Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Однако целью работы было:
Во-первых, раскрыть понятие теневой экономики и ее основные признаки;
Во-вторых, показать сложность и многогранность теневых процессов в экономике, появившихся в последнее время в России в связи с новыми рыночными отношениями.
За последнее время проблема теневой экономики приобрела общегосударственное значение. Вокруг проблемы возникает немало самых различных вымыслов. Что же представляет собой теневая экономика на самом деле? Что она – миф, благо или роковая реальность? Что скрывается за ней - очередная мода или нарастание новых тенденций?
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теневая экономика и ее масштабы 4
1.1 Истоки и признаки 4
1.2 Проблема оценки теневой экономики 8
2 Проявления теневой экономики 13
2.1 Организованная преступность 13
2.2 Проблема коррупции 16
3 Проблема легализации теневого капитала 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
(в % к общему объему промышленного производства)
1998г. |
1999г. |
2000г. | |
Всего неформальная деятельность |
4,7 |
3,4 |
1,6 |
в том числе: производство в рамках дом. хозяйств. |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Производство индивидуальными предпринимателями |
1,2 |
0,5 |
0,6 |
Объем скрываемого выпуска промышленной продукции |
3,3 |
2,7 |
0,8 |
Для оценки «скрытой» экономики необходимо расширить круг применяемой для анализа информации. Во-первых, более широко использовать данные налоговых органов по результатам проверок предприятий. Во-вторых, развивать в анализе статистической информации так называемые оценки «производственного потенциала», т.е. определение максимально возможной величины выпуска в реально существующих на сегодняшний день социально-экномических условиях.
Наибольшие масштабы «нерегистрируемой» посредством статистического наблюдения деятельности – в торговле.
Сокрытие на малых, средних и крупных торговых предприятиях составляет, по разным оценкам, от13 до 30%. Это же значение используется для оценки сокрытия товарооборота индивидуальными предпринимателями.
Таблица 2 – Объемы неформальной и скрываемой деятельности в торговле.
(в % к общему объему оборота розничной торговли )
1998г. |
1999г. |
2000г. | |
Всего неформальная и скрытая деятельность |
69 |
70 |
77 |
в том числе: сокрытие малыми, средними и крупными предпринимателями |
14 |
14 |
17 |
Торговля на рынках, с рук, а также предпринимателями, имеющими стационарную торговую сеть, являющимися посредниками и т.д. |
56 |
56 |
60 |
Без оценки теневой части прибыли невозможно оценить реальную эффективность в отраслях экономики. Предприятия скрывают реальную прибыль, завышая издержки производства и занижая выручку от реализации продукции. Например, ниже приведены данные за 1996-2000гг. об общем количестве торговых предприятий и доли убыточных среди них.
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Число предприятий на 1 января, единиц. |
3700 |
3977 |
4222 |
4377 |
4499 |
Доля убыточных среди них, в %. |
72 |
74 |
75 |
67 |
42 |
Эти данные свидетельствуют о том, что большая часть предприятий не отражает в отчетах истинного положения. Значительно занижается как торговая выручка, так и финансовый результат. Понятно, что не могут новые торговые предприятия создаваться, чтобы получать вместо прибыли убыток. Поскольку существует налог на прибыль, то в большей или меньшей степени предприятия всех отраслей экономически заинтересованы в укрытии истинных финансовых результатов.
Один из путей расчета реальной величины денежных доходов – через расходы и сбережения населения. Такую информацию можно получить в ходе бюджетных обследований домохозяйств. Однако, еще никто в мире не получил информацию о расходах и сбережениях богатых людей, лиц, связанных с «теневым» бизнесом.
В связи с этим большую ценность приобретают всевозможные опросы населения по проблемам «теневой экономики». Более того, анкетирование нужно проводить не среди населения, но и среди предпринимателей, как непосредственных участников «теневой» деятельности.
Проведенное в апреле 2001г. Госкомстатом России обследование теневой экономики в промышленности, строительстве и торговле содержало грамотные вопросы, с разных сторон рассматривающих «теневую» деятельность. Однако анкетирование было подготовлено и проведено в очень сжатые строки и не принесло должных результатов.
Проблемы оценки «теневой» экономики по регионам РФ в настоящее время является чрезвычайно актуальными. К сожалению, полной информации территориальные органы государственной статистики предоставить не могут. Такая ситуация не может не отражаться на уровне доверия общества к официальной статистической информации.
В этой связи должны быть предприняты меры по научной разработке проблем региональной статистики, совершенствованию балансовых расчетов, а, следовательно, по существующему поведению качества и надежности статистической информации.
2 Проявления теневой экономики
2.1 Организованная преступность
То, что организованная преступность в нашей стране есть, и, то, что она тесно связана с теневой экономикой – это факт уже бесспорный и признанный на государственном уровне.
Организованную преступность можно определить как относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом (бизнесом) и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции.
Из этого определения, не претендующего на бесспорность, вытекают четыре признака организованной преступности.
Первый из них – относительная массовость.
Второй признак – наличие самих объединений лиц для систематического занятия преступлениями. В этих объединениях наблюдается достаточно выраженная иерархия, или соподчиненность ее участников, жесткая дисциплина, основанная на устанавливаемых нормах поведения и дополненная уголовными традициями, столь характерными для преступного мира. Власть в такой группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество ее участников колеблется от 5 до 600 человек и более. Это как бы общее представление о преступной группе организованного типа. Вполне понятно, что эти группы равнозначны по уровню организации, структуре и преступной деятельности. Отсюда неодинакова и организованная преступность, тем более в масштабах такой огромной страны как наша. Поэтому необходимо различать ее уровни. Их три:
Первый уровень – это устойчивые, управляемые сообщества, имеющие функциональную иерархическую структуру, но не имеющие коррумпированных связей. Кстати, большая часть таких групп стремится к этим связям. Это как бы первая, примитивная ступень организованной преступности. Такие группы занимаются хищениями, кражами, вымогательством и мошенничеством.
Второй уровень – это то же преступное сообщество, но уже имеющие коррумпированные связи с должностными лицами. Среди крупных расхитителей, которые возглавляли такие группы, по данным проведенного расследования, 80% являлись руководителями хозяйственных предприятий и учреждений. Распространенность этого уровня достаточно большая.
Третий уровень – это когда несколько преступных групп объединяются по взаимному соглашению, как правило, в процессе конкуренции или борьбы за сферы влияния в одно сообщество. Таким образом проявляется многозвеньевая система. На западе это называется сетевой структурой организованной преступности. Именно такая структура ближе всего стоит к нынешней мафии. В таком сообществе есть и совет, возглавляемый лидером, и боевики, общие денежные фонды, и «крыша над головой» – коррумпированные лица, и многое другое, без чего преступная организация долго существовать не может.
Третий признак – бизнесо-экономический. Одно время специалисты считали его стержнем организованной преступности. И это, пожалуй, верно, т. к. цель систематического нарушения закона преследует именно обогащение. Все изученные нами группы систематического совершения преступлений в виде промысла для получения крупного «дохода».
Деньги тут играют двоякую роль. Значительная их часть идет на подкуп должностных лиц.
Таким образом мы подошли к четвертому и, пожалуй, самому «тяжелому» признаку организованной преступности – коррупции государственных чиновников.
Коррупцию следует отличать от обычных взяток, которые являются лишь средством ее достижения, в результате чего работник власти или управления начинает состоять как бы на двух службах – на официальной и у преступной организации.
Высокая общественная опасность организованной преступности заключается в том, что она, проникая в сферу экономики, подрывает ее изнутри, создает дефицит, а порой нарушает ритм работы отдельных хозяйственных звеньев. Есть еще одна сторона данной проблемы – активизация уголовных элементов. Неверно думать, что организованная преступность не причиняет населению явного ущерба. В последние годы данью обложены многие категории профессиональных преступников, совершающих квартирные и карманные кражи, различные виды мошенничества, спекуляции, валютные сделки и т. д. Они платят от 10 до 30% своей выручки. Поэтому упущенная выгода должна быть ими компенсирована, и она компенсируется за счет увеличения уголовных посягательств против граждан.
До начала кооперативного движения преступные группировки действовали преимущественно в сфере общеуголовной преступности и являли собой пародию на западную организованную преступность. Теперь же ситуация изменилась. В связи с извращениями в кооперативном движении, и особенно с финансовой бесконтрольностью, значительная часть преступных группировок, закончив формирования своих структур и получив экономическую основу, стала легализоваться, отмывая через кооперативы нажитые преступным путем деньги. За внешне благозвучными названиями отдельных кооперативов нередко прокручивались различного рода махинации, текла вторая экономическая жизнь, невидимая, но ощутимая обществом. Появились лжекооперативы, через которые, переводя на их счет безналичные деньги, другие получали наличные.
Подводя итог об организованной преступности, следует сказать, что сегодня не единичны факты выхода наших мафиози на преступный мир западных стран. А это значит, что в недалеком будущем, когда наши предприятия начнут в полную силу реализовывать прямые договорные отношения с зарубежными партнерами, организованные преступники не преминут этим воспользоваться. Необходимо сказать, что к этому тяготеют и западные мафиози, мечтающие отмывать деньги в нашей стране. В связи с этим возникает проблема экономической защиты наших предприятий от организованной преступности.
2.2 Проблема коррупции.
Так сложилось исторически, что административный бюрократический аппарат с коммунистических времен сохранил в российском государстве свои распорядительные функции. До сих пор, исполняя законы, он стремится предельно зарегулировать права собственности, искусственно создать дефицит прав, четко соблюдая при этом собственные корпоративные интересы, т. е. Приторговывая различными лицензиями получая при этом своеобразную ренту. И все же, хотя явление это само по себе не ново, современные экономико-правовые функции бюрократии по сравнению с коммунистическими временами значительно изменились.
Сейчас непосредственным потребителем результатов административного решения сплошь и рядом оказывается частное лицо, юридический собственник, предприниматель. Частная выгода становится единственным мотивом его обращения к властям. И во взаимоотношениях с ним представитель власти, распоряжающийся неким капиталом административных решений, имеет возможность инвестировать этот капитал в частный бизнес.
Юридическое, конституционное право по сути дела, единственный товар, которым чиновники всех уровней и административный аппарат в целом распоряжаются монопольно. Ничего другого, никакой другой собственности у них сегодня нет, но чтобы жестко контролировать любые легальные рынки, ничего другого и не требуется: искусственно созданный дефицит легальных возможностей – самый доходный способ бюрократически-теневого управления.
Эта общая экономико-правовая ситуация предопределяет сегодня отношение не только чиновника к бизнесмену, но и бизнесмена к государству.
Огромным спросом в условиях рыночной экономики пользуется само право на предпринимательскую деятельность. И право это в России можно получить только из рук чиновника. То есть предприниматель встречается с ним еще до того, как сделаны первые шаги в бизнесе, причем встречи эти происходят не на легальном поле, но в теневой сфере, где законные права покупаются или, вернее, выкупаются за взятку.
Соглашаясь платить чиновнику уже на стадии открытия своего дела, предприниматель не формальным юридическим правом, которое в сфере теневых отношений не может найти никакого применения, но нормами права обычного, согласно которым решение чиновника воспроизводится как особый товар, имеющий свою цену. Интерес же предпринимателя заключается в том, чтобы купить этот товар подешевле, и с наименьшими трансакционными издержками.
По-видимому, первой и главной заботой при оформлении теневых сделок является безопасность участников этих сделок. Не в последнюю очередь именно с этим связанно, наверное, широкое распределение памятного по советским временам своеобразного бартерного обмена между предпринимателем и чиновником, когда платеж принимает форму взаимной услуги или подарка.