Теневая экономика и ее роль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Однако целью работы было:
Во-первых, раскрыть понятие теневой экономики и ее основные признаки;
Во-вторых, показать сложность и многогранность теневых процессов в экономике, появившихся в последнее время в России в связи с новыми рыночными отношениями.
За последнее время проблема теневой экономики приобрела общегосударственное значение. Вокруг проблемы возникает немало самых различных вымыслов. Что же представляет собой теневая экономика на самом деле? Что она – миф, благо или роковая реальность? Что скрывается за ней - очередная мода или нарастание новых тенденций?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теневая экономика и ее масштабы 4
1.1 Истоки и признаки 4
1.2 Проблема оценки теневой экономики 8
2 Проявления теневой экономики 13
2.1 Организованная преступность 13
2.2 Проблема коррупции 16
3 Проблема легализации теневого капитала 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Теневая экономика (исправ).doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Однако говорить об односторонней выгоде чиновника у нас еще меньше оснований, чем в случае регистрации. В существующей экономико-правовой ситуации, когда права предпринимателя очерчены весьма неопределенно и нет условий для их защиты в суде, затраты на обеспечение «добрых» отношений с административной властью могут  расцениваться как эффективные издержки, дающие важную гарантию развития и безопасности бизнеса.

Тот факт, что все эти платежи являются, по сути дела, взяткой, но « в завуалированной форме», а опыт различных фирм еще раз напоминает нам о строгих правилах, обеспечивающих безопасность теневых сделок. Но если безопасность – основная забота бюрократии, то главная забота предпринимателя – минимизация прочих трансакционных издержек, связанных с теневыми отношениями. Снизить же эти издержки можно лишь в том случае, если рационально их организовать, ввести в отношения с чиновником элементы контрактного права, превратить непредсказуемый административный произвол в рассчитанную коммерческую операцию, включит в состав своего бизнеса.

Четкие правила поведения на теневом рынке, своеобразный «теневой порядок» заранее никем не планируется и не программируются, а вырастает из живой экономической практики и закрепляется в обычае.       

Говоря о коррупции, следует отметить, что в этом явлении огромную роль занимает коррумпированность правоохранительных органов. В данный момент все указывает на серьезный кризис доверия граждан к государственным структурам и к милиции в частности. Искать явную защиту у них выражают не многие.

Безопасность есть один из факторов экономической деятельности, которая дает фирме прибыль. Фактор этот может приобрести различными конкурирующими способами, и цена его может быть выше или ниже. Выбор, который навязывается предпринимателю, говорит как о его собственных ограниченных возможностях, так и о состоянии того сегмента рынка, на котором он работает и который монопольно контролируется данным поставщиком безопасности ( отделением милиции). Именно факт получения конечной выгоды потребителем и отличает случай милицейского налета от грабежа на большой дороге.

Другим подтверждением того, что отношения предпринимателя с милицией являются, по сути дела, рыночной сделкой, может служить использование правоохранительными органами такого «переговорного аргумента», как возможный отказ выполнять свои функции в случае, если потребитель уклонился от игры по навязываемым ему правилам теневого рынка.

Есть мнение, что потенциальная угроза со стороны криминального рэкета и есть та социально психологическая среда, которая обеспечивает милиции устойчивый спрос на ее специфический «товар», среда, в устранении которой милицейские работники меньше всего заинтересованы.

Не надо доказывать, что превращение услуг по обеспечению безопасности из «общественного блага» в товар теневого рынка, которым монопольно распоряжаются работники милиции, имеет далеко идущие последствия. В этих условиях перед лицом милицейского произвола граждане – и физические, и юридические лица – оказываются абсолютно беззащитными. Потому что на интересующем нас рынке такие понятия как обеспечение безопасности и угроза безопасности могут быть связаны деятельностью одних и тех же субъектов, в роли которых могут выступать как создатели бандитских крыш, так и призванные бороться с ними милицейские работники.

