Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Однако целью работы было:
Во-первых, раскрыть понятие теневой экономики и ее основные признаки;
Во-вторых, показать сложность и многогранность теневых процессов в экономике, появившихся в последнее время в России в связи с новыми рыночными отношениями.
За последнее время проблема теневой экономики приобрела общегосударственное значение. Вокруг проблемы возникает немало самых различных вымыслов. Что же представляет собой теневая экономика на самом деле? Что она – миф, благо или роковая реальность? Что скрывается за ней - очередная мода или нарастание новых тенденций?
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теневая экономика и ее масштабы 4
1.1 Истоки и признаки 4
1.2 Проблема оценки теневой экономики 8
2 Проявления теневой экономики 13
2.1 Организованная преступность 13
2.2 Проблема коррупции 16
3 Проблема легализации теневого капитала 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ
Экономико-юридический факультет
Кафедра «экономики и менеджмента»
Дисциплина «экономическая теория»
Курсовая работа
Тема: «Теневая экономика и ее роль в России»
Выполнила:
студентка 1-го курса
группы 1051
Романова Ю.С.
Руководитель:
старший преподаватель
Гусева Е.В.
Томск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
У каждого времени – и у нашего тоже – есть свои особые приметы и символы. Понятие "теневая экономика" стало одним из них. Еще вчера оно не замечалось, обходилось, вычеркивалось из статей и книг, сегодня же словно плотину прорвало. Оно оказалось в эпицентре общественного мнения. Вокруг него закипели нешуточные страсти. Ставки растут, эпитеты усиливаются. Одни трактуют ее как печальный финал, другие находят в ней подтверждение провала перестройки, третьи связывают с ней надежды на выживание.
Однако целью работы было:
Во-первых, раскрыть понятие теневой экономики и ее основные признаки;
Во-вторых, показать сложность и многогранность теневых процессов в экономике, появившихся в последнее время в России в связи с новыми рыночными отношениями.
За последнее время проблема теневой экономики приобрела общегосударственное значение. Вокруг проблемы возникает немало самых различных вымыслов. Что же представляет собой теневая экономика на самом деле? Что она – миф, благо или роковая реальность? Что скрывается за ней - очередная мода или нарастание новых тенденций?
Бессмысленно искать ответы на эти и другие аналогичные вопросы, не выявив признаки, границы и характерные черты рассматриваемого явления.
1 Теневая экономика и ее масштабы
1.1 Истоки и признаки
Под теневой экономикой подразумевается экономика, которая взаимодействует с государством в экономических и финансовых процессах, не платит налоги с полученных в результате этого взаимодействия доходов. За последнее время проблема теневой экономики приобрела общегосударственное значение.
Истоки теневой экономики обусловлены как криминальными, так и некриминальными типами отношений.
Первым источником являются самостоятельные экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, преследуя цель удовлетворить личные потребности. Названные отношения являются ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей. Это, прежде всего:
а) слабость финансовых и налоговых
служб,
б) отсутствие развитой системы рынков, заставляющее полагаться на незаконные источники ресурсоснабжения;
в) избыточная административная регламентация, том числе противозаконная;
г) сомнение в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др.
Второй источник. Теневую экономику питает сложившаяся система неформальных фиктивных отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования.
Неформальная экономика – экономическая деятельность, основанная на межличностных связях. Наибольшая опасность такой экономики заключается в том, что происходит сращивание бизнеса и аппарата государственных чиновников, растет коррупция, происходит лоббирование интересов отдельных предпринимателей. Результат: часть предпринимателей получает льготные условия деятельности в области налогообложения, распределения капитала и доступа к сырьевым ресурсам. Наносится вред здоровой конкуренции, дискредитируется государственный аппарат, разворовывается государственная собственность, наносится вред доходной части бюджета. Все это ведет к тому, что государство утрачивает контроль над экономическими процессами в стране.
Фиктивная экономика – сходная по сути с неформальной экономикой, но в ней "световая" часть экономической деятельности является полностью или частично фиктивной и служит прикрытием для осуществления фактически теневой деятельности. Кроме того, к фиктивной экономике можно отнести деятельность, направленную на заведомо фиктивные цели. В качестве примера можно привести деятельность по обналичиванию денежных средств, невозврату кредитов и т. д.
Третий источник Теневую экономику питает система криминальных отношений («черная экономика»), базирующихся на злоупотреблении служебным положением или на корыстном насильственном вторжении в производственную и распределительную сферу экономики (незаконная предпринимательская деятельность) к ней относятся все виды деятельности, которые полностью исключены из официальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее.
Она включает:
В реальной жизни все истоки теневой экономики переплетены и их не всегда можно четко разграничить без специальных методов проверки достоверности информации о хозяйственных процессах. Но не вызывает сомнений, что теневая экономика является основой, базой, которой питается экономическая преступность.
Она обеспечивает жизнедеятельность определенных групп людей, удовлетворяет сугубо личные потребности незначительной части населения страны. К теневой экономике во всем мире повсеместно сложилось отрицательное отношение (прежде всего к криминальным формам), с ней во всех странах ведется непрерывная борьба. В то же время теневая экономика является частью экономической, без которой система не может воспроизводится. При переходе к рыночным отношениям в нашей стране сформировалась система высокотеневых экономических отношений (прежде всего криминализированных), которые характеризуются рядом признаков:
Во-первых, теневая экономика приобрела большой удельный вес, стала сектором экономики, причем доминирующим, где огромную роль играют неформальные и внепроизводственные отношения. Реальностью стала тотальная коррумпированность государственного аппарата, низкая роль права судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому финансовому капиталу.
Во-вторых, в сфере экономики образовались теневые финансовые группы (кланы), представляющие собой властно-хозяйственные структуры, имеющие в качестве покровителей различные органы государственной власти, распоряжающиеся крупным капиталом и ведущие широкомасштабную предпринимательскую деятельность. В своей деятельности финансовые группы блокируют конкуренцию на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и особенно во внешней торговле. Другим следствием функционирования теневого финансового капитала, присваивающего в связи с монопольным господством в экономике колоссальные доходы, является обнищание огромной доли населения. Так, по экспертным расчетам около 30 млн. человек имеют крайне низкий уровень жизни, значительная часть их находится на грани голодной смерти.
В-третьих, теневая экономика вызвала перераспределение национального дохода в пользу паразитического потребления. Рост доходов у теневых финансовых олигархов сопровождается развертыванием непроизводительных структур, обслуживающих теневых дельцов. В то же время народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия народного потребления, здравоохранения, образования и т.п.), приходят в упадок.
В-четвертых, теневая экономика значительную часть своих капиталов вывозит за границу. Объем вывезенных капиталов, по данным экспертов составляет 150-300 млрд. долл.
В-пятых, следствием развития теневой экономики является деградация бюджетной системы, вынужденное секвистирование доходной и расходной частей бюджета. Финансовый капитал паразитирует на бюджетных средствах, использует их как главный источник сверхдоходов, манипулирует с бюджетными ресурсами и государственной собственностью, толкает государство на получение заемных средств как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. С этим сопряжено сужением реального сектора экономики, разорение значительной части предприятий, что привело по имеющимся оценкам, к банкротству почти 30% их численности, поставив еще две трети на грань банкротства.
Вся эта система устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшийся криминальный финансовый капитал фактически доминирует в принятии общегосударственных экономико-политических решений и обладает конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими хозяйствующими субъектами.
1.2 Проблема оценки теневой экономики.
В соответствии с международным стандартом учета экономических операций (СНС-93) все страны при макроэкономических расчетах обязаны учитывать параметры теневой экономики. В настоящее время, в условиях российской переходной экономики, трудности с таким расчетом приобрели особую остроту. Проблемы заключаются, прежде всего, в информационной недоступности и несовершенстве методологии ее косвенной оценки. Также существует некоторое несоответствие в трактовке понятия теневой экономики требовании СНС.
Не смотря на требования СНС-93, в России, как и в большинстве стран, при расчетах ВВП "нелегальные" операции из-за сложности учета не определяются. Госкомстатом России в составе российской теневой экономики исчисляют совокупность "скрытой" и "неформальной деятельности.
За 1998г. Госкомстатом России определены масштабы теневой (нерегистрируемой) экономики в размере 25% ВВП. В то же время средний показатель теневой экономики стран-членов ЕС составляет от 7 до 16%.
Необходимо выработать стратегию статистического обследования индивидуальных предпринимателей на выборочной регулярной основе.
Некоторые территориальные органы госстатистики, опираясь на поддержку местных органов власти и финансирование из субъекта РФ, вынуждены самостоятельно определять, в каком объеме собирать информацию и определять выборочную совокупность обследуемых индивидуальных предпринимателей.
Практически невозможно разработать единую, универсальную методику для регионального уровня, как это сделано для РФ (вышел целый сборник методологических положений по оценке теневой экономики на федеральном уровне). Проблемы разработки связаны не только с тем, что регион является так называемой «открытой» системой и многих макроэкономических показателей на этом уровне просто нет. Трудности еще и в том, что каждый регион имеет разную отраслевую специализацию, это предполагает наличие определенных специфических способов и приемов оценки теневой экономики для отдельного взятого региона. Необходима научная проработка таких методов.
В промышленности, в рамках нерегистрируемой экономики, осуществляются досчеты на сокрытие части произведенной продукции хозяйствующими субъектами, нелицензированное производство товаров и услуг. Подпольное производство разрешенных законом товаров и услуг и т.д. в целом за 2000г. объемы «нерегистрируемой» экономики в промышленности Республики Коми 1,6% от общего объема промышленного производства.
Оценка «скрываемой» промышленной продукции основывается на результатах проверок налоговых служб о правильности начислений и уплаты НДС. В 2000г. в республике было проверено 185 предприятий (12% от общего количества промышленных предприятий). При этом неизвестно, предприятия каких отраслей участвовали в проверках налоговых служб, какова их доля в общем объеме промышленного производства. Такой учет контролирующими органами не ведется.
Информация по предприятиям с 2001г. собирается ежеквартально в рамках федерального плана статистических работ.
Таблица 1 – Объемы неформальной и скрываемой деятельности в промышленности.