Проблемы вхождения России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: обозначить проблемы вхождения России в ВТО, выявить положительные и отрицательные аспекты.
Задачи: проанализировать проблемы и перспективы вхождения России в ВТО; охарактеризовать проблему безопасности уязвимы отраслей экономики России в системе ВТО; отразить негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Анализ проблем и перспектив вступления России в ВТО…………………….5
1.1 Проблемы, обязательства и внутренние препятствия вступления России в ВТО…………………………………………………………………………………..5
1.2 Проблема конкурентной среды ……………………………………………….10
1.3 Условия ВТО: объективные преимущества.................................................12
2. Проблема безопасности уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО………………………………………………………………………………….16
2.1 Риски нефтегазовой отрасли и автомобилестроения………………………..16
2.2 Риски сельского хозяйства…………………………………………………….19
2.3 Риски полномасштабного использования компьютерных технологий…….21
3. Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО……………..23
3.1 Положительные последствия вступления России в ВТО…………………..23
3.2 Угрозы и негативность момента вступления России в ВТО……………….28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российский  экономический  университет  им. Г.В. Плеханова»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

На тему: «Проблемы вхождения России в ВТО»

 

 

Выполнил

Студент группы 813

очной формы обучения

                                                                                     факультета международных 

                                                                                      экономических отношений

Научный руководитель:

 

 

Москва - 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С начала экономических  реформ Россия приложила немало усилий для приведения своей внешнеэкономической политики в соответствие с международными стандартами. Движению вперёд в этой области способствовало декларированное ещё в 1992 г. намерение России присоединиться к системе, в то время известной как GATT. Цель договоров GATT и GATS, формирующих сегодня институциональную основу ВТО, – большая открытость принявших их экономик для торговли друг с другом,  а также обеспечение правовых и экономических механизмов такого открытого обмена1. Вместе с тем открытость экономики имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. По опыту других стран отрицательные последствия проявляются в кратко- и среднесрочном периодах, они тем значительнее, чем большей степенью  «закрытости» характеризовалась экономика до вступления во Всемирную торговую организацию. Последнее может показаться тривиальным, однако значение разницы уровней открытости экономики «до и после» в оценке возможных последствий вступления в ВТО зачастую упускается из виду.

Стремясь к  вступлению в ВТО, Россия делает серьёзный  выбор дальнейшей парадигмы своего экономического развития. До сих пор внешнеэкономическая сфера в нашей стране использовалась практически исключительно как источник твёрдой валюты и дефицитных товаров. Внешний мир воспринимался как гигантский базар, где можно выменять товары, имеющиеся в избытке, на товары, не производимые внутри страны или производимые недостаточно. Вместе с тем подобное отношение к внешней составляющей экономики представляется не только неразумным, но и крайне расточительным, поскольку внешнеэкономическая сфера может и должна использоваться более полно и эффективно.

Помимо России в ВТО входят 156 стран (16.12.11. в ВТО приняты Черногория и Самоа и осенью2011 года − Вануату) и еще 30 государств ведут переговоры о вступлении.

С 1994 года Россия стремилась стать его полноправным членом, при средней продолжительности процедуры вступления в ВТО пять лет.

Основной причиной долгого пути России в ВТО являлась, по убеждению президента России, то, что из России пытались «выбить неприлично много уступок»2.

Вступление  России в ВТО превращает её в подлинно всемирную торговую организацию. Россия − шестая по размеру экономика мира и представляет одну седьмую часть таможенной территории планеты.

Фактически  восемнадцатилетний переговорный процесс  вступления России в ВТО финишировал 10 ноября 2011 г. А 16 декабря 2011 года на восьмой Министерской конференции ВТО глава минэкономразвития России Эльвира Набиуллина и гендиректор ВТО Паскаль Лами подписали протоколом о присоединении России к этой организации. После ратификации документов ВТО в соответствие с российским законодательством в течении 220 дней и направления в ВТО ноты о том, что соответствующий закон принят и только через 30 дней после этого Россия стартует в ВТО, т.е. в конце лета, начала осени 2012 россияне начнут чувствовать плюсы или минусы такого участия.

Объект работы - процесс интеграции России в мировое хозяйство.

Предмет: вхождение Росси в ВТО.

Цель: обозначить проблемы вхождения России в ВТО, выявить положительные и отрицательные аспекты.

Задачи: проанализировать проблемы и перспективы вхождения России в ВТО; охарактеризовать проблему безопасности уязвимы отраслей экономики России в системе ВТО; отразить негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО.

1. Анализ  проблем и перспектив вступления России в ВТО

 

1.1 Проблемы, обязательства и внутренние препятствия вступления России в ВТО

 

Вступление  России в ВТО ограничивает применение таких инструментов государственного регулирования, как экономические обмены и субсидии. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами — экспортным тарифом, антидемпинговыми, защитными и компенсационными тарифами.

Безусловно, положительным  моментом должно стать, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на нашу страну повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает предсказуемым развитие экономического и правового климата для всех субъектов экономики3. Конечно, этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство. Однако реформа российского законодательства в части, абсолютно необходимой для вступления в ВТО, до сих пор не завершена.

Должны (хоть и  не сразу) существенно улучшиться условия доступа на мировые рынки российским товарам и услугам. Понятно, что это позитивно отразится на экономической деятельности российских предприятий и, как следствие, на доходах бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли. Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Европейскому экономическому пространству.

При этом следует учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей – стечением довольно длительного периода времени.

В случае вступления в ВТО Россия должна будет принять на себя определенные обязательства. Как известно, главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли. Основные принципы и правилами этой организации — предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров4.

Все члены ВТО принимают  на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных в рамках многосторонних торговых соглашений. Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 92% мировой торговли товарами и услугами.

Обязательства России в случае присоединения к ВТО частично уже введены в заключенные ею международные договора: Соглашение о партнерстве с ЕС, договор к Энергетической хартии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Отметим, что существенная часть этих обязательств совпадает с нормами национального законодательства.

Кроме того, существует ряд  дополнительных обязательств. Они касаются, например, замораживания импортных тарифов и ограничения сельскохозяйственных субсидий. Именно эти обязательства остаются предметом переговоров. Обсуждаются уровень тарифной защиты рынка товаров и уровень защиты рынка услуг. Однако процесс подготовки к вступлению России в ВТО идет крайне медленно.

Очевидно, что вступление в ВТО автоматически будет  означать ограничение возможностей правительства при проведении экономической политики использовать инструменты точечной (выборочной) поддержки тех или иных предприятий, тех или иных бизнесов. ВТО жестко следит за тем, чтобы все участники рынка находились в равных условиях, чтобы не было субсидий, потому что субсидии де-факто создают конкурентные преимущества избирательно, причем в основном для слабых производств.

Вся российская экономика  последних 10 лет строилась на государственных инвестициях, вливаниях и помощи, которые после выделения государственных денег весьма трудно контролировать. В случае вступления России в ВТО многие компании с экспортной продукцией окажутся под действием юрисдикции ВТО, т.е. начнут оспаривать избирательность поддержки определенных предприятий5. Более того, многие иностранные компании, которые придут на наш рынок, будут указывать на дискриминацию по этому признаку.

После вступления в ВТО  после определенного периода  адаптации для отечественного производства это фактически станет мощным инструментом модификации российского законодательства по западным стандартам.

Сейчас Россия резко ограничивает поставку определенных видов продукции (например, овощей) из Европы. Это, безусловно, акт агрессивный, но отчасти объяснимый, так как «жизнь наших людей дороже», и правительство РФ в данном вопросе выступает в роли благородного поборника прав национального потребителя. Такие действия, конечно, негативно влияют на взаимоотношения России с ВТО. Европейские чиновники твердо заявили о том, что массовое и произвольное ограничение импорта европейских овощей несовместимо со вступлением в ВТО и что об этом снова надо будет договариваться.

Запад больше заинтересован  во вступлении России в ВТО, чем многие влиятельные силы внутри страны. Запад, естественно, хочет получить доступ к нашему рынку, а 143 млн. россиян — доступ, причем легальный и не дискриминационный, к товарам и услугам Запада. Запад рассматривает российский рынок как неплохой, тем более что сам он более конкурентоспособен, чем отечественные производители. В то же время в России Запад смущают рыночные риски для долгосрочных иностранных инвестиций, слабость банковской системы, незавершенность налоговой и пенсионной реформ, обилие государственных дотаций, выделяемых произвольно, руководствуясь субъективным административным подходом6. Иными словами, налицо политика протекционизма, не приемлемая для Запада.

Конечно, предполагается дифференцированный подход по отраслям. Предполагается также различный по времени переходный период, который будет постепенно унифицировать правила функционирования бизнеса в разных отраслях и различные адаптационные условия. Но если, предположим, какие-то отечественные предприятия обанкротятся, не выдержав конкуренцию, то работники этих предприятий потеряют работу и не смогут стать полноценными потребителями благ, которые предоставляет развитое экономическое общество.

Одной из важных проблем  остается распыление сил и средств. Однако данный вопрос все еще не стал приоритетным в российской экономической  политике. В национальных государственных проектах обозначено5 приоритетных направлений развития: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. Не указаны, правда, механизмы их реализации.

Помимо названных в России существует крайне болезненная и деликатная проблема - старение населения. Более 40% россиян - это люди пожилого возраста. Вспомним период сталинской модернизации, когда рабочий класс пополнили 40% молодых людей в дееспособном возрасте, в основном малообразованные, с низкими запросами, но физически развитые и неприхотливые выходцы из деревни. Хотя российские тенденции демографического развития в основном соответствуют общеевропейским, но есть отягощающая специфика - низкая плотность населения, огромные пространства, большая часть которых малопригодна для проживания из-за тяжелого климата, неразвитой транспортной инфраструктуры, труднодоступных источников энергетического сырья, нерешенных социальных проблем, негативных последствий разрушительных войн и других исторических катаклизмов. В России крайне высока смертность населения в трудоспособном возрасте (особенно мужчин) при низкой рождаемости7.

Отсюда следует увеличение издержек производства (удорожание конечной продукции и снижение ее конкурентоспособности), ухудшение инвестиционного климата (неопределенность правил игры, нежелание инвестировать прибыль в собственной стране, вывод доходов в оффшоры), отсутствие заинтересованности в повышении производительности труда и улучшении производства, неблагоприятная предпринимательская среда.

Иными словами — последствия  незавершенной модернизации. Таким образом, есть множество непреодолимых внутренних препятствий для полноценного интегрирования России в мировое экономическое пространство: во-первых, неконкурентоспособная экономика, во-вторых, отсутствие стимулов к ее модернизации, в-третьих, сопротивление модернизации. Кроме того, эту модернизацию фактически некому проводить: пенсионеры уже отдали свой долг обществу сполна. Демографическая ситуация в стране такова, что исключает участие в необходимых модернизационных процессах почти половину населения. Поэтому вопрос о том, насколько экономика (прежде всего региональная) готова для конкуренции, является главным.

1.2 Проблема  конкурентной среды

 

Для развития реальной конкуренции  необходимы условия: во-первых, конкурентное законодательство; во-вторых, гарантии права собственности; в-третьих, экономическая свобода, основанная на частной собственности. Введенные стандарты помогут модернизировать Россию, облегчат борьбу с бюрократией и в значительной степени с коррупцией, унифицируют законодательство для облегчения функционирования иностранного капитала.

Информация о работе Проблемы вхождения России в ВТО