Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

В экономике, как в науке, имеется много неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Речь идёт о теневой экономике, которая затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности общества.
В литературе можно увидеть огромное число разных терминов и понятий, относящихся к той или иной части экономики, которая официально не зафиксирована. Данную экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной и даже подземной.

Содержание работы

Введение……………………………………………...………………..………….2
Глава 1. Общая характеристика теневой экономики….………….………..5
1.1 Понятие и причины возникновения теневой экономики ..………….5
1.2 Структура теневой экономики…….. ..………………....……………..9
Глава 2. Анализ масштабов теневой экономики, опыт государственного противодействия в России и в мире…………………………………………13
2.1 Масштабы теневой экономики в России и за рубежом……….…....13
2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики в мировой практике……………………………………………………………………17
Заключение……………………………………..……………………………….20
Библиографический список………………..……………………….………...22

Файлы: 1 файл

Теневая экономика причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах.docx

— 131.85 Кб (Скачать файл)

3. Подпольная экономика.  Под ней понимаются запрещенные  законом виды экономической деятельности3.

 «Неофициальная» теневая экономика  – это запрещенная законом  скрываемая экономическая деятельность работников «официальной» экономики на их рабочих местах, приводящая к  скрытому перераспределению ранее  созданного национального дохода. С  точки зрения общества в целом «неофициальная» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: выгоды от такой экономики получают одни люди за счет потерь, которые несут другие люди.

 «Фиктивная» теневая экономика – разрешенная законом, но  нерегистрируемая экономическая  деятельность по производству  и реализации обычных товаров и услуг. «Фиктивная» экономика функционирует более автономно. В этом секторе теневой экономики самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

 «Подпольная» теневая экономика  – запрещенная законом экономическая  деятельность, связанная с производством  и реализацией запрещенных и  остродефицитных товаров и услуг.  «Подпольной» теневой экономикой  в широком смысле слова можно  считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной  экономической жизни. Этой деятельностью  может быть не только основанное  на насилии перераспределение  (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров  и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес).

 По классификации ООН можно выделить 17 разновидностей преступлений в теневой экономике: отмывание денег, терроризм, кража произведений искусства и предметов культуры, кража интеллектуальной собственности, незаконная торговля оружием, угон самолетов, морское пиратство, захват наземного транспорта, мошенничество со страховкой, компьютерная преступность (в частности незаконные переводы денег), экологическая преступность, торговля людьми, торговля человеческими органами, незаконная торговля наркотиками, ложное банкротство, проникновение в легальный бизнес, коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей4.

По содержанию и отличительным  характеристикам теневую деятельность можно классифицировать на полулегальную (доходы формируются вследствие узаконенной деятельности, путем утаивания части произведенной продукции, предоставленных услуг или полученной прибыли) и неформальную (состоит из различных форм незарегистрированного предпринимательства).

В литературе наиболее часто рассматривается классификация теневой деятельности по полезности и опасности. Исходя из этого, можно выделить две группы:

1) кто ведет продуктивную деятельность, создает полезные товары и оказывает нужные потребителю  услуги, не выплачивая при этом всех налогов государству и совершая другие виды экономических нарушений;

 2) кто специализируется  на криминальной деятельности.

Но теневой экономической  деятельностью занимаются не только предприниматели. В нее вовлечены  и простые работники, специалисты, инженеры. Это касается почти всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) ее часть осуществляется прямо на рабочем месте: люди работают не только на предприятие, но и на себя. Достоверные данные о масштабах участия людей в таком роде теневой экономике пока отсутствуют. Существует также профессиональная теневая активность, практически полностью нелегальная. Это - деятельность второй группы представителей теневой экономики.

Теневая экономика носит неоднородный характер, и ей присуща своя социальная структура. Можно выделить три слоя: высший - криминальные элементы (торговцы наркотиками, оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы и др.); средний – теневики-хозяйственники (коммерсанты, финансисты, банкиры, мелкие и средние предприниматели); нижний - наемные работники как физического, так и умственного труда. Таким образом, в рамках теневой экономики формируются свои стабильные профессии, которые приносят их владельцам более или менее постоянный доход.

Таким образом, теневая экономика — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Существует много оснований для классификации этого явления, однако единого мнения не существует. Существует целый ряд причин возникновения теневого сектора в экономики, с которыми государству необходимо бороться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ масштабов  теневой экономики, опыт государственного противодействия в России и в мире.

2.1 Масштабы теневой экономики в России и за рубежом.

 

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано  с самой ее природой - теневая  экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер.

Очевидно, что теневая экономика минимальна при  абсолютно огосударствленной и  при абсолютно разгосударствленной  экономике: в первом случае государство  запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и  нужды находиться в тени. Теневая  активность будет увеличиваться  в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с  одной стороны, в слабеющей централизованно  управляемой экономике (как в  СССР 1980-х) уменьшаются возможности  контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве  множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного. Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов.

Исследования, которые были проведены в 1990-е года, показали, что среди развитых стран теневая экономика имела наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние – в США, минимальные – в таких странах как Япония, Швейцария. Эти различия объясняют высокой «огосударствленностью» смешанной экономики в большинстве стран Европы, негативными издержками американского индивидуализма и атмосферой «общественного согласия» в Японии, где даже гангстеры «честно» платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции5.

Фактически в большинстве  развивающихся стран Азии, Африки  и Латинской Америки можно  говорить скорее о существовании  «параллельной» экономики, ненамного уступающей  по масштабу экономике официальной.  Если в странах Запада в  теневом секторе работают в  основном небольшие фирмы, а  заработки от деятельности используются  как дополнительный источник  дохода, в развивающихся странах  ситуация иная. Мигранты из сельской  местности неспособны найти работу  в легальном секторе и вынуждено  добывать основные средства в  экономике теневой. Повсеместная  коррупция и изъяны в законодательстве  способствуют тому, что значительная  часть хозяйственной деятельности  оказывается неучтенной официальными  властями.

