Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

В экономике, как в науке, имеется много неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Речь идёт о теневой экономике, которая затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности общества.
В литературе можно увидеть огромное число разных терминов и понятий, относящихся к той или иной части экономики, которая официально не зафиксирована. Данную экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной и даже подземной.

Содержание работы

Введение……………………………………………...………………..………….2
Глава 1. Общая характеристика теневой экономики….………….………..5
1.1 Понятие и причины возникновения теневой экономики ..………….5
1.2 Структура теневой экономики…….. ..………………....……………..9
Глава 2. Анализ масштабов теневой экономики, опыт государственного противодействия в России и в мире…………………………………………13
2.1 Масштабы теневой экономики в России и за рубежом……….…....13
2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики в мировой практике……………………………………………………………………17
Заключение……………………………………..……………………………….20
Библиографический список………………..……………………….………...22

Файлы: 1 файл

Теневая экономика причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах.docx

— 131.85 Кб (Скачать файл)

Особый интерес для  правоохранительных органов многих стран в плане противодействия  легализации криминального капитала представляют аналитические разработки специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, которая обобщила до уровня методик большое количество вариантов  легализации преступных денежных средств. FATF была создана в Париже на саммите стран «большой семерки» в 1989 году. Основные направления работы FATF:

1. Мониторинг достижений стран - участниц FATF в деле осуществления мер по борьбе с «отмыванием» денег посредством ежегодного двухступенчатого процесса самооценки своей деятельности и более детальной оценки деятельности других стран-участниц.

2. Изучение тенденций  и методов «отмывания» денег,  создание на их основе мер  противодействия и включение  их в так называемые «Сорок  рекомендаций».

3. Оказание содействия  по принятию и выполнению рекомендаций FATF государствам, которые не входят  в состав FATF.

В данный момент членами FATF являются 26 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Сингапур. В состав FATF также входят две международные организации: Комиссия Евросоюза и Совет по сотрудничеству стран Персидского  залива. Исполнительным органом FATF является Секретариат, который возглавляет  президент, избираемый сроком на один год из числа официальных государственных  лиц стран-участниц.

Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества. Основные направления решения проблемы теневой экономики в России:

·компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству 
акциями банков и корпораций;

 ·введение системы  экономического стимулирования  выхода юридических лиц и граждан  из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность  открыто должно быть экономически  выгодно);

 ·стимулирование безналичных  расчетов и жесткая борьба  с наличным оборотом;

 ·проведение ясной  и последовательной государственной  политики поддержки частного  открытого предпринимательства (система  мер 
поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

 ·введение государственной  системы мер эффективной защиты  добросовестного собственника и  кредитора;

 ·проведение реальной  административной реформы (государственный  аппарат должен стать инструментом  ускоренного развития в России  частного бизнеса и конкурентоспособных  рынков);

 ·формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной  правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;

 ·ликвидация организованной  преступности во всех сферах  общества, прежде всего в теневом  секторе экономики и кредитно-финансовой сфере.

К сожалению, теневая экономика в России «развивается» на почве государственного контроля, бюрократической системы, сложности налогового и связанного с ним законодательства. Увеличение её объемов нельзя связывать с неэффективностью деятельности правоохранительных органов. Источник явления следует искать в причинах и условиях его возникновения, а именно в социально-экономической политике государства. Только рациональная и адекватная политика способна противостоять теневой экономике, а именно её возникновению и дальнейшему росту.

Таким образом, можно сказать, что масштабы теневой экономики во всем мире различаются, но, ни одной из стран не получилось избавиться от нее навсегда. Теневая экономика - это явление, до сих пор не обладающее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей. К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что уменьшить ее объемы можно. Но для этого странам, заинтересованным в этой проблеме, необходима устойчивая, долгосрочная, целенаправленная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.

Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика - это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики \\ ЭКО,2009. №2. с.21-37.

2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. \Теневая экономика и экономическая преступность \ Омский государственный университет. 2008г. 

3. Виноградов В.В. Экономика России / М.:Юристъ,2004.

4. Глисин Ф.Ф. , Лукашина Ж.Е. Оценка состояния и тенденций теневой экономики на основе данных конъюнктурных исследований \\ Вопросы статистики –2007 -  №12 – с. 27-32.

5. Данько П.Н. Сущность теневой экономики, ее основные формы и механизм функционирования \\ Ученые записки института управления и экономики. 2005. № 1. С. 103-104.

6. Исправников В.К. Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса  \\ Российский экономический журнал №3. 2001г. С.23-25.

7. Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Теневая экономика \ М.:Юристъ. 2006

8. Кузнецова Т. Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России \\ Вопросы экономики – 2008 - №9 – с. 127-134.

9. Макаров Д.П. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России \\ Вопросы экономики. 2007. № 3. С.45

10. Шамбуров С.А. Теневая экономика. Курс лекций \  ВСИ МВД России 2005г.

 

 

 

 

1 Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность / Омский государственный университет, 2008.  С.4.

2 Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО. 2009. №2. с.21-37.

3 Данько П.Н. Сущность теневой экономики, ее основные формы и механизм функционирования // Ученые записки института управления и экономики. 2005. № 1.      С. 103-104.

4 Макаров Д.П. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. 2007. № 3. С.45

5 Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Теневая экономика / М.: Норма, 2006 c.43.

6 Виноградов В.В. Экономика России / М.:Юристъ, 2004. с.199.

7 Виноградов В.В. Экономика России / М.:Юристъ, 2004. с.140.


Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах