Теоретические основы денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Содержание работы

Введение...……………………………………………………………………...стр.3
Глава I. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими
школами...……………………………………………………………………….стр.41.
1 Неоклассическая школа…………………………………………………..стр.4
1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования…………стр.5
1.3 Монетаристская количественная теория денег…………………...…..стр.9
Глава II. Денежно-кредитная политика…………………………………...стр.11
2.1 Цели денежно-кредитной политики…………………………………...стр.11
2.2 Виды монетарной политики…………………………………………..стр.12
2.3 Методы денежно-кредитной политики………………………………стр.13
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики……………………….стр.15
2.5 Противоречия денежно-кредитной политики……………………...стр.21
Заключение…………………………………………………………………...стр.24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭТ-курсовая.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Содержание…………………………………………………………………....стр.2

Введение...……………………………………………………………………...стр.3

Глава I. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими

школами...……………………………………………………………………….стр.41.1 Неоклассическая школа…………………………………………………..стр.4

1.2 Кейнсианская модель  денежно-кредитного регулирования…………стр.5

1.3 Монетаристская количественная  теория денег…………………...…..стр.9

Глава II. Денежно-кредитная политика…………………………………...стр.11

2.1 Цели денежно-кредитной политики…………………………………...стр.11

2.2 Виды монетарной политики…………………………………………..стр.12

2.3 Методы денежно-кредитной политики………………………………стр.13

2.4 Инструменты денежно-кредитной политики……………………….стр.15  2.5 Противоречия денежно-кредитной политики……………………...стр.21

Заключение…………………………………………………………………...стр.24

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Денежно-кредитная политика в настоящее  время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа.        

 Теория денег (монетаристская  теория) - раздел экономической теории  изучающий воздействие денег  и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Проблема государственного регулирования  рыночной экономики, в том числе  и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику  ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами

1.1 Неоклассическая школа        

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX — начала XX в. свято верили в эффективную  саморегулирующуюся и саморазвивающуюся  рыночную экономику, отрицали необходимость  широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.        

Они считали, что реальный объем  производства определяется имеющимися у общества основными факторами  производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися  лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию  стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег  и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать  влияние лишь на уровень внутренних цен.                             

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о  неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность  затяжных кризисов и вынужденной  безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных  интервалах, оказалась неспособной  разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США, Великобритании и других развитых государств, стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

 

 

 

1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования       

Наиболее известным теоретическим  обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.         

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в  состояние равенства совокупного  спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо  ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.         

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.         

Причину попадания экономики в  ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.         

В кейнсианской теории совокупного  спроса решающее значение отводится  инвестиционному спросу. Колебания  в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут  большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших  факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.          

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.          

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.              

Поскольку курс ценных бумаг обратно  пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость  ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного  уровня", процентная ставка в будущем  начнет падать и ценные бумаги можно  будет продать с выгодой и  по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при  низкой процентной ставке ожидается  ее будущий рост, что приведет к  снижению курса ценных бумаг и  вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает  всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос  на деньги растет.

Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим  образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального  дохода и номинальной процентной ставки.         

Используя методы денежно-кредитной  политики, государство может оказывать  воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и  обеспечивая экономический рост.          

 Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.        

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится  на достаточно низком уровне  и изменение ее возможно только  в сторону увеличения. В этих  условиях владельцы денег не  будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже  очень низкая процентная ставка  не стимулирует инвестиции и  не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается  спекулятивным спросом, т. е.  деньги оседают на руках, а  не вкладываются в экономику.  Поскольку процентная ставка  не изменяется, то инвестиции  и доход остаются постоянными.  Рыночный механизм самостоятельного  оживления не срабатывает. Необходим  импульс извне рыночной системы.  Выход из этой ситуации, считали  кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.        

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.         

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.         

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства  воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Монетаристская количественная теория денег         

Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен  самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран  за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60—70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.          

Они состоят в недооценке опасности  развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования  конъюнктуры, переоценке реального  эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег  в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм — школа экономической  мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении  как определяющей функции цен, доходов  и занятости.         

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х — начала 80-х гг.         

Информация о работе Теоретические основы денежно-кредитной политики