Если государственные служащие, какими, по сути, являются работники милиции, оперируют вне сферы легального права, то они неизбежно обрекают на теневые операции и тех, кто становится жертвой их произвола. Разумеется, не только работники милиции выталкивают предпринимателя в теневую сферу, но их роль трудно переоценить. Поборы милиции представляют собой некоторый теневой налог на фирмы и их работников. Отказаться от уплаты этого налога невозможно. Между тем платить и этот «налог», и те официальные налоги, которыми (теоретически) оплачивается система общественной безопасности, предпринимателю оказывается не по карману.

Так что не только чрезмерно высокие узаконенные ставки заставляют предпринимателя от уплаты официальных налогов, но необходимость создавать «черную кассу» для теневых платежей. Конечно, предназначена она не только для милиционеров. Но не в последнюю очередь – и для них тоже.

Теневой рынок безопасности легального бизнеса не единственный источник криминальных доходов милицейских работников. Они могут « зарабатывать» и тем, что в полном противоречии со своими должностными обязанностями берутся обеспечить безопасность преступников. В этом случае они, по сути дела, «входят в долю» с криминальными структурами и оставляют им простор  для безнаказанной деятельности вне закона.

Понятно, что достоверность сведений о милицейском лихоимстве никто сообщить не может – для одних доступ к информации о такого рода сделок закрыт в силу их глубокой законспирированности, а те, кто сам в них вовлечен, говорить о них не станет. Мы располагаем лишь некоторыми наблюдениями, интересных прежде всего тем образом милиции, который сложился в сознании людей.

Как бы ни оценивали достоверность различных свидетельств, одно не вызывает сомнений: не только предприниматели, но и рядовые граждане проявляют сегодня к деятельности милиции самое пристальное внимание. Их настороженность и подозрительность могут объяснятся или конкретным опытом столкновения с данной государственной службой, или сложившимися представлениями о том, каких результатов следует ожидать, если придется с ней столкнуться.

    

  

 

 

3 Проблема легализации теневого капитала

 

Как же сдержать рост теневой экономики? Из выше изложенного следует принципиальный ответ: надо координально изменить взаимодействие государства с отечественными производителями. Динамику и тенденции развития теневой экономики нельзя рассматривать в отрыве от реформаторского курса в целом, а суть сегодняшней экономической политики по отношению к предпринимателю может быть выражена очень просто: «Мы тебя будем «давить», а ты живи, как хочешь». Поэтому предприниматель оказывается перед выбором: или  нарушать закон, или разоряться. И чтобы теневая экономика не росла, нужно добиваться существенных изменений экономической политики. Она должна повернуться к отечественному производителю и создать нормальные условия для его функционирования. И если такие условия будут созданы, теневая экономика не просто перестанет расширятся: из нее уйдет, т. е. окажется «на свету», часть действующих лиц.

Полностью устранить теневую экономику невозможно, ибо нельзя искоренить такие виды деятельности, которые запрещены законом, но которыми определенные лица занимаются исходя из логики «риск велик, но велик и возможный доход». Согласно мировой практике количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики 5-10% ВВП.

В последние годы легализация теневых доходов фактически происходила, причем в крупных масштабах. Это связано прежде всего с реализацией приватизационной модели, с разделом не только имущества предприятий, но и госфинансов. Факты, однако, таковы, что легализованные доходы не вошли в нормальный хозяйственный оборот, а попали либо за границу, либо в «тень» упрочив основу ее расширенного воспроизводства.

В настоящее время легализация теневых капиталов – чуть ли не единственный крупномасштабный внутренний источник инвестирования в отечественную экономику. Правительство «загнало» предпринимателя в тень и теперь обязано предоставить ему возможность из тени выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной утрате страной огромных капиталов, в создании которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела – задача, достойная настоящих реформаторов.

С 1992г. на практике реализуется радикально-либеральный подход, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы накопления частного капитала. Его главные результаты: критические масштабы роста теневой экономики и коррупции, образование крупных финансово-производственных групп  и кланов, задействование экономических и правовых механизмов, обрекающих на гибель законопослушных предпринимателей, прежде всего субъектов среднего и малого бизнеса.

В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально либерального подхода возник подход преимущественно-репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания. Репрессивный подход имеет органические изъяны.

