Теоретические основы денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Содержание работы

Введение...……………………………………………………………………...стр.3
Глава I. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими
школами...……………………………………………………………………….стр.41.
1 Неоклассическая школа…………………………………………………..стр.4
1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования…………стр.5
1.3 Монетаристская количественная теория денег…………………...…..стр.9
Глава II. Денежно-кредитная политика…………………………………...стр.11
2.1 Цели денежно-кредитной политики…………………………………...стр.11
2.2 Виды монетарной политики…………………………………………..стр.12
2.3 Методы денежно-кредитной политики………………………………стр.13
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики……………………….стр.15
2.5 Противоречия денежно-кредитной политики……………………...стр.21
Заключение…………………………………………………………………...стр.24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭТ-курсовая.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

Третьим важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно  на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Так, если появляется необходимость увеличения количества денег в обращении, то осуществляется скупка государственных долговых обязательств: владельцы облигаций государственного займа, купившие их, скажем, за 50 руб., продают их центральному банку за 55 руб. При этом деньги за облигацию немедленно попадают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился длительный подъем, Федеральная резервная система поддержала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. В то время, как масштабы продаж государственных облигаций в этот период составляли лишь 2-4 млрд. дол. в год, их ежегодные закупки составляли 20- 30 млрд. дол. Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активность фирм.

Операции на открытом рынке  наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных  облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). В российской же экономике  сколько-нибудь масштабные операции на открытом рынке до последнего времени  отсутствовали (лишь во второй половине 90-х гг. резко расширялся - вплоть до августа 1998 г. - объем операций с  ГКО). Неразвитость рынка ценных бумаг  в нашей стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег. Но за период 1995-98 гг. (до августовского кризиса) масштабы купли-продажи государственных ценных бумаг возросли столь стремительно, что в российской экономике стал интенсивно проявляться эффект вытеснения.

Таким образом, если экономика  столкнулась с безработицей и  понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным  банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной  ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать  кредит дешевым и доступным.

Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к  инфляционной спирали, то реализуется  обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает (например, до 45 рублей) их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.

Первый и второй инструменты  денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный  банк, и другие элементы банковской системы. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно  влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования  денежной массы. Резервная же норма  и учетная ставка носят скорее стратегический, чем тактический  характер. Они имеют не только важное практическое значение, но и дают своеобразный информационный эффект, заключающийся  в том, что коммерческие структуры  получают информацию о содержании и  направлениях денежно-кредитной политики, рассчитанной на относительно длительную перспективу.

Все три перечисленных  выше инструмента не разрушают денежный рынок, при их использовании не происходит превышение допустимых пределов вмешательства  государства в рыночную экономику: коммерческие банки вольны брать  или не брать взаймы в центральном  банке при повышении процентной ставки; владельца сбережений никто  не заставляет продавать (покупать) государственные  облигации центральному банку.

Центральный банк способен эффективно использовать данные инструменты  лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет  подвластен центральный банк, останется  лишь найти повод для эмиссии  денег (бюджетный дефицит, возникший  по "объективным" причинам - типа войны в Чечне). В нашей стране еще недавно не требовалось даже искать удобного предлога для эмиссии: для получения денег из Госбанка достаточно было простого распоряжения правительства. В результате центральный  банк превращался в придаток Министерства финансов, а денежно-кредитная политика становилась не заслоном на пути инфляционного  процесса, а, наоборот, фактором его  дальнейшего нарастания. По нынешней российской Конституции ЦБ подотчетен парламенту и независим от исполнительной государственной власти.

Безусловно, центральный  банк не должен держаться в стороне  от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.

Определяя условия кредитования, центральный банк должен руководствоваться  как пожеланиями правительства, так и обязанностью проводить  неинфляционную денежную стратегию.

Кейнсианцы считают главным регулирующим денежную массу инструментом учетную ставку. Однако в современных условиях таковым, скорее всего, следует признать операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования менее значима, т.к. количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки.

Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале ХХ века, но затем центральные банки  натолкнулись на противодействие банковских монополий, которые устанавливали  процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. В  результате, например, когда центральный  банк понижал учетную ставку, коммерческие банки свои рыночные ставки не сокращали, и, как следствие, спад в экономике  продолжался. На эффективность дисконтной политики повлияла и интернационализация  хозяйственной жизни: понижение  процентной ставки центральным банком могло спровоцировать отток капитала из страны.

В России же ставка рефинансирования, особенно на первых этапах рыночных преобразований являлась важным инструментом денежно-кредитной  политики (да и сегодня в связи  с крахом пирамиды ГКО ее роль весьма велика). Например, в конце 1993 г. она  составляла 210%. Коммерческие банки, ориентированные  на нее, предоставляли кредиты клиентам под 240-250% (обычно на срок не более 3 месяцев  с ежемесячным обслуживанием  долга). Следовательно, каждый месяц  клиент отдавал банку 20% взятой суммы. Банк реинвестировал полученные деньги в новые кредиты. Доход, оцениваемый  по формуле сложных процентов (1,2 в двенадцатой степени = = 8,9) составлял 790% годовых, что соответствовало почти 9-кратному росту капитала и было близким к годовому темпу инфляции.

Меньшая роль изменений резервных  требований обусловлена тем, что  находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более  высокие резервные требования негативно  сказываются на прибыли банков. Результатом  становится явное или скрытое  стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики.

Первостепенная роль операций на открытом рынке обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом  масштабности и гибкости: государственные  ценные бумаги можно продавать и  покупать быстро и в значительных количествах. Так, в США банки, составляющие Федеральную резервную систему, владеют государственными облигациями  примерно на 250 млрд. долл., продажа которых  теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля.

В деятельности центрального банка широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования. Они связаны, прежде всего, с установлением экономических нормативов для банков - например, минимального размера уставного капитала, предельного соотношения между размером уставного капитала и суммы активов банков, минимального размера риска на одного заемщика, ограничений использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц и др. Так, для замедления роста объемов кредитования в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах устанавливаются в административном порядке предельные нормы расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита. Подобные административные действия центрального банка влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается рост эффективно работающих банков, уменьшается степень гибкости экономики в результате того, что пересмотр норм кредитования не успевает за изменением спроса на кредиты).

В деятельности центральных  банков широко используется и простое  увещевание, т.е. "дружеское убеждение" коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита  для противодействия инфляции или  безработице.

 

 

 

 

 

2.5 Противоречия  денежно-кредитной политики

 Денежно-кредитная политика имеет свои сильные и слабые стороны.

Сильные стороны:

  1. быстрота и гибкость. Она способна быстро менять свои ориентиры: например, масштабы покупки или продажи государственных облигаций могут изменяться ежедневно. Лаг решения в сфере денежно-кредитного регулирования гораздо короче по сравнению с соответствующим лагом в бюджетно-налоговой сфере. Так, в США комитет открытого рынка Федеральной Резервной Системы собирается для принятия политических решений довольно часто, в то время как в области фискальной политики для выработки приемлемого решения необходимо подготовить законодательство, рассмотреть его в обеих палатах Конгресса и получить их одобрение. Поэтому не случайно факт чрезмерной длительности законодательного процесса в бюджетной политике США вызвал к жизни постановку вопроса о предоставлении президенту права предпринимать определенные действия в сфере бюджетно-налогового регулирования без законодательного оформления Конгрессом (но при сохранении за последним права "вето"). Подобных проблем в монетарной политике фактически не существует. Правда, в монетарной политике может оказаться весьма продолжительным лаг воздействия, в то время как в фискальной сфере изменения налоговых ставок, объема госзакупок и программ трансфертных платежей способны достаточно быстро стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
  2. изоляция от политического давления: относительно меньшая коррумпированность руководителей центрального банка, которые обычно назначаются на длительный срок (в США - 14 лет), а потому имеют большие возможности проводить непопулярные мероприятия. Кроме того, кредитно-денежная политика мягче, является более тонкой. Поэтому ее труднее критиковать, нежели политику сокращения государственных расходов или увеличения налогов.

Слабые стороны:

  1. трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма. Данный механизм реализуется лишь при условии усиления центрального банка, государственный контроль за которым затруднен. К тому же, по убеждению кейнсианцев, неэффективность монетарной политики объясняется непредсказуемостью спроса на деньги.
  2. политика дорогих денег в целом достаточно результативна - особенно в плане борьбы с инфляцией. А вот политика дешевых денег сталкивается с проблемой, выражаемой пословицей: "можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его напиться". Коммерческие банки в результате проведения центральным банком данной политики получают возможность выдавать больше ссуд и тем самым положительно воздействовать на инвестиционную активность предприятий. Но приказать коммерческим банкам расширить предложение денег, а фирмам больше вкладывать в производство (особенно в условиях экономического спада, когда кредитные риски велики) никто не сможет. Таким образом, против глубокого спада политика денежной экспансии мало что дает. Хотя денежная политика, бесспорно, способна лечить экономику во время неглубоких спадов, однако никакой значительный спад при больших незагруженных производственных мощностях и высоком уровне безработицы не удавалось остановить посредством повышения доступности кредита. Дело в том, что кредиты, полученные домохозяйствами и фирмами, в результате проведения политики дешевых денег, могут быть направлены ими не на покупки потребительских и инвестиционных товаров, а на погашение уже имеющейся задолженности. По мнению кейнсианцев, Великая депрессия доказала невозможность при помощи денежного регулирования вернуться к процветанию: политика дешевых денег, проводимая в эти годы ФРС, не привела к увеличению банковских ссуд и расходов частного сектора.
  3. не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки. С одной стороны, пониженная ставка процента побуждает значительную часть населения меньше сберегать и больше потреблять. С другой стороны, для тех, кто сберегает с целью обеспечить старость или накопить на образование детей, более низкая процентная ставка заставляет больше отказывать себе в текущем потреблении. Конечно, многие из указанных слабостей денежно-кредитной политики проявляются лишь в экстремальных условиях глубокой депрессии. В нормальных условиях политика дешевых денег все же порождает кредитную экспансию и подстегивающий экономику рост денежного предложения.
  4. некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег. Так, некоторые статистические данные показывают, что при сокращении предложения денег автоматически возрастает скорость их обращения, поэтому сдерживание денежной массы, ее таргетирование не способно адекватно снизить инфляцию. Именно инфляция при прочих равных условиях заставляет хозяйственных агентов всеми способами убыстрять денежные расчеты, избавляться от обесценивающихся денег, что, в конечном счете, приводит к увеличению V и нейтрализации проводимой политики дорогих денег. И, наоборот, проводимая в период спада политика дешевых денег, характеризуемая низкими ставками процента, побуждает население не

Информация о работе Теоретические основы денежно-кредитной политики