  базисному. Зная базисные темпы, можно исчислить цепные – делением каждого последующего базисного темпа роста на каждый предыдущий.

 Выраженные в коэффициентах  темпы роста показывают, во сколько  раз уровеньданного периода больше уровня базы сравнения или какую часть его составляет. При процентном выражении темп роста показывает, сколько процентов составляет уровень данного периода от уровня базы сравнения.

 Темп прироста Тпр определяется как отношение абсолютного прироста данного уровня к предыдущему или базисному:

 а) как отношение  абсолютного прироста к предыдущему  уровню (цепной темп прироста)

 Тпр=∆ Yi/Yi-1 (6)

 Или к базисному  уровню (базисный темп прироста)

 Тпр=∆ Yi/Y0 (7)

 Б) как разность между  темпами роста и единицей, если  темпы роста выражены в коэффициентах:

 Тпр=Тр-1 (8)

 Также для анализа  рассчитывается абсолютное значение 1% прироста. Абсолютное значение 1 % прироста (А1%) равно отношению абсолютного прироста цепному, или может быть исчисленной иначе – как одна сотая часть предыдущего уровня.

 Определим вышеперечисленные  показатели относительно занятости  и безработицы в Амурской области.

 Таблица 9 Динамика  численности безработныхгод Занятое население, всего чел. Абсолютный прирост, чел. Темп роста в % Темп прироста, в % Абсолютное значение 1%прироста

 

цепной базисный цепной базисный цепной базисный 

2004 48320    100,00   

2005 43837 -4483 -4483 90,72 90,72 -9,28 -9,28 483,08

2006 36303 -7534 -12017 82,81 75,13 -17,19 -24,87 438,28

2007 28180 -8123 -20140 77,62 58,32 -22,38 -41,68 362,96

2008 22439 -5741 -25881 79,63 46,44 -20,37 -53,56 281,84

2009 39992 17553 -8328 178,23 82,76 78,23 -17,24 224,38

 Таблица 10 Динамика  численности занятыхгод Занятое население, всего чел. Абсолютный прирост, чел. Темп роста в % Темп прироста, в % Абсолютное значение 1%прироста 

цепной базисный цепной базисный цепной базисный 

2004 382021 - - - 100,00 - - -

2005 380339 -1682 -1682 99,56 99,56 -0,44 -0,44 3822,73

2006 404414 24075 22393 106,33 105,86 6,33 5,86 3803,32

2007 414922 10508 32901 102,60 108,61 2,60 8,61 4041,54

2008 417940 3018 35919 100,73 109,40 0,73 9,40 4134,25

2009 417329 -611 35308 99,85 109,24 -0,15 9,24 4073,33

 Средний темп роста  занятости за 6 лет определим по  формуле средней геометрической:

 Т.е. среднегодовой  темп роста занятости в Амурской  области составляет приблизительно 102,23%.,а безработицы 97,66%.

 Средние показатели - это  наиболее распространенный показатель, который представляет обобщенную  характеристику признаков в статистической  совокупности. Это наиболее универсальная  форма выражения статистических  показателей.

 Среднеарифметическая применяется, когда данные не сгруппированы, а даны в виде перечня.

 Найдем среднее число  безработных и занятых в Амурской  области за период 2004-2009 годы. Для  этого воспользуемся таблицей 9 и  10.

 Средняя безработица  в Амурской области:

(10)

 

 

 

 Т. о. средняя безработица  в Амурской области за 6 лет  составила 36345 человека, а среднее  количество занятых 402827 человека.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 За Российским рынком  труда "следят" представители  четырёх государственных структур. Росстат получает уведомления  от предприятий о предстоящих  увольнениях (за 2 месяца). ФСГС 4 раза  в год проводит и обобщает  итоги обследований населения  по проблемам занятости по  широкому кругу показателей.

 Минздравсоцразвития, отвечающее за выработку политики на рынке труда, аккумулирует оперативную информацию служб занятости о регистрируемой безработицы и обосновывает размеры выделяемых правительством средств для выплаты пособий официально зарегистрированным безработным в следующем году.

 Минэкономразвития готовит  инерционный прогноз о предполагаемых  масштабах безработицы.

 Очевидно, что сложившийся  порядок сбора, обработки, анализа  данных и информирования правительства  о ситуации на рынке труда  — процесс достаточно трудоемкий, растянутый во времени и неоперативный.  Во всяком случае, такие тревожные  факты, как рост общего числа  безработных (начиная с 2007 г.) и  сохранение существенной дифференциации  регионов по уровню безработицы,  не привлекли серьезного внимания.

Первые месяцы 2009г., ознаменовавшиеся резким всплеском безработицы, продемонстрировали отсутствие у Минздравсоцразвития обоснованного прогноза возможного развития ситуации на рынке труда в условиях кризиса (даже на ближайшую перспективу), чем и объясняется запаздывание с принятием мер по государственной поддерке безработных и авральный характер их проведения.

 Этого, видимо, можно  было избежать, если бы во внимание  принималась вся информация о  состоянии занятости и рынка  труда, которой располагают различные  государственные и общественные  структуры.

Нужна национальная система  прогнозирования изменений на рынке  труда.

 В 2009 г. правительство  при разработке антикризисных  мер в области занятости, по  существу, руководствовалось теми  же приоритетами, что и в 90-е  годы, тем самым как бы заранее  определив "правила игры" для  субъектов трудовых отношений.

 Из-за отсутствия национальной  системы прогнозирования состояния рынка труда правительству приходилось (начиная с осени 2008г. и весь 2009 г.) корректировать принимаемые решения сообразно развитию кризисных явлений в экономике. Для этого организовывались встречи с представителями работодателей и работников, администраций наиболее сложных регионов. Учитывался опыт развитых стран в области антикризисного регулирования и предупреждения социальных угроз; анализировались практики российских регионов в проведении активной политики на рынке труда.

 Подобная модель крайне  трудоемка, но недостаточно эффективна, нерациональна методическая ориентация  на использование преимущественно  прогнозов госструктур и недооценка  иных источников. "Цена" использования  такого подхода — авральный  характер принятия правительством  Программы антикризисных мер  (19 марта 2009г.).

 

 Только в январе 2009г.  Был запущен информационный портал  ГФСЗ "Работа в России". Наконец-то  возникла единая система сетевого  поиска работы, подключенная к  общероссийскому банку вакансий, содержащая информацию 85 региональных  служб и 2450 муниципальных центров  занятости. Такой ресурс следовало  бы создать в докризисный период. Так же, как и систему опережающего  переобучения работников. Авральный  подход к разработке соответствующих  региональных программ может  существенно снизить их эффективность.  В пожарном порядке берут на  обучение уволенных работников  или находящихся под риском  увольнения. Причем обычно гарантии  предоставления рабочего места  не обеспечиваются. Вряд ли удастся  развернуть переподготовку по  новым перспективным профессиям. Ведь большинство предприятий,  находясь в тяжелейшем состоянии  "выживания", не вполне готовы  в такой ситуации спокойно  и правильно оценить, какие  профессии понадобятся в дальнейшем.

 То же самое касается  авральной практики создания  временных рабочих мест. Эта мера  также в большинстве случаев  рассчитана лишь на оттягивание  сроков увольнения работников  с предприятия, сдерживание их  выхода на внешний

 


Информация о работе Свременная проблема безработици и занятости в России. Данные статистик