Вот почему необходим третий – комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы. Предполагая приоритет изменения общих условий хозяйствования перед силовыми методами, он непосредственно:

  • сопрягается с совершенствованием законодательства;
  • с устранением правовых норм и экономических механизмов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность;
  • с разработкой и реализацией целостной многоаспектной программы интеграции теневой и легальной экономики.    

При дальнейшей реализации радикально-либерального подхода рост масштабов теневой экономики и сфер влияния теневого капитала может зашкалить за  критические значения. Весьма вероятны резкое усиление влияния и прямое проникновение в высшие эшелоны власти сугубо криминальных элементов. Логическим завершением этих процессов, не исключено, станет чуть ли не абсолютная легализация теневой экономики.

Вряд ли такая политика получит общественную поддержку, в то числе со стороны теневиков-хозяйственников, испытавших все  «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жить с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т. п. Полная легализация теневого капитала вызовет также жестокое противодействие рабочих и всех бюджетников, пенсионеров. Думается, легализация теневиков-хозяйственников может пройти лишь в том случае, если она будет сопровождаться репрессивными акциями против криминальной составляющей теневой экономики.

Репрессивный же подход в борьбе с теневой экономикой имеет шанс на поддержку абсолютного большинства населения лишь в отношении сугубо криминальных элементов (торговцев наркотиками и оружием, рэкетиров, бандитов, наемных убийц), в один ряд с которыми можно поставить глубоко коррумпированные группы чиновников, формирующие своеобразную надстройку теневой экономики и составляющие значительно меньшую часть всей ее пирамиды.

Впрочем, как свидетельствует мировой опыт, любой подход к анализируемому феномену не может быть абсолютно бескомпромиссным, исключающим социальные протесты и противодействие со стороны каких-то общественных групп. Властям все равно придется выбирать в этом смысле между «плохим» и «наименее плохим». Последним в плане меры социальных рисков и угроз представляется именно вариант легализации части теневой экономики, представленной хозяйственниками-теневиками, и их интеграции в нормальную экономическую жизнь.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теневая экономика –это не просто сложное социально-экономическое явление охватывающее всю систему общественных экономических структур, экономических отношений общества – это, прежде всего, неконтролируемый обществом сектор общественного производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей, скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений в целях извлечения сверхдоходов (сверхприбылей) для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения страны.

Подводя некоторые итоги вышеизложенному, необходимо заметить, что в рамках данной работы фактически невозможно охватить все проблемы, связанные с теневой экономикой, теневым предпринимательством, экономическими и налоговыми преступлениями.

В данной работе были рассмотрены истоки, ведущие к развитию теневой экономики и питающие ее.

Также были рассмотрены такие проявления теневой деятельности как организованная преступность, которая занимается противозаконными действиями, зарабатывая при этом огромные деньги, и коррупция (среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов), существование которой подталкивает предпринимателей на теневую деятельность.

В ходе развития теневой экономики из страны  вывозятся огромные денежные капиталы, что может привести к дефициту бюджета. Для возврата этого капитала необходимы определенные подходы, направленные на легализацию теневого капитала. В данной работе было предложено несколько таких подходов: радикально-либеральный, преимущественно-репрессивный и комплексный экономико-правовой подходы.

В заключение необходимо сказать, что теневая экономика существовала, существует и будет существовать всегда, как бы с ней не боролись. Но все же необходимо формировать и реализовывать программы борьбы с экономической преступностью и ее материальной базой – теневой экономикой, которая поставила под угрозу безопасность и целостность России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Шестаков А.В. Теневая экономика: учебное пособие./А.В. Шестаков – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. – 152с.
  2. Теневая экономика \ А.П. Бунич, А.И. Гуров, Т.И. Корягина, А.А. Крылов, К.А. Улыбин; сост. Б.А. Дружинин. – М.: Экономика, 1997. – 160с.
  3. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологические исследования./Клямкин И.М. – М.: Российский государственный университет, 2000. – 595с.
  4. Давыденко Л.Н. Экономическая теория (Учебное пособие 2002г.) /Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский
  5. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила./Исправников В.О. – М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 192с.
  6. Проблемы оценки теневой экономики. В.Я. Сквозняков,
  7. Н.В.Азаренкова. ж. «Вопросы статистики». 12/2001.

Информация о работе Теневая экономика и ее роль в России