В развивающихся странах  теневой сектор играет гораздо более  заметную роль. В некоторых из них  теневая экономика даже превосходит  официальную (Нигерия, Боливия, Таиланд). Средние масштабы теневой экономики в «третьем мире» составляют примерно 35 – 45%.

Что же касается постсоциалистических стран, то согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике. В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. Среднегодовой доход гражданина Албании составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей угнана из западноевропейских стран.

Если в 1973 году теневой  сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году в России он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем, - уже 46%. Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция6. Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.

В условиях экономического кризиса теневая экономика в  России имеет устойчивую тенденцию  к росту. По оценке аналитиков американского  инвестиционного банка Сhase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный  ВВП лишь на 1,8%).

Что же касается современного состояния теневой экономики, то её величина в процентах в одних странах возросла, а в других сократилась

Самую малую теневую экономику  в мире на современном этапе имеет Швейцария. Ее размер в среднем за период 2001-2009г. составил 8,6%. При этом даже в этой стране теневая экономика за этот период увеличилась на 0,7 процентных пункта ВВП. США тоже имеет относительно небольшую долю экономической активности в тени – 9,0% ВВП в 2009г. и 8,8% в среднем за девять лет. В абсолютных цифрах это значит, что между пальцев государства проходит более $1трлн. разного рода экономических операций. В десятку самых «чистых» стран мира вошли также Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая Зеландия, Сингапур и, на удивление, Китай. В Поднебесной только 13,5% экономики находится в тени. Это почти $700млрд. Даже высокая культура, солидарность и ответственность скандинавских стран не позволила им войти в первую двадцатку. Дания оказалась лишь на 21-м месте, Финляндия – на 22-м, Норвегия на 27-м, а Швеция – на 30-м. Среди бывших социалистических стран отметим успех Словакии. Она оказалась выше других в рейтинге стран с наименьшим объемом теневой экономики, на 31-м месте. Из стран Европейского Союза самые плохие дела у Латвии. Она – на 109-м месте. В этой стране в 2009г. 44,3% ВВП находилось в «тени». Из богатых стран Запада традиционно «серой» остается Италия – 27,4% ВВП производится в теневой экономике.

 Авторитарные страны: Россия, Казахстан и Беларусь с треском  проигрывают борьбу с «теневой»  экономикой. Их показатели гораздо  хуже стран Центральной и Восточной Европы. В 2009г. в Казахстане от контроля «Большого брата» уходило 48,2% ВВП, в России – 52,0%, в Беларуси – 53% ВВП. Беларусь оказалась на 136-м месте между африканскими Бенином (135) и Конго (137).

 В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Показатель 40-50% считается критическим. Принято считать, что на этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Вот в какие огромные суммы  издержек обходится нам жадность распорядителей чужого и неумение учитывать  все издержки государственного интервенционизма. Размер теневой экономики – это  яркий пример провала государства. Таким образом, с ней бесполезно бороться запретами, контрольными органами, высокими штрафами и тюрьмой. Очищение экономики от «тени» нужно начинать с существенного сокращения налоговой нагрузки и дебюрократизации экономики.

 

 2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики в мировой практике

Смягчение масштабов теневой  экономики связано с очень  серьезными усилиями, в том числе  политическими. Это продвижение  по пути реальной демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти, усиление судебной системы  и правоохранительных органов в  целом, борьба с коррупцией в госаппарате.

В свете глобальности межбанковских  операций пресечение деятельности по «отмыванию» денег концептуально  должно строиться на общей для  всех государств основе. Каждая же страна обязана разработать стратегию  такой борьбы, учитывающую национальные особенности и специфику местных  условий. Комплексные меры должны базироваться на мировой практике и включать следующие  моменты:

· постоянное отслеживание новых схем «отмывания» денег  и обмен полученной информацией  на межгосударственном уровне;

· изучение методов перемещения  денежных средств, в том числе  сопоставительный анализ методов, применяемых  наркокартелями, торговцами оружием, террористами и пр.;

· отслеживание процессов  проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные  структуры с использованием незаконно  полученных капиталов;

· постоянное ужесточение  порядка отчетности банков по клиентуре  и применение за его нарушение  таких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;

· отслеживание процессов  срастания организованной преступности с легитимными преступными финансовыми  институтами;

· усиление контроля над деятельностью  небанковских финансовых организаций  и учреждений, а также за функционированием  некоммерческих структур, создающих  благотворительные фонды (кассы);

· анализ влияния преступной деятельности по «отмыванию» денег  на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;

· постоянное совершенствование  работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по «отмыванию» денег.

Как показывает опыт многих стран, в настоящее время организованная преступность активно пытается «легализироваться», то есть проникнуть в легальную экономику  и даже в некоторой степени  контролировать ее. Именно поэтому  борьба с отмыванием денег уже  давно приняла международный  характер, следствием чего явилась  разработка ряда международных договоров, предназначенных для противодействия  легализации доходов, полученных незаконным путем. К таким документам можно  отнести прежде всего Конвенцию  ООН «О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ» 1988 года (Венская  Конвенция) и Конвенцию Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 года (Страсбургская  Конвенция). В дополнение к данным документам важную роль в становлении  международных принципов в борьбе с легализацией средств, нажитых  преступным путем, сыграли Директива  Совета Европы ЕС 91/308 и «Сорок рекомендаций» FATF (Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег), которые  на сегодняшний день действуют в  редакции от 28 июня 1996 года. Стоит отметить, что тем самым была создана  концепция борьбы с отмыванием денег, ставшая своего рода базой для  становления национального законодательства большинства стран мира7.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах