Теоретические основы денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Содержание работы

Введение...……………………………………………………………………...стр.3
Глава I. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими
школами...……………………………………………………………………….стр.41.
1 Неоклассическая школа…………………………………………………..стр.4
1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования…………стр.5
1.3 Монетаристская количественная теория денег…………………...…..стр.9
Глава II. Денежно-кредитная политика…………………………………...стр.11
2.1 Цели денежно-кредитной политики…………………………………...стр.11
2.2 Виды монетарной политики…………………………………………..стр.12
2.3 Методы денежно-кредитной политики………………………………стр.13
2.4 Инструменты денежно-кредитной политики……………………….стр.15
2.5 Противоречия денежно-кредитной политики……………………...стр.21
Заключение…………………………………………………………………...стр.24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭТ-курсовая.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

Анализ деловых циклов и денежного  обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку.

 

         Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП (Валовой национальный продукт) и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен.                  

 

         Таким образом, ускорение роста  номинального ВНП, вызванное увеличением  денежной массы, лишь вначале приобретает  форму возрастающего реального  объема производства, сопровождающегося  уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального  производства приводит к тому, что  рост цен поглощает все большую  часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения  номинального и реального ВНП.         

Исходя из того, что хорошие намерения  слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.

Кейнсианскую концепцию они  считали ошибочной и внутренне  противоречивой. Поэтому главным  объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а  темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить  в жизнь постоянную предсказуемую  денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы  должны быть достаточными, чтобы, с  одной стороны, обеспечивать рост реального  ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.       

 В целом же в экономической  науке сформировалось направление,  получившее название "неоклассический  синтез", которое включает разнообразные  точки зрения по ряду вопросов  теории и практики функционирования  современной смешанной экономики.

 

 

II. Денежно-кредитная политика

2.1 Цели денежно-кредитной политики

Две цели денежно-кредитной  политики проявляются в двух противоположных  направлениях деятельности Центробанка. Первое направление - кредитная экспансия. Второе направление - кредитная рестрикция.

Если ЦБ ставит цель оживление  экономики, экономический рост и  сокращение безработицы, то проводит кредитную  экспансию (расширение) или политику «дешевых» денег. ЦБ покупает государственные  ценные бумаги на открытом рынке, снижает  учетную ставку, снижает обязательную норму банковских резервов. В результате растет денежная масса, снижаются процентные ставки, деньги «дешевеют».

Если ЦБ ставит цель сокращение инфляции, то проводит кредитную рестрикцию (свертывание) или политику «дорогих»  денег. Для этого ЦБ продает государственные  ценные бумаги, увеличивает учетную  ставку, повышает резервную банковскую норму.

Таким образом, проведение денежно-кредитной  политики проявляется в «дилемме» (несовместимости) целей. Центробанк не может одновременно достичь обеих  целей, так как не может одновременно контролировать объем денежной массы  и уровень процентной ставки. Стимулируя экономический рост и сокращение безработицы, ЦБ допускает инфляцию. Погашая инфляцию, ЦБ вызывает сокращение деловой активности и рост безработицы. Поэтому Центробанки в развитых странах проводят гибкую стабилизационную политику, которая изменяется в соответствии с фазами экономического цикла: во время  кризиса и депрессии - политика «дешевых»  денег, во время оживления и подъема - политика «дорогих» денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. 
Стимулирующая монетарная политикая проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. . 
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг. 
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы денежно-кредитной политики

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим  ростом. Механизм денежно-кредитного регулирования  во многом зависит от форм организации  банковской деятельности в стране и  полномочий Центрального банка. Государство  может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся  прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах  с рыночной организацией хозяйственной  жизни, но лишь на период глобального  кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные  инструменты Федеральная Резервная  Система применяла в эпоху  Великой Депрессии, а также во время корейской войны.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся  все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора  в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут  проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах  и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.

В большинстве стран в целях  управления и регулирования государство  ориентируется в основном на использование  экономических  методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных  методов регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Инструменты  денежно-кредитной политики

Первым орудием денежно-кредитной  политики центрального банка является учетная политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным  банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в  регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (например, в виде принадлежащих  им ценных бумаг). Назначая единую учетную  ставку, центральный банк тем самым  определяет низшую границу учетной  ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную  ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%).

Так, если произошел экономический  спад, и наступила депрессия, то учетная  ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию  денежного предложения. Тем самым  стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема  ускоряются темпы инфляции, то центральный  банк поднимает размер дисконта.

Последнее мероприятие, в  свою очередь, порождает 3 эффекта:

  1. некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;
  2. если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты;
  3. коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков - сокращение спроса на деньги.

Торможение инфляционных процессов как позитивный результат  осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере  производства. Чем дороже кредит, тем  ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы  борьба с инфляцией не приводила  к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее  позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив  соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п.

Второе орудие центрального банка - регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная  норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных  институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет  права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Предположим, клиент А коммерческого банка Х хочет перевести 1000 $ клиенту Б коммерческого банка Y. Для этого банк Х уменьшает размер своего резервного фонда в центральном банке на 1000 $, а резервный фонд банка Y в центральном банке на 1000 $ увеличивается.

Так, в условиях инфляции центральный банк увеличивает норму  обязательных резервов. Тем самым  ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим  клиентам. И, наоборот, при дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная  норма сокращается. При этом коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

При длительном использовании  нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое  значение: чем дольше применяется  этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном  банке и тем меньше смысла в  печатании новых денег и выпуске  их в обращение. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

Норма обязательных резервов зависит от видов вкладов (срочный, бессрочный), от их величины, от географических (расположение банка в крупном  или мелком городе) и институциональных (вид кредитного учреждения) различий. В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция к стиранию географических и институциональных различий в нормативах резервирования. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов проводится с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон, по которому резервные требования Федеральной резервной системы были распространены на все депозитные институты страны (ранее им подчинялись лишь коммерческие банки - члены ФРС).

Информация о работе Теоретические основы денежно-кредитной политики